Слайд 1НИКОЛАЙ РУБЦОВ 1936 – 1971 г.
И счастлив я, пока на свете белом
Горит, горит звезда моих полей…
Родился на Вологодчине.
Во время войны потерял
отца и мать, воспитывался
в детдоме, в селе Никольское,
учился в деревенской школе.
После школы служил в морфлоте.
Там и начал писать стихи. Переложив их на музыку, пел, сопровождая игрой на баяне.
Слайд 2Творческий путь Н.М.Рубцова
После армии Николай Рубцов
закончил лесотехнический
техникум, затем (заочно)
Ленинградский
литературный
Институт. Жил в Вологде,
сотрудничал в областных газетах
и журналах. При
жизни издал только
2 сборника стихов: «Видения на холме», «Звезда полей»…
Слайд 3Метафора в лирике Рубцова,
определение метафоры
Метафора – троп или механизм речи,
состоящий в употреблении слова, обозначающего некоторый класс предметов или явлений
для характеризации и наименования объекта, входящего в другой класс.
Метафора –вид тропа, перенесение свойств или признаков одного предмета на другой по принципу сходства.
Слайд 4Виды метафор
Метонимия – употребление одного имени вместо другого, содержащего вместо
содержимого, признака вместо предмета и
наоборот: «тихая моя родина»
вместо деревня.
Синекдоха- употребление части вместо целого: в кармане – ни гроша.
Перифраз – замена простого выражения окольным: пора любви и мая вместо весна.
Олицетворение: приуныл
подорожник, пусть шепчет бор…
Слайд 5Цель исследования – рассмотрение функций, свойственных метафоре Рубцова, и определение
роли метафоры в стихотворениях разной тематики.
1.Номинативная функция.
Метафора называет тему или
мотив
стихотворения
или его фрагмента:
Когда заря, светясь по сосняку,
Горит, горит, и лес уже не дремлет…
(названа тема пробуждения природы)
Слайд 6Номинативные метафоры чаще всего начинают стихотворения, в которых выражена тема
России.
Россия! Как грустно!
Как странно поникли и грустно
Во мгле над обрывом
безвестные ивы мои!
Пустынно мерцает
померкшая звездная люстра,
И лодка моя на речной
догнивает мели.
Слайд 72. Характеризующая функция метафор
*Метафоры характеризуют мироощущение лирического героя:
Когда душе моей
сойдет успокоенье
С высоких, после гроз, немеркнущих небес…
Слайд 8*Метафоры, характеризующие чувства лирического героя:
1) И стало мне жаль отчего-то,
Что сам я люблю и любим…
Ты –
птица иного полета, -
Куда ж мы с тобой полетим?
2) Молчал, задумавшись, и я,
Привычным взглядом созерцая,
Зловещий праздник бытия,
Смятенный вид родного края.
Слайд 9Оценивающая функция метафор
*Метафоры, оценивающие события:
И вот она уже грустна,
И вот
уже серьезней встречи,
Совсем запутает она
Клубок моих противоречий…
ЛГ пытается ответить на
вопрос, почему изменилось ее отношение к нему.
Слайд 10*Метафоры, оценивающие святые для поэта чувства:
И счастлив я , пока
на свете белом
Горит, горит звезда моих полей…
*Метафоры, оценивающие
психологическое состояние
лирического
героя:
Грустно, грустно последние листья,
Не играя уже, не горя,
Над заснеженной грязью и слизью
Осыпались а конце октября…
Слайд 11Заключение
В стихотворениях Н.Рубцова лирический герой, связанный с самосознанием автора, -
это,
во-первых, самоценная личность,
во –вторых, обобщенный образ.
Такое обобщение достигается
метафорическим представлением
чувств человека.
Слайд 12Автор при помощи метафор
рассказывает о влиянии различных событий на психологическое
состояние человека и дает этому какую-либо оценку.
Литература
1.Рубцов Н.М. Видения на холме М., 1990г.
2.Еремина О. Поэзия Н.Рубцова М., 2005г.
3. Коротаев В. Одна –но пламенная страсть, М., 1997г.
Мейлах Б.С. Метафора как элемент художественной системы Л., 1958г.