Слайд 1Борис Степанович Житков
(1882—1938)
К 130-летию со
дня рождения писателя, прозаика, педагога, путешественники и исследователя.
Автор: вед. библиотекарь
МБОУ СОШ № 9 г. Конаково Капустина Людмила Николаевна
Слайд 2Интересный факт:
Борис Житков является главным героем известного детского стихотворения Самуила
Маршака
«Почта».
— Заказное из Ростова
Для товарища Житкова!
— Заказное для Житкова?
Извините,
нет такого!
— Где же этот гражданин?
— Улетел вчера в Берлин.
Житков за границу
По воздуху мчится —
Земля зеленеет внизу.
А вслед за Житковым
В вагоне почтовом
Письмо заказное везут.
Слайд 3А еще не всякий человек становится прототипом героя художественного фильма.
Борис Житков стал прообразом одного из главных героев фильма «На
миг оглянуться». Уже по этому факту можно сказать, что он был интересным и необычным человеком. Но этого слишком мало, чтобы охарактеризовать его. Если попытаться сделать это кратко, то можно сказать, что это был человек- приключение, с необыкновенными талантами и с необыкновенной судьбой.
Слайд 4Будущий классик отечественной словесности Борис Житков родился 11 сентября 1882
г. в Новгороде;
Его отец был преподавателем математики в Новгородском
учительском институте, мать — пианистка.
Детство провел в Одессе. Получил начальное домашнее образование, затем окончил гимназию. Во время учебы подружился с
К. И. Чуковским.
Слайд 5С детства окружали Житкова океанские пароходы, баржи, лодки. И как вспоминала его
сестра, «бегал Борис по всем пароходам, спускался в машинное отделение, играл с ребятишками—
детьми матросов. По вечерам катался с отцом на лодке».
Слайд 6 Ему не было и десяти лет, а он
уже великолепно плавал, нырял, один уходил на лодке далеко в
море, вызывая зависть соседских мальчишек. Никто из одноклассников не мог лучше и быстрее его вязать морские узлы, грести, предсказывать погоду, распознавать насекомых и птиц. Ему всегда нравились простые и мужественные люди, которые не боятся никаких трудностей и опасностей.
Слайд 7Когда он стал взрослым, воля и настойчивость помогли ему овладеть
многими профессиями, но о море никогда не забывал. Житков работал
химиком, кораблестроителем и даже штурманом дальнего плавания. Он осуществил свою мечту и отправился в кругосветное путешествие: побывал во многих городах и странах земного шара, в научных экспедициях.
Слайд 8
А вот стать писателем Борис Житков не
собирался.
Просто он славился среди знакомых как чудесный рассказчик. Однажды по
просьбе
своего друга
К. И. Чуковского
Житков записал один из своих рассказов.
Это решило его судьбу.
К.И.Чуковский
Слайд 9Борис Житков пришел в литературу уже зрелым
человеком.
Ему было
уже
42 года.
Слайд 10Вскоре в журналах появились веселые истории Житкова для детей: «Про
слона», «Про обезьяну», «Мангуста», «Компас», «Гривенник» и др. Борис Степанович
писал о настоящей храбрости, о дружбе и товариществе, о массе интереснейших на свете вещей. И дети сразу полюбили его книги.
Слайд 11Он рассказывал о разных профессиях, но неиссякаемым источником его вдохновения
была его любовь к морю, к путешествиям и приключениям.
Слайд 12Герои Житкова часто попадают в экстремальные ситуации. Об этом циклы
«На воде», «Над водой», «Под водой», «Механик Салерно» и др.
Слайд 13Красивое и спокойное море в шторм становится страшным и разъярённым. В рассказе «Злое море» под
стать такому морю и человек — жестокий англичанин Паркер. Просто так направил он свой
пароход на маленькую рыбацкую шхуну. Семеро русских матросов погибли.
С первых же строк читателей волнует, спасутся ли пассажиры перевернувшегося
во время шторма парусного судна
(рассказ «Шквал»), удастся ли матросам снять компас с захваченного предателями парохода (рассказ «Компас»),
Слайд 14Произведения Житкова насыщены действием, он часто пользуется формой разговора с
читателем, пишет всегда образно и ясно.
Задача творчества Житкова —
сообщение детям полезных сведений и воспитание в них лучших человеческих качеств.
Слайд 15Многое можно узнать из историй Б.Житкова: что такое «камбуз» и «кубрик»,
что за остров Джарылгач, на котором давно никто не живёт, о ручном леопарде Ваньке.
Возил его с собой буфетный Степаныч. Вспоил он, вскормил Ваньку с малых лет. «Сядет Степаныч, а леопард ему на колени голову положит и урчит, как кошка».
А ещё есть такой народ — «синеглазы». «Чёрные» они, «курчавые» и такие отважные, что на «двух брёвнах, сбитых двумя перемычками» выходят под парусами в океан за рыбой»
(рассказ «Урок географии»).
Слайд 16Но не только о море писал Борис Степанович. Много у него рассказов о животных: про
обезьянку, жившую в доме Житковых; про беспризорную кошку, которая «пришла из города, раскопала пошире
кроличью нору, кроликов выгнала и стала жить по дикому». Привыкнет ли одичавшая кошка к человеку и подружится ли она с собакой вы узнаете если прочитаете рассказ.
Слайд 17Циклы детских рассказов «Что я видел» и «Что бывало». Главный
герой первого цикла — любознательный мальчик «Алёша-Почемучка», прототипом которого стал
маленький сосед писателя по коммунальной квартире Алёша Некрасов.
Автор отвечает на многообразные вопросы, возникающие у малыша при первом столкновении с «чудом» железной дороги, новыми людьми, предметами и животными.
Слайд 18Затем в жизни Алексей Всеволодович Некрасов стал профессором, доктором географических
наук, заведующим кафедрой в Санкт-Петербургском Гидрометеорологическом Университете.
Рассказы этого цикла
позднее легли в основу мультипликационных фильмов: «Кнопочки и человечки», «Почему слоны?», «Пудя».
Слайд 19Все, о чем писал Житков, ему довелось увидеть в жизни
своими глазами.
Поэтому так увлекательны его рассказы.
Слайд 20Вы прочитали рассказ Бориса Жидкова
«Как я ловил человечков». А
теперь ответьте на некоторые вопросы.
Докажите, что бабушка дорожила пароходиком.
Что можно сказать о поступке героя?
Зачем автор написал этот рассказ?
Что посоветуем герою?
Слайд 21
Наряду с В.В.Бианки и Е.И.Чарушиным, Борис Житков считается основоположником научно-художественного
жанра в детской литературе. Его творчество оказал существенное влияние на
многих детских писателей.
Житков скончался в 1938 г.
Похоронен на Ваганьковском кладбище. Его наследие составляют более 500 произведений.