Слайд 1Особенности жанра и конфликта в пьесе «На дне»
М. Горький. 1902
год
Слайд 2Как изображается место действия в пьесе?
Место действия описывается в авторских
ремарках.
В первом действии это «подвал, похожий на пещеру», «тяжелые, каменные
своды, закопченные, с отвалившейся штукатуркой».
Важно, что писатель делает указания, как освещается сцена: «от зрителя и сверху вниз», свет доходит до ночлежников из подвального окна, как будто ищет среди подвальных обитателей людей
Слайд 3«Везде по стенам - нары»
Своего угла нет ни у кого.
Все
друг перед другом напоказ
Укромное место только у Анны
Везде грязь
Слайд 4Третье действие
Ранняя весна, вечер на пустыре, «засоренном разным хламом и
заросшим бурьяном дворовом месте»
Темная стена «сарая или конюшни», «серая, покрытая
остатками штукатурки» стена ночлежки, красноватый свет заходящего солнца, черные сучья бузины без почек
Слайд 5Четвертое действие
Происходят существенные перемены
Перегородки бывшей комнаты Пепла сломаны, наковальня Клеща
исчезла
Действие происходит ночью, а свет из внешнего мира уже не
пробивается в подвал – сцена освещена лампой, стоящей посреди стола.
Но последний «акт» драмы совершается все же на пустыре – там удавился Актер
Слайд 7Что является предметом изображения в пьесе?
Предметом изображения в пьесе становится
сознание людей, выброшенных в результате глубинных социальных процессов на «дно»
жизни
Слайд 8Каков конфликт драмы?
Социальный конфликт имеет в пьесе несколько уровней:
Ясно обозначены
социальные полюса: на одном – содержатель ночлежки Костылев и поддерживающий
его власть полицейский Медведев, на другом – по существу бесправные ночлежники.
Таким образом, очевиден конфликт между властью и лишенными прав людьми.
Этот конфликт никак не развивается, потому что Костылев и Медведев не так уж далеки от обитателей ночлежки.
Каждый из ночлежников пережил в прошлом свой социальный конфликт, в результате которого оказался в унизительном положении.
Слайд 9Какого рода еще конфликты выделяются в пьесе?
Есть традиционный любовный конфликт.
Он
становится гранью социального конфликта, показывает, что античеловеческие условия калечат человека,
и даже любовь не спасает его, а ведет к трагедии: к смерти, увечью, убийству, каторге.
Ночлежники прямо не участвуют в этом конфликте, они лишь сторонние наблюдатели.
Слайд 10Все герои участвуют в конфликте…
Горький изображает сознание людей «дна».
Сюжет разворачивается
не столько во внешнем действии – в обычной жизни, сколько
в диалогах героев.
Именно разговоры ночлежников определяют развитие драматургического конфликта.
Действие переносится в внесобытийный ряд.
Это характерно для философской драмы.
Жанр пьесы – социально-философская драма
Слайд 11«Во что веришь – то и есть»
Роль Луки в пьесе.
Как обитатели ночлежки воспринимают свое положение до появления Луки?
Какая
сцена является завязкой конфликта?
Как ведет себя Лука с каждым из обитателей ночлежки?
Что мы знаем о Луке?
Каким образом Лука действует на ночлежников?
Слайд 12
Врет ли ночлежникам Лука?
Как обитатели ночлежки относятся к словам Луки?
На
какие группы можно разделить героев пьесы?
В чем сакральный смысл имени
«Лука»?
Как Лука объясняет неудачи жизни ночлежников?
В чем выражается авторская позиция по отношению к Луке?
Слайд 13
«Основной вопрос, который я хотел поставить, это – сто же
лучше, истина или сострадание. Что нужнее. Нужно ли доводить сострадание
до того, чтобы пользоваться ложью, как Лука? Этот вопрос не субъективный, а общефилософский».
Слайд 15Что понимают под «правдой» герои?
«Частная» правда, которую герои отстаивают для
«себя»
Настя уверяет всех в существовании чистой любви
Барон – в существовании
своего благополучного прошлого
Клещ - свое положение, оказавшееся безнадежным и после смерти жены
Для Василисы «правда» в том, что она «надоела» Ваське Пеплу
Такая частная правда находится на уровне факта: было- не было
Другой уровень «правды» - мировоззренческий – в репликах Луки.
«Правда» Луки и его «ложь» выражаются формулой: «Во что веришь – то и есть»
А нужна ли вообще правда?
Слайд 16Позиция какого персонажа противопоставляется позиции Луки?
Позиции Луки, компромиссной, утешительной, противостоит
позиция Бубнова.
Это наиболее мрачная фигура в пьесе.
Он вступает в спор
неявно, словно разговаривая с самим собой, поддерживая многоголосие (полилог) пьесы.
Найдите реплики, характеризующие мировоззрение Бубнова, прокомментируйте их.
Какие ремарки характеризуют Бубнова?
Слайд 17«Сделай так, чтобы работа была мне приятна, я, может быть,
буду работать…да!»
«Что такое правда? Человек – вот правда!»
«Не жалеть,
не унижать его жалостью, уважать надо!»
Ложь Луки не устраивает Сатина.
«Ложь – религия рабов и хозяев! Правда – бог свободного человека!
Слайд 18
Герои Горького отражают двойственность, противоречивость, мятежность натуры самого писателя.
Пьеса «На
дне» отразила переломный момент в судьбе самого автора.
Продолжение традиций русского
критического реализма в пьесе перерастет в эстетику нового творческого метода, который значительно позже, в середине 30-х, был назван «социалистическим реализмом»