Слайд 1Народное музыкальное творчество
Урок в 5 классе
Слайд 2Народная музыка
Народная музыка (или фольклорная, англ. folklore) — музыкально-поэтическое творчество
народа.
Различают устную и письменную музыкальные традиции.
Задолго до возникновения
письменных музыкальных традиций, еще в первобытном обществе сформировались и развились самостоятельные жанры музыкального искусства - песенные, инструментальные, танцевальные.
Слайд 3Песня
Песня — наиболее простая и распространенная форма вокальной музыки, объединяющая
поэтический текст с несложной, легко запоминающейся мелодией.
Песни отличаются по жанрам,
формам исполнения и др. признакам.
Слайд 4По складу встречаются народные песни одноголосные и многоголосные.
Песня может исполняться
как одним певцом(сольные), так и хором(хоровые).
Песни поют как с инструментальным
сопровождением, так и без него (а cappella).
В современной науке в фольклоре принято разделять народные песни на две основные группы: обрядовые и необрядовые.
Слайд 5
Обрядовая песня - жанр народной песни. Все важные моменты в
жизни человека, от рождения до смерти, а также многие календарные
даты в старину сопровождались обрядами. Люди не всегда были уверены в том, что за зимой обязательно наступит весна, а охота будет удачной без помощи потусторонних сил. Чтобы просьбу о помощи правильно поняли и выполнили, ее нужно высказать в понятной и приемлемой форме. Для этого вырабатывался своеобразный язык - язык не только слов, но и ритуальных действий и предметов. Обрядовые песни - составная часть этого языка. Поэтому при их исполнении нельзя ничего путать или менять. Эти песни ученые называют благопожеланиями, потому что в них главное - пожелание богатства и добра.
Слайд 6Некоторые виды обрядовых песен
Колядка - песня, сопровождающая святочный обходный обряд
колядования.
В коляде восхваляются хозяева дома, семья, звучат
пожелания хозяйственного и семейного благополучия.
Свадебные песни.
Поминальные песни.
Слайд 7Необрядовые песни:
Колыбельная - песня, исполняемая при убаюкивании ребенка.
Исторические песни
– песни, героями которых, в отличие от былин, являются не
богатыри, а конкретные исторические лица (например, о Степане Разине – «Из-за острова на стрежень…»).
Лирические(любовные) – «Ой цветет калина...»
Слайд 8Рекрутские. Исполнялись, когда парней забирали на военную службу.
Солдатские – «Маруся».
Сиротские.
Кандальные(арестантские).
Слайд 9Песни исполнялись в каждом городе, в каждой деревне, в каждой
семье; на праздниках, посиделках, гуляниях… Пели все.
Авторами многих песен были
гусляры, кобзари, скоморохи...
В Европе их называли – барды, ваганты, менестрели, трубадуры…
Слайд 10Танцы
ТАНЕЦ - вид искусства, в котором основное средство создания художественного
образа — движения и положения тела танцовщика.
Основные направления
и стили
танца: балет, бальные танцы,
танцы Латинской Америки,
народный танец, ритуальный
танец, современный танец.
Слайд 11Народные танцы
Почти все важные события в жизни первобытного человека отмечались
танцами: рождение, смерть, война, избрание нового вождя, исцеление больного. Танцем
выражались моления о дожде, о солнечном свете, о плодородии, о защите и прощении. Движения и жесты постепенно подвергались художественному обобщению, в результате чего сформировалось искусство танца.
Слайд 13Все марийские народные танцы можно разделить на следующие виды:
Обрядовые, например:
Танцы
шествия, исполнялись на поминках, при жертвоприношениях, на праздниках.
Пляска «Вургем чийыше»
исполнялась на поминках в сороковой день.
«Ташлама корка» - «Ритуальный ковш» исполнялся на празднике «Девичий пир».
Свадебные танцы.
Танец свата и свахи.
Танец свадебных женщин (танец с платками)
Танец дружек (танец с хлыстами)
Слайд 14Имея общую национальную основу , марийский танец в различных регионах
расселения народа имеет свои разлив
Бытовые:
«Веревочка».
«Пар кычалын» (ищу пару).
«Латкокыт» (двенадцать).
«Вич мужир»
(пять пар).
«Вуд йоген» (ручеек).
«Нылыт» (четверка).
«Кандаш» (восьмерка).
«Строй». Тип кадрили.
Сольные танцы..
Слайд 15Инструментальная музыка.
Народный марийский инструментарий весьма обширен. В нём имеются ударные
, духовые , струнные и другие музыкальные инструменты.
Слайд 16Ударные инструменты .
Тумыр (барабан)
Тумыр – ударный музыкальный инструмент,
широко распространённый у марийцев.
Тумыр обычно употребляется для
ритмического сопровождения игры на мелодическом инструменте (чаще всего на волынке ), но может употребляться для сопровождения песен, особенно свадебных, или танцев .
В прошлом тумыр – военный , праздничный и ритуальный инструмент. В настоящее время тумыр употребляется лишь как музыкально-ритмический инструмент .
Слайд 18Трещотка.
Трещотка – ударный, больше ударно-шумовой инструмент . Он предназначен для
воспроизведения шумового эффекта, в прошлом употреблялся при религиозных обрядах для
изгнания злых духов, позднее на свадебных церемониях . В настоящее время этим инструментом пользуются пастухи, охотники, сторожа .
Слайд 20Пуч (рог)
Пуч – древнейший духовой инструмент марийцев. Его делали из
коровьего или бычьего рога, который вываривали несколько часов подряд. В
древности пуч употребляли как сигнальный или охотничий инструмент .
Духовые инструменты
Слайд 21Шыже пуч (осенняя труба)
Это короткая деревянная труба , обёрнутая берестой
. Делается она из можжевельника , ольхи , берёзы ,
липы или осины .
В древности наигрышами на этой трубе пользовались как сигналом на большое расстояние охотники , работники лесосплава , пастухи , воинские отряды.
Эта труба называется ещё девичьей трубой , так как на ней играли девушки для оповещения своего совершеннолетия или брачного возраста . Они играли на возвышенном месте или просто во дворе наигрыши на шыже пуче, возвещая о своём вступлении в число невест . После свадьбы невеста увозила трубу с собой и играла, но очень редко .
Слайд 23Сурем пуч (урожайная или праздничная труба)
Сурем пуч – ритуальная «священная»
труба марийцев, сохранявшаяся от языческого культа. Этот инструмент делали только
к празднику сурем. Звук сурем пуч пронзительный, яркий и сильный. Эта труба изготавливалась из коры молодой липы .
В день праздника обычно устраивались конные скачки. Победитель получал ценный подарок и почетное право доставить верхом сурем пуч в священную рощу - ото, где инструмент вешали на священное дерево или сжигали , принося в жертву языческому богу урожая. Люди верили, что если во время праздника поиграть на этой трубе, то непременно вырастет хороший урожай
Слайд 24Сурем пуч (урожайная или праздничная труба)
Слайд 25Арама шушпык ( деревянный соловей-дудочка)
Арама – марийское название кустарника, чаще
всего ивы. Ещё её называли ивовой свирелью. На ней играют
простые народные мелодии. В настоящее время арама шушпык встречается лишь в северных районах республики: Сернурском, Мари-Турекском.
Слайд 26Шун шушпык
(глиняный соловей)
Раньше инструмент делали из лучшей глины в
виде птиц. Позже стали покупать на базаре. На покупной свистульке
просверливали дополнительные игровые отверстия, доведя их до четырёх. У свистульки самодельной сильный и сочный звук. Шун шушпык распространён повсеместно.
Слайд 27Шиялтыш
(свирель)
Шиялтыш – один из видов свистковой флейты, в народе
его изготовляют из пустотелого ствола дягиля. На такой свирели можно
играть все народные и современные песни. Шиялтыш инструмент пасторального характера, на нём играют обычно пастухи. Но в народе есть много исполнителей на шиялтыше, которые не являются пастухами .
Слайд 28Олым шувыр
(соломенная дудочка)
Олым шувыр делают из соломинки ржи или
пшеницы в жатвенную пору. Соломинка издаёт довольно пронзительный и сильный
звук, напоминающий звук гобоя . У марийцев олым шувыр известен с древнейших времён.
В настоящее время на олым шувыре играют в основном дети. Но в народе есть немало отличных исполнителей мелодий песен на этом своеобразном , оригинальном инструменте.
Слайд 29Шувыр (волынка)
Шувыр наиболее распространённый музыкальный инструмент марийцев. Шувыр – один
из древнейших музыкальных инструментов марийцев .
Марийское слово шувыр означает «мочевой
пузырь» животного. Мочевой пузырь является главной частью инструмента. А главной звукопроизводящей частью является деревянная колодка с раструбом .
Как сольный инструмент шувыр употребляется редко. Обычно он выступает в сопровождении тумыра (барабана) или, что очень редко, трещотки.
Слайд 31Струнные инструменты
Это наиболее древний марийский музыкальный инструмент. Устройство его
очень простое. Берется еловая лучина без сучков 50-60-и см, изгибается
в виде лука и стягивается навощённой льняной ниткой. Готовый инструмент одним концом кладут в рот между губами и придерживают левой рукой , а указательным пальцем правой руки производят частые удары, приводя в колебательное движение струну . Звук инструмента слабый , но приятный. В настоящее время конг-конг сохранился только в более отдалённых районах, главным образом для воспроизведения плясовых наигрышей .
Этот инструмент являлся предком струнных инструментов, прежде всего кусле.
Конг-конг (музыкальный лук)
Слайд 32Кусле (гусли)
Кусле являются самым распространённым музыкальным инструментом среди
марийцев. Марийские гусли
представляют собой многострунный щипковый инструмент
. Играют на гуслях сидя , кладя их на колени . Старинные кусле имели всего 15-17 жильных струн. Звучание кусле напоминает звучание русских гуслей.
Он был любимым инструментом в народе . Герои марийского народа Акпатыр, Акпарс были хорошими гуслярами. Раньше гусли применялись в быту и во время религиозных обрядов в «святой роще». При этом исполнители играли совместно. В прошлом на гуслях играли и мужчины, и женщины, у горных мари была поговорка: «плоха та невеста, которая не умеет играть на гуслях».
Слайд 33Ия ковыж (скрипка)
Смычковый инструмент ия ковыж (дословный перевод - скрипка
дьявола)в прошлом был широко распространен среди марийского населения. Ия ковыж
имел различный внешний вид: круглый, полукруглый, овальный или четырехугольный. Форма его зависела от фантазии мастера, изготовлявшего инструмент.
Обычно ия ковыж делали из цельного куска дерева. Длина куска дерева была приблизительно 55-60 сантиметров.
Слайд 34Ия ковыж (скрипка)
Корпус инструмента делали в виде овального ковша с
диаметром приблизительно 20-23 см, с грифом длиной 20-22 см.
Струн
на инструменте - две, реже - три. Они изготовлялись из конских волос: первая(тонкая) из трех - четырех(иногда и больше) волосков, свитых вместе; вторая и третья - из шести - семи волосков.
Слайд 35Природные инструменты
У марийцев существует традиция играть на зелёном листе
дерева. Эта игра представляет примитивный способ воспроизведения звука при помощи
обыкновенного листа или листа травы. Лист сгибают и место сгиба приспосабливают между губами. Получается довольно сильный и резкий звук в высоком регистре .
Играют обычно девушки или женщины, реже – мужчины. В старину люди таким способом подражали пению птиц. На лышташе исполняют довольно сложные различного характера : грустные , задумчиво-певучие и даже шуточно-плясовые .
Зимой обычно мелодию играют на бересте.
Лышташ (лист)
Слайд 36Эфи (ефи)
Эфи – это простейшее приспособление, которое предназначено для воспроизведения
мелодии. В этом инструменте берестяная ленточка в натянутом виде прикреплена
между двумя деревянными пластинами. Диапазон этого инструмента небольшой, но умело владея эфи, можно выводить разнообразные по характеру мелодии и напевы.
Слайд 37Народ мари уникален тем, что сумел сохранить, донести до наших
дней музыкальное, песенное, танцевальное инструментальное творчество предков, имеет многовековую традицию
исполнительства на народных инструментах, школу инструментостроения, а также прекрасных мастеров-исполнителей на старинных музыкальных инструментах, изготовителей их.
Музыкальный инструментарий народа мари является уникальным памятником его духовной и материальной культуры . Он является связующим звеном, почти единственным, с далекой от нас финно-угорской общностью. Он стал наряду с песнями своеобразным хронографом становления многовекового и трудного существования нации.
Слайд 38Многие из инструментов прочно связаны с многовековыми обычаями народа, уходят
в прошлое, функционально отмирают. Народ использует те инструменты ,которые соответствуют
его потребностям на данном этапе времени. Но немалая часть их , неотделимая от еще живущих в народе и незабываемых обрядов, продолжают активно бытовать.
Традиционные музыкальные инструменты народа мари - это уже не то первозданное и даже не совсем точная копия древнего творчества народа . Многовековая история их развития, деяние сотен безымянных мастеров-исполнителей внесли многое в дело обновления и приумножения инструментального богатства народа.