Владимировна,
учитель русского языка и литературыОкказионализмы в творчестве
Игоря Северянина
Окказионализмы в творчестве
Игоря Северянина
Введение
Введение
Бобэоби пелись губы,
Вээоми пелись взоры,
Пиээо пелись брови,
Лиэээй - пелся облик,
Гзи-гзи-гзэо пелась цепь.
Так на холсте каких-то соответствий
Вне протяжения жило Лицо.
(В.Хлебников. Экспериментальное стихотворение)
Как на лемех приятен жирный пласт,
Как степь лежит в апрельском провороте!
Ну, здравствуй, чернозем: будь мужествен, глазаст.
Черноречивое молчание в работе.
( О. Мандельштама «Чернозем»)
К великой цели двигались народы.
Век философии расцвел, отцвел;
Он разум обострил, вскрыл глуби зол
И людям вспыхнул маяком свободы.
В.Брюсов «К великой цели…»
Существительные, образованные сложением слов:
Ветропросвист (ветер, свист); грезофарс (грезы, фарс); головокружный (голова, кружиться), сероптичка (серая птичка). Оркестромелодия
реяла розово
Над белобархатом фойэ.
(«На премьере», 1911)
Наречия: беззачемно, морево, безвопросно, грозово.
Как безответно! Как безвопросно!
(«На островах», 1911)
А потом отдавалась, отдавалась грозово,
До восхода рабыней проспала госпожа… («Это было у моря», 1910)
…Чьи руки властно мехово обули?... («В лимузине», 1910)
Глаголы, образованные от существительных:
а) с суффиксом -и (ть): водопадить, волшбитъ, мадерить, пурпурить, бриллиантиться.
Примеры: …Я хочу ошедеврить, я желаю оперлить
Все, что связано с Вами, - даже, знаете, соус. («Кутеж», 1910)
..Чтоб ножки не промокли, их надо околошить….
..Удастся ль душу дамы восторженно омолнить
Курортному оркестру из мелодичных цитр?
..Цилиндры солнцевеют, причесанные лоско….
(«Каретка куртизанки», 1911)
Этих глаголы составляют самое большое количество окказионализмов в творчестве И. Северянина.
Производное существительное грезэр (то есть «тот, кто грезит») образовано от основы глагола «грезить» при помощи достаточно продуктивного в русском языке суффикса -ер- со значением лица мужского пола по действию («дирижер», «режиссер», «монтажер») в несколько необычной, передающей речевые особенности начала ХХ века огласовкой [эр]. Окказионализм грезэр синонимичен существительному “мечтатель”, но генетическое родство с существительным «греза» (то есть позволяет актуализировать значение «иллюзорности, возвышенной оторванности от всего земного того царства «златосна», в котором пребывает грезэр. Существительное грезэрка – суффиксальное производное окказионализма грезэр, образованное при помощи продуктивного суффикса -к- со значением лица женского пола, характеризующегося по действию, - обладает иронической коннотацией, привносимой в новообразование контекстом всего стихотворения, то есть макроконтекстом.
С творческой программой поэта тесно связана эстетическая функция новообразований: неповторимый индивидуально-авторский художественный образ рождается как соединение различных словообразовательных элементов в необычном слове, помещённом в нестандартный контекст. Характерно для эстетики И. Северянина использование новообразований с иноязычными корнями и суффиксами с целью обострения интриги, привлечения внимания к изысканно-экзотическому миру героев его стихотворений, а также для эпатажа публики и шокирования критики. Новообразования имена собственные используются для выражения сугубо индивидуальной мысли.
Важную роль играют новообразования поэта как элемент инструментовки стиха, придающие ему особую музыкальность и благозвучие. Введение окказионализмов в текст стихотворения часто связывается со звукописью. Яркой особенностью стиля И. Северянина является персонификация предметов и понятий с помощью новообразовании. Названия цветов в художественном языке автора выполняют особую функцию: за словом скрыт определённый поэтический символ.
Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:
Email: Нажмите что бы посмотреть