Слайд 1Роман Н.Чернышевского
«Что делать?»
Слайд 2Никола́й Гаври́лович Черныше́вский (12 июля 1828, Саратов — 17 октября
1889, Саратов) — русский философ-материалист, революционер-демократ, энциклопедист, теоретик критического утопического
социализма, учёный, литературный критик, публицист и писатель.
Слайд 3История создания
Чернышевский писал роман, находясь в одиночной камере Петропавловской крепости,
с 14 декабря 1862 года по 4 апреля 1863 г.
С января 1863 года рукопись частями передаётся в следственную комиссию по делу Чернышевского (последняя часть была передана 6 апреля). Комиссия и цензоры увидели в романе лишь любовную линию и дали разрешение к печати. Оплошность цензуры вскоре была замечена, ответственного цензора Бекетова отстранили от должности. Однако роман уже был опубликован в журнале «Современник». Несмотря на то, что номера «Современника», в которых печатался роман «Что делать?», оказались под запретом, текст романа в рукописных копиях разошёлся по стране и вызвал массу подражаний.
Слайд 41867 году роман был опубликован отдельной книгой в Женеве русскими
эмигрантами, затем был переведён на польский, французский, английский, немецкий, итальянский
и другие языки. Влияния романа Чернышевского ощущается у Эмиля Золя («Дамское счастье»), Стриндберга («Утопии в действительности»), деятеля Болгарского национального возрождения Любена Карвелова («Виновата ли судьба», написано по-сербски).
«Что делать», как и «Отцы и дети», породило так называемый антинигилистический роман. В частности, «На ножах» Лескова, где пародийно используются мотивы произведения Чернышевского.
Запрет на публикацию романа «Что делать?» был снят только в 1905 году. В 1906 году роман был впервые напечатан в России отдельным изданием.
Слайд 6Сюжетная линия
В романе она фактически прикрывает основную мысль произведения. Не
зря ведь поначалу даже цензоры сочли роман не более, чем
любовной историей. Начало произведения, нарочито занимательное, в духе французских романов, ставило своей целью сбить с толку цензуру и попутно привлечь внимание большинства читающей публики. В основе сюжета незамысловатая любовная история, за которой скрываются социальные, философские и экономические проблемы того времени. Эзопов язык повествования насквозь пронизан идеями грядущей революции.
Слайд 7Кирсанов Александр Матвеевич - персонаж романа Н. Г. Чернышевского «Что
делать?», друг Лопухова, разночинец, впоследствии муж Веры Павловны. Это высокий,
хорошо сложенный человек с темно-русыми волосами и темно-голубыми глазами. У него продолговатое, волевое лицо замечательной белизны и прямой, греческий нос. Он с 12 лет работал, во всем помогал отцу. Кирсанов, как и Лопухов, сам себе прокладывал дорогу, окончил медицинскую академию, а затем работал в госпитале. Он был не только бывшим однокурсником и соседом по квартире Лопухова, но и его лучшим другом. После того, как Дмитрий Сергеевич женился на Вере Павловне, он тоже с ней подружился.
Слайд 9Лопухов Дмитрий Сергеевич - один из главных героев романа Н.
Г. Чернышевского «Что делать?», муж и друг Веры Павловны, студент
медицинской академии, сын рязанского помещика. В дом Розальских он попадает как учитель Феди. Там он знакомится с Верочкой и сочувствует ее трудному положению в семье. Лучшим другом Лопухова является Кирсанов. Они вместе учились и привыкли самостоятельно прокладывать себе дорогу. Чтобы помочь Вере, Дмитрий Сергеевич оставляет учебу на последнем курсе и начинает заниматься частной практикой. Они заключают фиктивный брак, снимают квартиру и живут в раздельных комнатах.
Слайд 10Рахметов - персонаж романа «Что делать?», имеющий важное предназначение в
жизни главных героев, по словам автора «особенный человек», друг Лопухова,
молодой человек из дворянской среды. Это честный и самоотверженный человек. Он с ранних лет поставил себе цель укреплять волю и стать физическим крепким. Ради этого на несколько часов в день он становился чернорабочим.Желая воспитать в себе характер, этот персонаж продал свое имение и раздал все деньги студентам-стипендиатам.
Слайд 11Художественное своеобразие
Подчёркнуто занимательное, авантюрное, мелодраматическое начало романа должно было не
только сбить с толку цензуру, но и привлечь широкие массы
читателей. Внешний сюжет романа — любовная история, однако в нём отражены новые экономические, философские и социальные идеи времени. Роман пронизан намёками на грядущую революцию.
Слайд 12В романе Н. Г. Чернышевского «Что делать?» упоминается алюминий. В
«наивной утопии» четвёртого сна Веры Павловны он назван металлом будущего.
«Большого будущего» алюминий достиг к середине XX века.
«Дама в трауре», появляющаяся в конце произведения, — это Ольга Сократовна Чернышевская, жена писателя. В конце романа речь идёт об освобождении Чернышевского из Петропавловской крепости, где он находился во время написания романа. Освобождения он так и не дождался: 7 февраля 1864 года был приговорён к 14 годам каторги с последующим поселением в Сибирь.
Главные герои с фамилией Кирсанов встречаются также в романе Ивана Тургенева «Отцы и дети», однако исследователи отказывают в связи героев романов Чернышевского и Тургенева между собой.
С идеями Чернышевского, в частности с его мыслями о будущем человечества спорит Ф. М. Достоевский в «Записках из подполья», благодаря которым образ «хрустального дворца» стал распространённым мотивом мировой литературы XX века.
Интересные факты
Слайд 13Экранизации
«Что делать?» — трёхсерийный телеспектакль (режиссёры: Надежда Марусалова, Павел Резников),
1971.
«Che fare?» («Что делать?») — пятисерийный телеспектакль итальянского телевидения (режиссёр
Джанни Серра, 1979).