Слайд 1
Мультимедийный урок
по теме:
Изучение цикла
«Петербургские повести»
Слайд 2 Наконец, в третьем и последнем цикле, в петербургских
повестях, Гоголь уже не изображает идеала; все поле картины заняло
теперь искажение его, гибель поэзии и творчества, пошлость и гнусность, задавившие высокое в русском человеке…
Г.А. Гуковский
Слайд 3План урока.
История создания цикла «Петербургские повести».
Работа над повестью «Шинель».
- «Непостижимый город»: человек и город в сюжете повести.
- Причины несчастий и смерти Акакия Акакиевича Башмачкина.
Сопоставление «Медного всадника» А.С. Пушкина и «Шинели» Н.В. Гоголя.
Слайд 4 Готовимся к ЕГЭ ( Задание С, часть 3)
Как
решается тема «маленького человека» в произведениях Пушкина и Гоголя?
Каков Петербург
в изображении русских писателей?
Почему повесть Н.В. Гоголя «Шинель»называют одним из главных произведений в русской литературе?
Слайд 5 Точное определение времени и последовательности создания петербургских повестей представляет большие
трудности. Очевидно, это вторая половина 1833 и особенно 1834 годов,
когда Гоголь переживает творческий подъем.
Еще в 1833 году писатель задумал книгу под названием «Лунный свет в разбитом окошке чердака на Васильевском острове в 16 линии», в которой хотел изобразить социальные противоречия большого города.
Название «Петербургские повести» Гоголю не принадлежит и дано редактором его сочинений.
Точно известно только, что после книги «Миргород» Н.В. Гоголь переходит темам, которые в изобилии дала ему жизнь в Петербурге.
В 1835 и 1836 годах он пишет повести «Невский проспект», «Записки сумасшедшего», «Портрет», «Нос».
Жизненные источники
(Петербург 30-40 годов)
«Тишина в нем (Петербурге) необыкновенная, никакой дух не блестит в народе, все служащие да должностные, все толкуют о своих департаментах да коллегиях, все подавлено, все погрязло в бездельных, ничтожных трудах».
Н.В.Гоголь – матери, 30 апреля 1829 г.
«В … четырех инстанциях…бумага должна сделать 159 оборотов; столько же нужно и на обратном пути к исполнению, и вдвое более, - если министр потребует каких-нибудь справок и объяснений…»
Н.А.Добролюбов. Руководство к наглядному изучению
административного порядка течения бумаг в России
«Снова хожу каждый день в должность… Жалованья получаю сущую безделицу. Весь мой доход состоит в том, что иногда или напишу, или переведу какую-нибудь статейку для г. журналистов… Одного только нужно здесь опасаться бедняку – заболеть…, издержки на лекарства и лекарей для него совершенно невозможны, и ему остается одно средство – умереть».
Н.В.Гоголь – матери, 2 февраля 1830г.
Все мы вышли из «Шинели» Гоголя…
Ф.М.Достоевский
Слайд 8 Заметки на полях
Анекдот - случай,
приключение, происшествие, смешной эпизод, коротенький рассказ смешного содержания.
Лепатьевское ружье. Лепаж
– знаменитый французский мастер-оружейник. Особенно славились его дуэльные пистолеты и охотничьи ружья.
Анненков Павел Васильевич (1812-1887) – литературовед, издатель трудов А.С.Пушкина, автор биографических трудов о Пушкине, Белинском, Гоголе.
Петербург Гоголя
1.Каким изображали Петербург русские
писатели?
2. Каким видят город герои и как его описывает Н.В.Гоголь в «Петербургских повестях» и в «Шинели»?
3. Каким увидел город художник Савва Бродский? Что в тексте повести могло натолкнуть художника на такое изображение города?
Слайд 11
Каким рисует нам автор Акакия Акакиевича? Опишите его, расскажите о
его занятиях, интересах, дайте толкование имени героя?
Заметки на полях
Акакий (русские
святцы) – смиренный
Акакий (греческий) - незлобный
Слайд 12Каким увидели героя художники- иллюстраторы? Какие качества его личности выбрали?
Что в тексте повести могло натолкнуть художников на то или
иное графическое решение?
Слайд 13 В чем причина несчастий и смерти Акакия Акакиевича Башмачкина?
-Какие изменения
произошли с героем после покупки шинели?
-Как дальше складывалась судьба героя?
-Какую
роль играет в сюжете произведения эпизод встречи Башмачкина со значительным лицом?
Слайд 14Какие общие черты в судьбе и поведении Акакия Акакиевича и
значительного лица вы заметили?
Слайд 15 Тема униженных и оскорбленных, задавленных вечной нуждой людей, ютящихся в
сырых подвалах петербургских домов, начинается в русской литературе произведениями А.С.
Пушкина и Н.В. Гоголя. Сравним «Медный всадник» А.С. Пушкина и «Шинель» Н.В. Гоголя.
Слайд 16Контрольные вопросы:
Что общего в социальном положении Евгения из «Медного всадника»
и Акакия Акакиевича из «Шинели»?
Случайно ли упоминание бронзового памятника Петру
Первому в описании времяпрепровождения чиновников в повести Гоголя? Какие ассоциации возникают у читателя с «Медным всадником»? Почему так снижен у Гоголя образ Медного всадника и Петербурга?
Как раскрывается тема мести бедного человека? Есть ли в повести Гоголя параллель тому, что появляется в больном воображении бедного Евгения (погоня за ним Медного всадника)? Каково значение этих фантастических сцен в каждом из произведений?
В чем, по-вашему, состоит различие в отношении Пушкина и Гоголя к своим героям?
Слайд 17 «Шинель» - это завершение всех повестей Гоголя, итог третьего, последнего
цикла их, как итог всех циклов вместе. Трагическое движение темы
трех циклов замкнулось…
Так три цикла соотнесены: благо; благо в борьбе со злом; зло. Вот упрощенно – кратчайшая формула этого соотношения и движения темы у Гоголя. При этом сгущение трагизма к концу этого движения было в то же время все более напряженным и страстным отрицание зла, все более взволнованным призывом к его ниспровержению…
Г.А.Гуковский. Реализм Гоголя
Слайд 18Использованная литература
1. В.В. Гиппиус. Гоголь. Воспоминания. Письма. Дневники… - М.,
1999.
2. А.В. Ляпина. Творчество Н.В. Гоголя в школьном курсе литературы.
Омск. 2009г.
3. Читаем. Думаем. Спорим. Книга для самостоятельной работы учащихся по литературе. Под редакцией профессора Г.И.Беленького. М. Просвещение. 1996г.
4. Журнал «Литература в школе» разных лет.
Слайд 19Урок подготовила
преподаватель русского языка и литературы Омского кадетского корпуса
Самкова
Людмила Александровна