Разделы презентаций


Письменная литература Древней Руси. О древнерусском летописании. "Повесть временных лет"

Содержание

«Древнерусская литература наполняет нас гордостью за наших далёких предков предшественников, учит нас с уважением относиться к их труду, борьбе, к их заботам о благе родины».Д.С.Лихачев

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Письменная литература Древней Руси. О древнерусском летописании. "Повесть временных лет"

Письменная литература Древней Руси.  О древнерусском летописании.

Слайд 2 «Древнерусская литература наполняет нас гордостью за наших далёких предков предшественников,

учит нас с уважением относиться к их труду, борьбе, к

их заботам о благе родины».

Д.С.Лихачев
«Древнерусская литература наполняет нас гордостью за наших далёких предков предшественников, учит нас с уважением относиться к их

Слайд 3Русской литературе более тысячи лет. Это одна из самых древних

литератур Европы. Она древнее, чем литература французская, английская, немецкая. Ее

начало восходит ко второй половине Х века.

Русской литературе более тысячи лет. Это одна из самых древних литератур Европы. Она древнее, чем литература французская,

Слайд 4Страница древнерусской летописи
Страница старинной книги

Страница древнерусской летописиСтраница старинной книги

Слайд 5Лист пергамента
Пергаментный свиток

Лист пергаментаПергаментный свиток

Слайд 6Литература возникла внезапно. Но скачок в царство литературы был подготовлен

всем предшествующим культурным развитием русского народа. Высокий уровень фольклора сделал

возможным восприятие письма, перенесенного к нам из Болгарии.

Литература возникла внезапно. Но скачок в царство литературы был подготовлен всем предшествующим культурным развитием русского народа. Высокий

Слайд 7Создатели славянской азбуки, проповедники христианства Кирилл (Константин) и Мефодий были

уроженцами города Солуни (ныне греческого города Салоники), который в то

время входил в состав славянской (болгарской) территории и являлся культурным центром Македонии. Древний Солунь был двуязычным городом, в нем, кроме греческого языка, звучал славянский говор.
Создатели славянской азбуки, проповедники христианства Кирилл (Константин) и Мефодий были уроженцами города Солуни (ныне греческого города Салоники),

Слайд 8В 863 году Кирилл с помощью брата Мефодия составил старославянскую

азбуку и перевел с греческого языка на болгарский основные богослужебные

книги. Эти переводы и созданные в Болгарии сочинения стали проникать на Русь. В это же время стали появляться и первые произведения русской литературы. Что же представляла собой русская литература в первые семьсот лет существования или иначе древнерусская литература?


В 863 году Кирилл с помощью брата Мефодия составил старославянскую азбуку и перевел с греческого языка на

Слайд 9Всякая литература создает свой особый мир, воплощающий представления современного ей

общества. Вселенная воспринималась тогда как книга, написанная перстом Божиим. Письменность

расшифровывала этот мир знаков. Ощущение значительности и величия мира лежало в основе литературы. Древнерусскую литературу можно рассматривать как литературу одной темы и одного сюжета. Этот сюжет – история, а эта тема – смысл человеческой жизни. Все произведения древнерусской литературы могут быть поставлены в один ряд друг за другом в порядке совершающихся событий: мы всегда знаем, к какому историческому времени они отнесены авторами. История, реальное географическое пространство связывают между собой все отдельные произведения. Многотомные Великие четьи минеи, летописные своды, златоусты, измарагды, хронографы – обширные рукописи, в состав которых входят эти произведения, дают представление о чувстве величия мира, которое стремились выразить древнерусские книжники.

Всякая литература создает свой особый мир, воплощающий представления современного ей общества. Вселенная воспринималась тогда как книга, написанная

Слайд 10В Древней Руси, как и во многих других странах, после

появления и распространения письменности при княжеских дворах и больших книжных

библиотеках начинают вести записи о происходивших событиях. Для удобства читающего все эти записи распределялись по годам. Так появлялись на свет первые исторические книги - летописи.

Памятник первой
русской библиотеке.

В Древней Руси, как и во многих других странах, после появления и распространения письменности при княжеских дворах

Слайд 11Остромирово Евангелие

Остромирово Евангелие

Слайд 12Известие о походе Мамая
Миниатюра лицевого «Жития Сергия Радонежского»,
XVI в.

Известие о походе МамаяМиниатюра лицевого «Жития Сергия Радонежского», XVI в.

Слайд 13Миниатюра из Радзивиловской летописи

Миниатюра из Радзивиловской летописи

Слайд 14Доверить составление летописи можно быль отнюдь не каждому. Здесь не

годился простой переписчик, который владел грамотой. Для написания летописного свода

отбирали самых опытных, самых талантливых книжников своего времени. До нас дошло имя, и нам известны труды одного из самых первых русских летописцев - Нестора.

В. М. Васнецов. 1919 г.

Доверить составление летописи можно быль отнюдь не каждому. Здесь не годился простой переписчик, который владел грамотой. Для

Слайд 15Храм Покрова-на-Нерли
Храм Покрова Богородицы, стоящий среди заливных лугов при впадении

речки Нерль в Клязьму, часто называют душой России.
В XII веке

в России центр княжеской власти перешёл из Киева во Владимир. Небесной заступницей стала Богородица, и в ее честь был учрежден новый праздник – Покров Пресвятой Богородицы.
Легенда гласит, что в трудную минуту русские люди, осаждаемые многочисленными недругами, обратились к Богородице с мольбой о помощи. И она не оставила своих духовных детей в беде: сняла с головы платок и накрыла им всех гонимых. В мгновение ока они сделались невидимыми, а вражеская конница умчалась прочь.
Именно так был задуман и построен белокаменный храм Покрова на Нерли, поставленный неподалеку от новой русской столицы – города Владимира, и резиденции Великого князя в Боголюбово. Он напоминает платок, сброшенный с небес на землю.

Храм Покрова-на-Нерли	Храм Покрова Богородицы, стоящий среди заливных лугов при впадении речки Нерль в Клязьму, часто называют душой

Слайд 16Недалеко от Киева, первой столицы Древнерусского государства, при Великом князе

Ярославе Мудром (сыне князя Владимира Красно солнышко) был основан первый

на Руси монастырь - Киево-печерский. Печерским (или пещерским - от слова пещера) он назывался оттого, что первые его обитатели в качестве жилища использовали пещеры в высоком и обрывистом берегу реки Днепр.
Недалеко от Киева, первой столицы Древнерусского государства, при Великом князе Ярославе Мудром (сыне князя Владимира Красно солнышко)

Слайд 17Молодой Нестор, по собственным его словам, поступил в Печерский монастырь

в 17 лет, он в совершенстве овладел книжным искусством и

из простого переписчика стал одним из первых древнерусских писателей.

Преподобный
Нестор- летописец.
Икона. Нач. XX века.

Молодой Нестор, по собственным его словам, поступил в Печерский монастырь в 17 лет, он в совершенстве овладел

Слайд 18Сохранились его слова о пользе книжной премудрости: "Великая бывает польза

от учения книжного, - говорил он, - книги… учат нас…,

ибо от книжных слов обретаем мудрость и воздержание. В книгах напечатана глубина, ими утешаемся в печали, они узда воздержания. Если прилежно поищешь мудрости, то приобретешь великую пользу для своей души. Ибо тот, кто читает книги, беседует с Богом или святыми мужами".

Преподобный
Нестор- летописец.
Икона. XIX век.

Сохранились его слова о пользе книжной премудрости:

Слайд 19Его перу принадлежат биографии (или, как их тогда называли, жития)

русских князей Бориса и Глеба, биографии (жития) тех, кто жил

с Нестором в Киево-печерском монастыре. Но главным подвигом жизни Нестора явился труд над составлением древнейшей из дошедших до нас летописи, которая называется "Повесть временных лет".
Его перу принадлежат биографии (или, как их тогда называли, жития) русских князей Бориса и Глеба, биографии (жития)

Слайд 20
Вот как начинает ее Нестор-летописец: "Се повести временных лет,

откуда есть пошла земля Русская, кто в Киеве нача первее

княжить и откуда Русская земля начала быть".
Вот как начинает ее Нестор-летописец:

Слайд 21Нестор основал целую летописную школу. Именно благодаря ему, мы знаем

нашу древнерусскую историю. Знаем о князьях, воинах, простых людях не

как о сказочных и былинных героях, а как о реально живших людях. Русская церковь высоко оценила труды Нестора, признав его святым земли Русской.

М. Антокольский.
Нестор-летописец.

Нестор основал целую летописную школу. Именно благодаря ему, мы знаем нашу древнерусскую историю. Знаем о князьях, воинах,

Слайд 22Образ Нестора-летописца, мудрого хранителя сокровищницы отечественной истории, вдохновлял и продолжает

вдохновлять художников и писателей на создание новых памятников культуры.

Образ Нестора-летописца, мудрого хранителя сокровищницы отечественной истории, вдохновлял и продолжает вдохновлять художников и писателей на создание новых

Слайд 23Основные термины:
Летописец – составитель летописи.
Летописание – составление

летописи.
Летопись - погодная запись исторических событий , производимая

современником.

Основные термины:Летописец – составитель летописи.Летописание – составление      летописи.Летопись - погодная запись исторических

Слайд 24О летописи «Повесть временных лет»

«Повесть временных лет» составлена около 1113

года монахом Киево-Печёрского монастыря Нестором. В науке летописи называются летописными

сводами, так как каждый автор в своем повествовании соединял в одно целое уже имевшиеся к тому времени летописи, повести, жития, различный документы и собственные записи. В основу своего труда Нестор положил Начальный свод (1093–1095), которому, в совою очередь, предшествовали более ранние летописные своды. Этот текст Нестор значительно переработал и дополнил, использовав переводную византийскую хронику Георгия Амартола. Кроме того, он включил в «Повесть» договоры русских князей с Византией, ряд народных сказаний, свои собственные рассказы о событиях конца XI – начала XII века.

О летописи «Повесть временных лет»«Повесть временных лет» составлена около 1113 года монахом Киево-Печёрского монастыря Нестором. В науке

Слайд 26Князь Олег в Царьграде принимает дань
Миниатюра из летописи

Князь Олег в Царьграде  принимает даньМиниатюра из летописи

Слайд 27Месть княгини Ольги
Миниатюра из летописи. Х в.

Месть княгини ОльгиМиниатюра из летописи. Х в.

Слайд 28Славяне на Днепре
Н. К. Рерих. 1905 г. Темпера, пастель, картон.

67 х 89.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Славяне на ДнепреН. К. Рерих. 1905 г. Темпера, пастель, картон. 67 х 89. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Слайд 29Чтение древнерусских произведений – это сокращение расстояния между прошлым и

настоящим, между культурами, между людьми вообще. Благодаря нравственному началу, которое

заключено в древнерусской литературе, ее значение особенно велико именно сейчас.

Чтение древнерусских произведений – это сокращение расстояния между прошлым и настоящим, между культурами, между людьми вообще. Благодаря

Слайд 30
http://kruzhalov.ru
http://school-collection.edu.ru

http://kruzhalov.ruhttp://school-collection.edu.ru

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика