Слайд 1М.Ю. Лермонтов
«Бородино»
Выполнила: учитель МОУ «СОШ № 32»
Еремеева Ирина Александровна
«Недаром
помнит
вся Россия …»
Слайд 2Содержание
1. Поэт М.Ю. Лермонтов (работа со статьей учебника).
2. Путешествие в
музей-панораму «Бородинская битва».
3.Словарная работа.
4. Стихотворение «Бородино».
5. Поразмышляем над прочитанным.
6. Домашнее
задание
Слайд 3Жанровые особенности баллады
БАЛЛАДА
Слайд 4Жанровые особенности баллады
ВЕЧНЫЕ СЮЖЕТЫ
ДИАЛОГ
БАЛЛАДА
УНТ→ литература
Лироэпический жанр
Историческая, героическая
основа
Источники сюжетов христианские легенды, рыцарские романы, античные мифы
Слайд 5Найдите потерянные слова
1. «Лорд …»
2. «… и золотая стрела»
3. «Прекрасная …»
4. «… и Софья»
5. «… Элеанор»
6. «Старуха,
… закрой!»
7. «Мальчик и …»
8. «… и кузнец»
9. «Джон … Зерно»
10. «Вересковый …»
Слайд 6Проверьте себя
1. «Лорд Рэндэл»
2. «Родин Гуд и золотая стрела»
3.
«Прекрасная Маргарет»
4. «Василий и Софья»
5. «Королева Элеанор»
6. «Старуха, дверь
закрой!»
7. «Мальчик и мантия»
8. «Леди и кузнец»
9. «Джон Ячменное Зерно»
10. «Вересковый мед»
Слайд 7
Михаил Юрьевич Лермонтов
1814-1841 гг.
Как все великие таланты, Лермонтов в высшей
степени обладал тем, что называется «слогом».
Какая точность и определенность
в каждом слове, как на месте и как незаменимо другим каждое слово! Какая сжатость, краткость и вместе с тем многозначительность!
В.Г. Белинский
Слайд 8Прочтите статью учебника на страницах 164-165 и ответьте на вопросы:
- Где родился поэт?
- Расскажите о детских впечатлениях
М.Ю. Лермонтова?
- Каким стихотворением Лермонтов откликнулся на гибель Пушкина?
- Когда и при каких обстоятельствах погиб поэт?
содержание
Слайд 9Путешествие в музей-панораму «Бородинская битва».
Музей-панорама «Бородинская битва», памятник бессмертному подвигу
русского народа в период Отечественной войны 1812 года.
Собранные здесь произведения
искусства воскрешают славные страницы героического прошлого нашей страны.
Слайд 10Отечественная война 1812 года занимает особое место в русской истории.
Это была справедливая, национально-освободительная война, в которой народ многонациональной России,
отстаивая честь и независимость русского государства, разбил и уничтожил армию Наполеона, считавшуюся до тех пор непобедимой.
Для нападения на Россию Наполеон собрал 640-тысячную армию. В ночь на 24 июля 1812 года французике войска перешли западную границу России.
Русские войска насчитывали 220 тысяч солдат.
Слайд 11Петр Иванович Багратион
Любимый ученик и боевой соратник А.В. Суворова и
М.И. Кутузова.
При вторжении Наполеона в Россию командовал одной из
двух русских армий.
Армия Багратиона совершила отход вглубь страны, оттянув на себя главные силы французов. На Бородинском поле 7 сентября 1812 года 2-я Западная армия под командованием П.И. Багратиона героически защищала Семеновские (Багратионовы) флеши.
Слайд 12Наполеон все усилия направил на то, чтобы разбить русские войска
поодиночке. Но план французского императора не удался.
В августе 1812 г.
русские войска объединились под Смоленском. Для дальнейшего руководства армиями необходим был военачальник, пользующийся доверием и любовью народа.
Слайд 13Таким полководцем был М.И. Кутузов, имя которого с уважением произносили
по всей стране.
Возглавив армию, Кутузов принял решение найти удобную позицию
для генерального сражения. Такая позиция была найдена в 124 километрах от Москвы, близ села Бородино.
Михаил Илларионович Кутузов
Слайд 147 сентября началось знаменитое Бородинское сражение, равного которому не знала
история. Это была битва гигантов. Она развертывалась на площади 49
квадратных километров. Со стороны русских в ней принимали участие 120 тысяч, со стороны французов – 135 тысяч солдат. Этому событию и посвящена панорама известного русского художника – баталиста Ф.А. Рубо.
Слайд 15На огромном живописном полотне (длина 115, высота – 15 метров)
художник запечатлел самый напряженный момент сражения в 12 часов 30
минут дня, 7 сентября 1812 года. Идет вторая яростная атака на деревню Семеновскую, после ожесточенных боев заняты знаменитые Семеновские (Багратионовы) флеши и отбита очередная атака на Курганную высоту. Русские солдаты сражались, не щадя своей жизни. Битва длилась 15 часов. Здесь, на Бородинском поле, был развеян миф о непобедимости наполеоновской армии. Главная задача Наполеона – в одном генеральном сражении уничтожить русскую армию – не была выполнена.
Слайд 16В Бородинском сражении русские войска проявили величайшее мужество, стойкость и
героизм.
По словам М.И. Кутузова, «баталия … была самая кровопролитнейшая из
всех тех, которые в новейших временах известны. Место баталии нами одержано совершенно, и неприятель ретировался тогда в ту позицию, в которую пришел нас атаковать».
Рано утром 8 сентября русская армия двинулась к Москве. Потери были велики – 38,5 тысяч убитыми и ранеными. Свежих резервов не было.
Слайд 17Давать ли сражение у стен Москвы или оставить ее, сохранив
армию, это должен был решить Военный совет, созванный Кутузовым в
подмосковной деревне Фили.
Картина А.Д. Кившенко «Военный совет в Филях» воссоздает этот исторический момент. Художник очень тонко и выразительно передает душевное состояние каждого участника Совета. «С потерянием Москвы не потеряна еще Россия», - заявил фельдмаршал. Кутузов принял твердое решение сберечь армию, отступить без боя.
Слайд 18Французы вступили в Москву. Начались грабежи, пожары. Пятнадцатилетний художник А.Ф.
Смирнов запечатлел эти события на полотне «Пожар Москвы».
После тридцатипятидневного пребывания
в Москве Наполеон оставил город.
Слайд 19Отечественная война 1812 г. имела огромное влияние на политическую жизнь
Европы.
Русский народ-победитель положил начало освобождению других европейских народов от власти
французских захватчиков.
содержание
Слайд 21Словарная работа
1. Редут – полевое укрепление.
2. Картечь – артиллерийский снаряд,
предназначенный для поражения противника на близком расстоянии.
3. Сеча – сражение,
битва.
4. Лафет – станок, на котором укрепляется ствол артиллерийского орудия.
5. Бивак – стоянка войска под открытым небом.
6. Кивер – высокий круглый военный головной убор из твердой кожи.
7. Хват – удалой, смелый человек.
8. Сражен булатом – то есть булатным (стальным) оружием, саблей.
9. Уланы, драгуны – так назвали солдат кавалерийских частей в дореволюционной армии.
10. Басурманы – здесь: враги.
содержание
Слайд 28Поразмышляем над прочитанным
1. Какой мыслью и каким настроением пронизано стихотворение?
2. Как вы считаете, почему рассказ о Бородинском сражении идет
от лица старого солдата? Хотя Лермонтов не дает описания внешности рассказчика, как вы себе его представляете?
3. Проследим за логикой развития сюжета. Назовите экспозицию, завязку, кульминацию и развязку. Почему Лермонтов использует диалог для рассказа о событиях?
4. Что собой представляет первая строфа? Из каких предложений по цели высказывания она состоит? Оправдывает ли себя такой выбор предложений?
Слайд 295. Что собой представляет остальная часть стихотворения?
6. Кто герои произведения?
Какие чувства владеют ими во время боя? Чем объясняется победа
русских?
7. Какие языковые средства использует поэт для создания художественной картины жизни?
8.Какой прием, заимствованный из народных баллад, используется автором?
Слайд 309.Найдите рефрен (припев, слова или группа слов, строка или несколько
строк повторяющихся в стихотворении) и подумайте, почему им начинается и
заканчивается рассказ старого солдата?
10. Как переданы в балладе звуки боя? Как называется это литературный прием?
11. Почему для рассказа о Бородинском сражении М.Ю. Лермонтов избрал жанр баллады?
содержание
Слайд 31Подведем итоги
М.Ю. Лермонтов «Бородино».
- Жанр:
- Признаки жанра:
- Рефрен:
- Чувства:
баллада;
диалог,
переходящий в монолог,
историческая основа сюжета, героический характер,
отчетливо слышится эмоциональный
голос автора,
есть зачин и концовка;
несколько строк повторяющихся в стихотворении;
припев, слова или группа слов, строка или
гордость за наших предков, уважение к
их подвигу, желание походить на них.
Слайд 32Домашнее задание
1. Выучить наизусть отрывок из стихотворения «Бородино».
(см.
рекомендации для чтения)
2. Составить сюжетный план рассказа старого воина.(в тетради)