Слайд 1
«Мцыри – любимый идеал Лермонтова»
В.Г.Белинский.
УРОК -- ДИАЛОГ
Цели урока:
выявить идейное содержание поэмы «Мцыри», понять, почему Мцыри – любимый идеал поэта;
понаблюдать за тем, как сталкиваются мировоззрение Мцыри и монаха – героев поэмы;
выявить, что значит для Мцыри «жить»;
развивать умение определять роль вступления, лирического монолога, пейзажа в поэме;
характеризовать героя произведения, сопоставлять героев с целью выявления авторского отношения к ним;
обосновывать своё мнение о героях, уметь отстаивать свою позицию в ходе диалога;
содействовать воспитанию в учащихся чувства человеческого достоинства.
Слайд 2Вступительное слово учителя
Эпиграф:
Ты хочешь знать: кто
я? что я?
Я то же, что и был и буду весь мой век:
Не скот, не дерево, не раб, но человек! А.Радищев.
Что за могучий дух, что за исполинская натура у этого Мцыри! В.Г.Белинский
-- Какова хорошая книга? Ваши требования к ней? (Вопрос предлагается ученику для обдумывания до урока.)
( Книга – зеркало эпохи; гуманизм произведения; мост в будущее – надежда, выход.)
-- Нам предстоит понять, отвечает ли произведение этим критериям.
История и нравственность... Литература и нравственность.. Эти слова неотделимы друг от друга. И историка, и писателя интересуют вопросы: « О чём заботились люди в прошлом? Какой они делали выбор в сложных нравственных ситуациях?
В жизни и в литературе, которая является отражением жизни, людям приходится решать нравственные проблемы, делать нравственный выбор, этот выбор может говорить о порядочности человека или о его подлости, о доброте или жестокости, может привести к жизни, а может к гибели. Но в любом случае играет огромную роль в жизни человека.
Основной пафос творчества Лермонтова – это идея личности. Произведения М.Ю.Лермонтова свидетельствуют о пробуждении интереса к конкретной личности, о внимании к индивидуальному человеку и его психологическим переживаниям.
Перед главным героем поэмы – Мцыри – стоит выбор.
Слайд 3Диалог
Утверждение учителя:
« Мцыри может
стать монахом, изречь монашеский обет, ведь он давно живёт в
монастыре, с детских лет, он не знал другой жизни... Но он избирает другой путь: убегает из монастыря, заболевает и умирает. Я считаю, что поступок Мцыри, убежавшего из монастыря, необдуманный, безумный: покинуть ночью, в грозу, монастырь... Он юный человек, не знавший жизни, должен был остаться здесь, за стенами, которые гарантировали ему жизнь, среди монастырской братии, которая дала ему кров, пищу, а не испытывать судьбу. Словом, выбор его неправильный, он привёл его к смерти».
-- Как объясняет сам Мцыри свой поступок? А как вы думаете?
На основании чего вы высказываете такие мысли? ( Помогает понять Мцыри монолог.)
Слайд 4Композиция поэмы
-- Как построена поэма? Какова композиция поэмы?
(Вступление 2 главы, 24 гл. – лирический
монолог, переполненный чувствами.) – Что такое монолог?
(Рассказ героя о самом себе, о своём духовном мире, мыслях, чувствах.) – Почему Лермонтов основной формой произведения избрал монолог?
( Это дало возможность проникнуть в глубь переживаний Мцыри, показать противоречие между силами его души и обстоятельствами.)
– Какова главная мысль монолога?
( «Т ы хочешь знать, что делал я на воле? – Жил!»)
Слайд 5Слово учителя
-- Хочется спросить Мцыри: « А разве в монастыре
он не жил? Его вылечили, он не голодал, к нему
привязался душой старый монах. Я считаю, что в монастыре он жил, он привык к этой жизни: молитвы, посты в течение многих лет. А как вы полагаете? Что значило для Мцыри «жить»? Почему монастырь для него тюрьма?»
( Узнать, прекрасна ли земля; близость к стихии, природе; испытать трудности, угрозу для жизни, преодолеть их; любить, испытать чувство любви к женщине; бороться с врагом, ощутить свою силу; быть рядом с родными, близкими людьми – вот что значить «жить», по мнению героя, он отстаивает свою позицию.)
– Как вы это узнали?
( Из монолога, который построен так, словно Мцыри с кем-то спорит.)
--С кем спорит герой? В чём не согласен с монахом? Какие идеи отстаивает?
(1)жизнь в келье для монаха – норма – для Мцыри нужен мир тревог и битв;
2) быть одиноким для монаха – Мцыри хочется сказать священные слова «отец» и «мать»;
3) самоограничение монаха – испытать разгульной юности мечты для Мцыри.)
Монолог Мцыри – проповедь свободы; защищая своё право на счастье, волю, он отрицает монашеские устои, законы. Не кельи душные и молитвы, а чудный мир тревог и битв; не одиночество, а отчизна, родители, друзья; не самоограничение, а полнота жизни, чувств, любовь жизненные идеалы Мцыри.
Слайд 6Ролевой ответ
Что поразило Мцыри за стенами монастыря? Почему 3
дня, наполненные опасностью, страданиями, характеризуются Мцыри как 3 блаженных дня?
( Мощь и богатство картин природы помогают понять его восторг, упоение; гроза не знак гнева господня, а беспредельное счастье, ощущение стихии как родственной : его душа, объятая бурей переживаний, подобна грозе. Женская красота не воплощение злого начала, а высшая гармония. Оказался один на один с врагом, слова «он встретил смерть лицом к лицу, как в битве следует бойцу» сказаны о барсе, но их можно сказать и о Мцыри. Эти 3 дня наполнены и переполнены чувствами.)
-- Я полагаю, что Лермонтов очень сурово обошёлся с героем, он и так наказан за свой поступок: побег не удался, юноша заболел. Зачем смерть? Почему Мцыри погибает? Не есть ли это кара?
( Тяжело юноше прощаться с жизнью, горько обвиняет он себя в неспособности добиться желанной свободы, столь близкой...)
-- А как ответил бы сам Мцыри на эти вопросы? Раскаялся ли сам Мцыри в поступке?
( Не мог, узнав о жизни на свободе, за стенами монастыря, жить в неволе. Физически сломлен, но обнаруживает силу воли, духа, до последнего верен себе, своему идеалу.)
Слайд 7Обобщение
-- Каков же идеал Мцыри? А идеал Лермонтова?
( Свобода, воля, отчизна, близость к
родным, полнота чувств. Идеал Лермонтова – свободный, гордый, независимый человек. Мцыри – герой-боец, протестующий против насилия над личностью; смысл поэмы в том, чтобы прославить волю, мужество, борьбу. Название поэмы говорит о том, что Мцыри – главный герой романтической поэмы.)
Передовые люди России и сам поэт чувствовали себя в николаевской России как в тюрьме, в темнице. Отсюда мотивы узничества, они слиты с мотивами тоски по воле, со стремлениями к борьбе, свободе. Образ послушника воспринимается как образ узника, как образ человека, опутанного цепями рабства, но бросающего гордый вызов деспотизму.
Эпиграф к поэме подчёркивает жизнелюбие Мцыри, выражает недоумение: «Почему же должен гибнуть человек?!
Отвечает ли произведение «Мцыри» критериям хорошей книги? Какие жизненные уроки извлекли?