Слайд 1Почему нельзя жить с «охлаждённым» сердцем?
По сказке К.Паустовского «Теплый хлеб»
Выполнила
ученица 8 класса
МОУ»СОШ п.Синегорский»
Киялбаева Динара
учитель Карачёва М.В.
Слайд 2Как решается проблема добра и зла в сказке ?
Слайд 3Прежде всего, следует обратиться к определению жанра произведения: сказка это
или быль? Находим детали реальной жизни и вымысла
Время и пространство
в сказке реальное, не вымышленное : «Когда кавалеристы проходили через деревню Бережки, немецкий снаряд разорвался на околице и ранил в ногу вороного коня
:
Слайд 4Время в сказке – циклическое – один из зимних дней:
«Зима в этот год стояла тёплой…», «В один из таких
тёплых серых дней…».
Слайд 5Главные герои
Мальчик Филька, по прозвищу «Ну тебя»
Панкрат
Бабка
Слайд 6Сказочные образы:
Образ коня – традиционный в русском фольклоре («Сивка-Бурка», Сказка
Ершова «Конёк-Горбунок» и т.д.) Он не просто возит «глину, навоз
и жерди», а помогает «Панкрату чинить плотину», т.е. делает это как будто осознанно, как человек, желает отблагодарить мельника за заботу и помощь. В рассказе конь является сказочным двойником старого солдата из притчи, рассказанной бабушкой Фильки. Конь является своеобразным барометром, измеряющим наличие души, доброты, любви в человеке..
Слайд 7Сказочные образы:
Образ сороки – это тоже чудесный помощник. Благодаря ей
прилетел тёплый ветер, она награждает за трудолюбие и смекалку героя.
Слайд 8Природа в сказке обожествляется. Она становится на сторону человека, если
он живёт по нравственным законам бытия.
Слайд 9Жестокий поступок Фильки.
- По сказочным законам происходит и наказание героя
за нарушение запрета. Если в сказке герой преступает черту чаще
всего из-за любопытства, то в рассказе это происходит бездумно, со злостью: «Да ну тебя! Дьявол! – крикнул Филька и наотмашь ударил коня по губам», Мальчик нарушил святую евангельскую заповедь: просящему у тебя дай. ----- Второй запрет нарушил Филька, когда бросил на землю хлеб, тем самым по народным канонам он оскорбил саму Природу – Землю-матушку и труд тех, кто эту землю возделывал.
Слайд 10Сказка столетней давности.
100 лет назад таким же образом был обижен
солдат без ноги. От людской злобы случилась лютая стужа.
Слайд 11Помощь Панкрата.
Панкрат посоветовал ему «изобрести спасение от стужи.» Тогда вина
и перед конем, и перед людьми будет заглажена, и Филька
снова станет "чистым человеком»
Ребята и старики работали с самого рассвета,… и никто не заметил, что задул ровный и тёплый ветер». Оттаяли сердца.
Сердце Фильки раскрылось
для любви и добра к ближнему.
Слайд 12Что придумал Филька?
Расколоть лед на реке у мельницы, пока не
покажется вода
Ребята и старики работали с самого рассвета,… и
никто не заметил, что задул ровный и тёплый ветер». Оттаяли сердца.
Сердце Фильки раскрылось для любви и добра к ближнему.
Слайд 13Примирение с конем.
Филька принес коню буханку свежего хлеба.
Конь съел хлеб
и положил голову Фильке на плечо.
Слайд 14Рассказ «Теплый хлеб Паустовского «…излучает свет вечной истины.
Таким образом из
рассказа можно извлечь следующие уроки:
1.«Блаженны нищие духом, ибо их
есть Царство Небесное».
2. «Блаженны плачущие, ибо они утешатся».
3. «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут».
4. «Блаженны миротворцы, ибо они наречены будут сынами Божьими».
Слайд 15Размышление - выводы.
В сказке рассматриваются такие нравственные проблемы, как
ответственность человека за свои поступки ,взаимоотношения человека и природы ,красота
человеческих отношений.
Главный герой , в начале сказки бессердечный мальчик , постепенно приходит к осознанию своей вины перед людьми и лошадью и понимает , что нельзя быть равнодушным к окружающему миру ,надо любить людей . природу ,животных
Слайд 16«Живи добрее, и будешь всем милее»