Слайд 1
Сочинение – описание
по картине
Т.Н. Яблонской
«Утро»
Новик Н.Г, учитель ГБОУ
АО «Вычегодская СКОШИ»
Слайд 2
Татьяна Ниловна
Яблонская
(1917—2005)
Известный российский живописец.
Яблонская изображает на
своих полотнах обыкновенных простых людей, их труд, отдых, любит писать
детей. Ей принадлежат такие картины, как: «Хлеб», «Весна», «В парке», «Возвращение с работы» и другие.
Фотография Яблонской Т.Н.
Слайд 3
Живопи́сец – художник, занимающийся живописью.
Жи́вопись – изобразительное искусство – создание
художественных образов красками.
Слайд 9
«Весна в парке» 1959
«Летний
день» 1978
«Лето» 1965
«Зимой на ферме» 1979
Слайд 10
1949 год. «Село Летава.
Возвращение с работы»
«Сбор огурцов» 1966
Слайд 12
«Гаянэ»
«Гаянэ» 1960
Портрет дочери
«Девочка с сачком»
(дочь Лена)
Максимов Константин
«Портрет Яблонской
Татьяны
Ниловны»
1952
Портреты дочерей. Худ. Яблонская Т.Н.
Слайд 13
«На окне - весна» 1954
«Цветы на окне» 1960
Слайд 14
«Колокольчики» 2005
«Весной» 1979
Слайд 15
Картина «Утро»(1954 год)- это рассказ о красоте наших будней. Художница
учит нас видеть прекрасное в том простом и обыденном, что
нас окружает и что мы далеко не всегда замечаем.
Слайд 16
-Что вы можете сказать о девочке, изображённой на картине?
Опишите девочку, подберите эпитеты.
Девочка (какая?) …, …, … её движения
…. На девочке … и … .
Слайд 17
Девочка статная, стройная, лёгкая, её движения изящны, она вся устремлена
ввысь, кажется, сейчас оторвётся от пола и взлетит. На девочке
белая майка и тёмные трусики)
Статный – стройный
Изящный – красивый, лёгкий
Слайд 18
«Утро» 1954
Где происходит действие картины?
А какая это комната?
Что мы в ней видим?
Описание картины
Слайд 19
«Утро» 1954
Комната – большая, просторная, уютная, светлая, много воздуха и
света.
Ую́тный –удобный, приятный.
Описание картины
Слайд 20
Как обстановка картины характеризует её хозяйку?
Чистоплотный –опрятный, содержащий себя
в чистоте.
Слайд 21
-Как изображены окно, стены, дверь на балкон?
-Каков общий вид
комнаты?
Слайд 22
«Утро» 1954
Карниз - перекладина над окном, на которую вешают шторы;
выступ в передней части здания над окном, дверью.
Кашпо - декоративная
ваза для маскировки цветочного горшка.
Эстамп - оттиск, отпечаток картины на бумаге с печатной формы (на камне, металле, дереве), выполненной самим художником.
Лексическая работа
Слайд 23
Материалы к сочинению:
Высокие, просторная, выходит на северо-восток, двухстворчатая, оградительная решетка,
много воздуха и света, светло-желтые с сероватым оттенком, под окном
батарея центрального отопления, выходит на балкон, уютная, кашпо с цветами резеды, дугообразное, оклеены обоями или покрашены краской, рама белая, стеклянная, карниз над окном, на стене эстамп, светлая, цветы на балконе и над дверью, толстые, высокое, бежевые, арочная, большая.
Слайд 24
Материалы к сочинению:
Окно – высокое, дугообразное, выходит на северо-восток, рама
белая, под окном батарея центрального отопления, карниз над окном
Стены –
высокие, толстые, светло-желтые с сероватым оттенком, бежевые, оклеены обоями или покрашены краской, на стене эстамп, кашпо с цветами резеды
Дверь – двухстворчатая, стеклянная, арочная, выходит на балкон, оградительная решетка, цветы на балконе и над дверью.
Комната (общий вид) – большая, просторная, уютная, светлая, много воздуха и света.
Слайд 25
- А что мы можем сказать о мебели (обстановке) ?
Мебель
(стол ,стул ):
Стол (круглый, обеденный, покрытый скатертью, льняная скатерть
с бахромой, на столе глиняный кувшин, тарелка-хлебница, накрытая салфеткой, нож, чашка).
Стул (легкий, овальное сидение, прямоугольная изогнутая спинка, круглые тонкие ножки, на стуле аккуратно сложена школьная одежда девочки).
Слайд 26
- А как изображены на картине кровать, пол ?
Кровать –
деревянная, низкая, ещё не убрана, освещённая ярким утренним солнцем.
Пол –
паркетный, «в ёлочку», блестящий, натёртый до блеска, светло-жёлтый, чистый, длинные тени на полу говорят о раннем утре.
Слайд 27
Описание комнаты (упражнение №224)
1. пол: паркетный;
2. потолок: высокий, абажур под потолком;
стены: эстамп
на стене, в кашпо цветы резеды, отрывной календарь, батарея центрального отопления, абажур под потолком;
4. окна: большие окна аркой, открытая стеклянная
дверь на балкон, оградительная решётка, карниз
над окном, выход на балкон;
5. мебель: деревянную кровать, круглый большой стол, льняной скатертью, длинной бахромой, в глиняном графине, прикрыть салфеткой.
Материалы к сочинению
1. пол: паркетный, залитый солнечным
светом;
2. стены: толстые, бежевые, эстамп на стене, в кашпо
вьющийся плющ;
3. окна: высокое, дугообразное, рама белая, под окном батарея центрального отопления, большие окна аркой, открытая стеклянная дверь на балкон, оградительная решётка;
4. мебель: деревянная кровать, круглый большой стол, льняная скатерть, длинная бахрома, глиняный
графин, хлебница, салфетка;
5. комната: светлая, с высокими потолками, большая, просторная, уютная, много воздуха и света.
Слайд 29
-Как вы думаете, какова основная идея картины?
Красота обыкновенной жизни, художница учит нас видеть
прекрасное в простой обстановке, в обыденных вещах, окружающих нас, радоваться жизни, как радуется ей девочка, словно взлетающая ввысь.
Слайд 30
План сочинения-описания
I.Татьяна Ниловна Яблонская — известный
мастер живописи.
II.Утро.
III. Девочка.
1. фигура девочки, её внешний вид
2. поза
девочки
IV. Комната девочки:
1.помещение;
2.мебель;
3.украшения.
V.Впечатление от картины.
Примерное сочинение.
Перед нами картина Т.
Н. Яблонской «Утро». На ней художница изобразила утро девочки. Комната наполнена ярким солнечным светом. Лучи утреннего солнца освещают юную героиню картины, и все, что окружает ее в этой комнате.
На переднем плане изображен круглый стол, а на нем готов завтрак: хлеб в тарелке, масло, кувшин с молоком.
В центре картины мы видим девочку, делающую зарядку, а потом она пойдет в школу, потому что на заднем плане картины стоит стул, а на нем школьная форма и пионерский галстук. Позади девочки еще не заправленная после сна постель, с пуховым одеялом и подушкой.
На бледно-желтой стене висит декоративная тарелка с росписью гжель-птицы. Между окнами старинного типа висит кашпо. Веточки и листочки цветов переплелись и образуют красивую зеленую арку.
Двери на балкон открыты. И с улицы комната наполняется звуками, красками и настроением утреннего города.
Картина светлая, радостная. Мне она понравилась. От того, как начнется твое утро, так и пройдет весь день. Глядя на картину «Утро» у девочки будет все хорошо.