Слайд 1 Урок литературы в 11 классе.
Тема урока: «Образ дерева в
поэзии Серебряного века».
Автор: учитель русского языка и литературы МБОУ «Бахтызинская
СОШ»
Сазикова Елена Ивановна
Слайд 2Эпиграф к уроку
Пусть слово излучает свет,
во тьму
не канет…
В. А. Пономарева
Слайд 3
Цели урока. 1. Помочь учащимся понять, какую роль играют сквозные
образы в поэзии С. Есенина, М. Цветаевой.
2. Закрепить навыки интерпретации
стихотворения
3. Формировать ученика как субъекта возрождения духовно- нравственной культуры.
Слайд 5Мировое древо
Образ Мирового Древа – древа жизни или познания –
существует в культурах многих народов мира.
Мировое Древо – это символ
бесконечности и повторяемости жизни, отражение размышлений людей о бессмертии человечества – как семя, брошенное в землю, снова возрождается к жизни, так и человек, умирая, продолжает жить в своих потомках.
Слайд 7Я навек за туманы и росы
Полюбил у березки стан,
И ее
золотистые косы,
И холщовый ее сарафан.
Слайд 8 Милые березовые чащи!
Ты, земля! И вы, равнин пески!
Перед этим
сонмом уходящих
Я не в силах скрыть моей тоски.
Слайд 9Зеленая прическа,
Девическая грудь,
О тонкая березка,
Что загляделась
в пруд?
Слайд 10Я покинул родимый дом,
Голубую оставил Русь.
В три звезды березняк над
прудом
Теплит матери старой грусть.
Слайд 11Улыбнулись сонные березки,
Растрепали шелковые косы.
Шелестят зеленые сережки,
И горят серебряные росы.
Слайд 12Образ берёзы
Троицыно утро, утренний канон
В роще по берёзкам
белый перезвон
Тянется деревня с праздничного сна,
В благовесте
ветра хмельная весна.
Тот, кто видел хоть однажды
Этот край и эту гладь,
Тот почти берёзке каждой
Ножку рад поцеловать.
Я не скоро, не скоро вернусь!
Долго петь и звенеть в пурге.
Стережёт голубую Русь
Старый клён на одной ноге.
И как пьяный сторож, выйдя на дорогу,
Утонул в сугробе, приморозил ногу.
Ах, и сам я что-то нынче стал не стойкий
Не дойду до дома с дружеской попойки.
Сам себе казался я таким же клёном,
Только не опавшим, а во всю зеленным.
Слайд 14Все мы, все мы в этом мире тленны,
Тихо льется с
кленов листьев медь…
Будь же ты вовек благословенно,
Что пришло процвесть и
умереть.
Слайд 15Там, где капустные грядки
Красной водой поливает восход,
Клененочек маленький матке
Зеленое вымя
сосет.
Слайд 16В те края, где я рос под кленом,
Где резвился на
желтой траве, –
Шлю привет воробьям и воронам,
И рыдающей в ночь
сове.
Слайд 19М. Цветаева
Рябину
Рубили
Зорькою.
Рябина —
Судьбина
Горькая.
Рябина —
Седыми
Спусками...
Рябина!
Судьбина
Русская.
1934
Слайд 21Сергей Есенин
Образы березы и клена – сквозные образы в творчестве
С. Есенина. Береза в его стихах – это символ Родины,
а клен - спутник его нелегкой судьбы, «двойник» лирического героя.
Слайд 22Марина Цветаева
Рябина для М. Цветаевой не только символ ее горькой
судьбы, но и символ Родины, России…
Слайд 23Валентина Пономарева
Поставь рябиновую ветвь
на стол в
стакане,
И в темноте дрожащий свет
не перестанет
Струиться от ее плодов,
мерцать тревожно…
О, как хотелось бы для слов
того же!
Чтоб мысль, родившая строку,
хранила чувства
И повторялась на веку
тысячеустно.
Пусть слово излучает свет,
во тьму не канет…
Поставь рябиновую ветвь
на стол в стакане.
Слайд 24Использованные интернет-ресурсы
1. http://literatura5.narod.ru/galereja.html
2. https://yandex.ru/images/search?text=портрет%20есенина&redircnt=1449925228.2
3. http://t-smertina.narod.ru/litphoto/marina/cvetaeva/photoalbum-33.html
4. http://umorina.info/track/ПЕСНИ%20НА%20СТИХИ%20ЕСЕНИНА
5. http://umorina.info/track/Песни%20на%20стихи%20цветаевой