Слайд 1Нравственные проблемы рассказа Тэффи «Жизнь и воротник»
Слайд 3Цели:
Познакомиться с личностью Тэффи.
Прочитать рассказ «Жизнь и воротник».
Проанализировать жизненную ситуацию
героини.
Определить нравственные проблемы, поднятые автором рассказа.
Понять, актуально ли произведение сейчас?
Слайд 5М.М.Зощенко:
«Ее считают самой занимательной и «смешной» писательницей и в
длинную дорогу непременно берут томик ее рассказов»
Слайд 6 «Я родилась в Петербурге весной, а,
как известно, наша петербургская весна весьма переменчива: то сияет солнце,
то идет дождь. Поэтому и у меня как на фронтоне древнего греческого театра, два лица: смеющееся и плачущее», - пишет Тэффи.
Слайд 7Она принадлежит к плеяде писателей Русского зарубежья, которые покинули Родину
после Октябрьской революции, но всю оставшуюся жизнь оставались истинно русскими.
Так как их произведения не издавались в СССР, мы получили возможность приобщиться к их многогранному творчеству совсем недавно.
Слайд 9Нравственные Безнравственные
Слайд 10Нравственные Безнравственные
Доброта
Милосердие
Трудолюбие
Честность
Порядочность
Ответственность
Верность долгу
Патриотизм
Жадность, эгоизм
Цинизм
Лживость
Хамство
Грубость, жестокость
Безответственность
Предательство
в любой форме
Презрительное, неуважительное отношение к истории своего народа, страны
Слайд 11Нравственно
Доброта
Милосердие
Трудолюбие
Честность
Порядочность
Ответственность
Верность долгу
Патриотизм
БЕЗНРАВСТВЕННО
Жадность,эгоизм
Пошлость
Цинизм
Лживость
Хамство
Грубость, жестокость
Безответственность
Предательство в любой форме
Презрительное,
неуважительное отношение к истории своего
народа, страны
Слайд 13Работа с понятийным аппаратом
Гостиный двор – построенные в старину торговые
ряды, обычно каменные.
Мануфактура – ткань, текстильные изделия.
Извозчик – наемный экипаж
с кучером.
Корюшка – небольшая морская промысловая рыба.
Омнибус – многоместный конный экипаж для перевозки пассажиров.
Профукать – промотать, потратить.
Слайд 14 Может ли вещь заменить и разрушить ЖИЗНЬ человека?
Слайд 16Вывод:
Рассуждаем…
Какие уроки можно вынести из содержания рассказа?
Есть ли в
наше время такие Олечки?
Что же представляет собой рассказ, юмор это
или сатира?
Что показалось вам смешным?
В чем актуальность рассказа?
Над чем рассказ заставляет задуматься?
Слайд 17Автор сатирически изображает героиню, Олечку Розову, а в ее лице
всех безалаберных, бесхарактерных, инфантильных, лживых, пустых, пошлых, паразитирующих на других
людях эгоистов.
Люди, подобные Олечке, всегда обвиняют в своих неблаговидных поступках кого угодно, но только не самих себя.
В рассказе Тэффи ситуация доводится до абсурда: обвиняется неодушевленный предмет – «подлый воротник».
Слайд 18Нравственные проблемы рассказа, написанного в начале 20-го века, к сожалению,
остаются актуальными.
Итак, мы с вами проделали смысловой анализ текста, содержащего
нравственные проблемы, подчеркнули актуальность произведения, созданного в начале 20-го века. Действительно, классика не стареет, а самое главное - учит жить.
Добились ли мы целей урока?
Слайд 19Рефлексия
Самостоятельно оцените свою работу на уроке
Слайд 20ДоПОЛНИТЕЛЬНОЕ задание
Написать сочинение – размышление об актуальности рассказа
«Жизнь и воротник» для вас