Разделы презентаций


М.В. Ломоносов – насадитель русского слова 9 класс

Содержание

Цели и задачи урока: обобщить и углубить знания о филологической деятельности М.В. Ломоносова. М.В. Ломоносов – реформатор русского языка, стихосложения, системы жанров. формировать активную гражданскую позицию

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Урок литературы в 9 классе
Автор: Анохина Наталья Викторовна,
учитель

русского языка и литературы
МБОУ СОШ с. Спешнево-Ивановское
Данковского района Липецкой области.
М.

В. Ломоносов – «насадитель» русского слова
Урок литературы в 9 классе Автор: Анохина Наталья Викторовна, учитель русского языка и литературыМБОУ СОШ с. Спешнево-ИвановскоеДанковского

Слайд 2 Цели и задачи урока:
обобщить и углубить знания о

филологической деятельности М.В. Ломоносова.

М.В. Ломоносов – реформатор русского

языка, стихосложения, системы жанров.

формировать активную гражданскую позицию учащихся.
Цели и задачи урока:   обобщить и углубить знания о филологической деятельности М.В. Ломоносова.

Слайд 3Язык, великолепный наш язык. Речное и степное в нем раздолье, В нем

клекоты орла и волчий рык, Напев, и звон, и ладан богомолья. В

нем воркованье голубя весной, Взлет жаворонка к солнцу – выше, выше. Березовая роща. Свет сквозной. Небесный дождь, просыпанный по крыше…
(К. Бальмонт)
Язык, великолепный наш язык. Речное и степное в нем раздолье, В нем клекоты орла и волчий рык,

Слайд 4Александр Сергеевич Пушкин
Михаил Васильевич Ломоносов

Александр Сергеевич  ПушкинМихаил Васильевич Ломоносов

Слайд 5М. В. Ломоносов – «насадитель» русского слова.
Крупнейший поэт

XVIII века, создатель русской оды, автор поэм, поэтических посланий, трагедий,

сатир, филологических трудов и научной грамматики русского языка.
Он также возродил искусство мозаики и производство смальты и вместе с учениками создавал мозаичные картины. Автор трудов по истории России...

Ученый-естествоиспытатель, поэт, реформатор русского языка; первый русский академик Петербургской Академии наук (1745), член Академии художеств (1763).
Учился в 1731-35 в Славяно-греко-латинской академии,
в Академическом университете в Петербурге (1735),
в университетах Германии (1736-41).

В 1755 по инициативе Ломоносова основан Московский университет, которому в 1940 году присвоено имя Ломоносова.
Университет был открыт в здании, находившемся на месте Исторического музея.
Открытия Ломоносова обогатили многие отрасли знания. Он развил атомно-молекулярные представления о строении вещества, высказал принцип сохранения материи и движения, заложил основы физической химии, исследовал атмосферное электричество и силу тяжести. Выдвинул учение о свете. Создал ряд оптических приборов. Открыл атмосферу на планете Венера. Описал строение Земли, объяснил происхождение многих полезных ископаемых и минералов.

М. В. Ломоносов –  «насадитель» русского слова.  Крупнейший поэт XVIII века, создатель русской оды, автор

Слайд 6РЕФОРМА СТИХОСЛОЖЕНИЯ

РЕФОРМА СТИХОСЛОЖЕНИЯ

Слайд 7ЖАНРОВО - СТИЛЕВАЯ РЕФОРМА
В предисловии к первому изданию своих

сочинений 1757 г., которое называется
«Рассуждение о пользе книг церковных

в российском языке»,
Ломоносов выделяет в словарном составе русского языка
три вида «речений».
ЖАНРОВО - СТИЛЕВАЯ  РЕФОРМАВ предисловии к первому изданию своих сочинений 1757 г., которое называется «Рассуждение о

Слайд 8«ШТИЛИ»
М.В. Ломоносов установил зависимость между «материей», т.е. темой, предметом изложения,

жанром и стилем.
Для каждого жанра предусматривается один из трех

стилей,
отклонения не допускаются.
«ШТИЛИ»М.В. Ломоносов установил зависимость между «материей», т.е. темой, предметом изложения, жанром и стилем. Для каждого жанра предусматривается

Слайд 9 Ломоносов был против злоупотребления иностранными словами.
Он решительно

восставал против непродуманных заимствований, засорявших живой родник народного слова.



Он шел здесь различными путями:

1) заменял иностранные термины отечественными названиями;

2) вводил в оборот известные русские выражения для обозначения новых научных понятий;

3) придавал иноязычным терминам, прочно вошедшим в русский словарь, формы, близкие к нормам отечественной грамматики.

«бергверк» - рудник
«дак» – кровля
«пиляр» – косяк
«перпендикулы» – маятник.



Ему принадлежат и такие нововведения, как «упругость тел», «земная ось», «удельный вес», «преломление лучей», «магнитная стрелка», «опыт», «наблюдение».
Ломоносов удачно переделал «оризонт» на горизонт, «квадратуум» на квадрат, «ваторпас» на ватерпас и т.д.
Ломоносов был против злоупотребления иностранными словами. Он решительно восставал против непродуманных заимствований, засорявших живой родник

Слайд 10ЗНАЧЕНИЕ РЕФОРМЫ Михаила Васильевича Ломоносова
     1. Ломоносов впервые

осуществил стилевую дифференциацию русского литературного языка.    
2.

В учении Ломоносова устанавливалась зависимость между темой (предметом изложения), жанром и стилем. Произведения определенного жанра строго предписывалось создавать в рамках одного из трех стилей. Такая регламентация была положительной, т.к. способствовала упорядочению средств языка.    
3. "Славянский" язык рассматривался Ломоносовым в качестве источника стилистических ресурсов русского языка. Употребление церковнославянизмов было ограничено сферой высокого и среднего стилей.    
4. Использование просторечия в учении Ломоносова получило теоретическое обоснование, устанавливались твердые границы его употребления: оно допускалось в низкий стиль и ограниченно - в средний.    
5. Свое учение о трех стилях Ломоносов рассматривал как средство борьбы со злоупотреблением иноязычными словами.
ЗНАЧЕНИЕ РЕФОРМЫ  Михаила Васильевича Ломоносова     1.  Ломоносов впервые осуществил стилевую дифференциацию русского литературного языка.

Слайд 11ПРИМЕНЕНИЕ ПОЛУЧЕННЫХ ЗНАНИЙ НА ПРАКТИКЕ.
Заполните таблицу.

ПРИМЕНЕНИЕ ПОЛУЧЕННЫХ ЗНАНИЙ  НА ПРАКТИКЕ.Заполните таблицу.

Слайд 12ПРОВЕРЬ СЕБЯ
ТЕКСТ № 1.

Выдержка из личного письма ученого.


Высокий стиль.
Наличие слов общих для русского и церковнославянского языков.

ТЕКСТ №

2.

Отрывок из "Притчи" Ломоносова.
Низкий стиль.
Наличие народно-разговорных элементов и отсутствие церковнославянизмов.
ТЕКСТ № 3.
 
Отрывок из письма "О сохранении и размножении российского народа".
Научное произведение, созданное в рамках среднего стиля. 
В этом сочинении наблюдается широта лексического диапазона, черты книжного и разговорного синтаксиса.
ПРОВЕРЬ СЕБЯТЕКСТ № 1.  Выдержка из личного письма ученого. Высокий стиль.Наличие слов общих для русского и

Слайд 13
В результате активной филологической деятельности Ломоносова
возникла его

теория языковых стилей, которая произвела ошеломляющее впечатление и основательно встряхнула

глыбу русского языка, с которой дождем посыпались мертвые и чуждые слова, обороты речи и синтаксические формы, а взамен пришли родные, отвечающие духу времени и русскому сознанию.
Этот процесс и принес неоспоримое благо русскому языку, поставив его в ряд языков мирового значения и чуть ли не на первое место по поэтичности и образности.
В результате активной филологической деятельности Ломоносова возникла его теория языковых стилей, которая произвела ошеломляющее впечатление

Слайд 14ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Выучить материалы урока,
отраженные в рабочих тетрадях.
СПАСИБО ЗА

РАБОТУ !

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕВыучить материалы урока, отраженные в рабочих тетрадях.СПАСИБО  ЗА  РАБОТУ !

Слайд 15Список используемых источников
· Ломоносов: Краткий энциклопедический словарь / Рос. акад.

наук; Музей М. В. Ломоносова; Ред.-сост. Э. П. Карпеев. — СПб.: Наука, 1999.
http://www.peoples.ru/science/founder/lomonosov/photo.html

Список используемых источников· Ломоносов: Краткий энциклопедический словарь / Рос. акад. наук; Музей М. В. Ломоносова; Ред.-сост. Э. П. Карпеев. — СПб.: Наука,

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика