Слайд 1Словарь литературных терминов
(подготовка к ЕГЭ, ОГЭ)
Щербакова Е.В.
МАОУ СОШ № 2
Г.Реж
Слайд 2Акмеизм
течение в русской поэзии 1910-х годов (С.Городецкий, М.Кузмин, ранние Н.Гумилев,
А.Ахматова, О.Мандельштам); провозгласил освобождение поэзии от символических порывов к «идеальному»,
от многозначности и текучести образов, возврат к материальному миру, предмету, стихии «естества», точному значению слова.
Слайд 3Анна Ахматова
***
Сжала руки под тёмной вуалью...
«Отчего ты сегодня бледна?»
– Оттого,
что я терпкой печалью
Напоила его допьяна.
Как забуду? Он вышел,
шатаясь,
Искривился мучительно рот...
Я сбежала, перил не касаясь,
Я бежала за ним до ворот.
Задыхаясь, я крикнула: "Шутка
Всё, что было. Уйдёшь, я умру".
Улыбнулся спокойно и жутко
И сказал мне: "Не стой на ветру".
8 января 1911 (сборник "Вечер")
Слайд 4Аллегория
изображение отвлеченной идеи (понятия) посредством образа. В отличие от многозначного
смысла символа, символ аллегории однозначен и отделен от образа; связь
между значением и образом устанавливается по аналогии или смежности (сердце - любовь). Как троп аллегория используется в баснях, притчах и т.д.
Слайд 5Альтруизм
бескорыстная забота о благе других людей.
Слайд 8Антитеза
противопоставление понятий, положений, образов.
Ты и убогая,
Ты и обильная,
Ты и могучая,
Ты
и бессильная,
Матушка-Русь»
(Н.А. Некрасов)
Слайд 9Антиутопия
произведение, изображающее вымышленную картину нежелательного, порочного жизненного устройства. (Роман Е.Замятина
«Мы».)
Слайд 10Гипербола
намеренное преувеличение («реки крови»).
- «что взмах – то готова копна»
Н. А. Некрасов; - «шириною с Черное море» Н. В.
Гоголь о казацких шароварах; - «дунул, и поднялся ветер» русские народные сказки; - «храпит, как трактор» И. Ильф, Е. Петров; - «мело, мело по всей земле» Б. Пастернак.
Слайд 11Градация
такое расположение слов, выражений или образов, при котором последующая часть
заключает в себе усиливающее или ослабляющее значение. («Пришел, увидел, победил».
Ю.Цезарь).
Слайд 12Гротеск
изображение людей и явлений в фантастически преувеличенном, уродливо-комическом виде. («Сидят
людей половины» из стихотворения В.Маяковского «Прозаседавшиеся»).
Слайд 14Драма
1) жанр; 2) литературный род действия, принадлежащий одновременно двум искусствам:
театру и литературе. Особенность драмы: сюжетность, конфликтность действия и его
членение на сценические эпизоды, сплошная цепь высказываний персонажей, отсутствие повествовательного начала. Драматические конфликты воплощаются в поведении героев и их поступках и прежде всего в монологах и диалогах.
В драматургии изображается частная жизнь человека в его остроконфликтных отношениях с обществом или собой. («Бесприданница» А.Островского, «На дне» М.Горького). Трагическое начало присуще исторической драме.
Слайд 15Жанр
исторически сложившаяся, устойчивая разновидность художественных произведений, существующая внутри определенного рода
литературы:
эпоса,
лирики,
драмы.
Слайд 16Классицизм
- метод и направление в литературе XVII – начала
XIX века, обратившееся к античному наследие как к норме и
идеальному образцу.
Главная тема классицизма – конфликт общественных и личных начал, долга и чувства.
Классицизм стремился к выражению большого общественного содержания, возвышенных героических и нравственных идеалов, к организованности логических, ясных и гармоничных образов.
Вместе с тем классицизму были свойственны черты утопизма, идеализации и отвлеченности, нараставшие в периоды его кризиса.
Представители русского классицизма: Г.Р. Державин, А.П. Сумароков, М.В. Ломоносов.
Слайд 17Комедия
жанр драматургии, изображающий такие жизненные положения и характеры, которые вызывают
смех. («Горе от ума» А.С. Грибоедова, «Ревизор» Н.В. Гоголя).
Слайд 18Критический реализм
художественный метод и литературное направление, сложившееся в XIX веке.
Главная его особенность – изображение человеческого характера в органической связи
с социальными обстоятельствами, наряду с глубоким социальным анализом внутреннего мира человека.
Представители русского критического реализма: А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь, И.С. Тургенев, Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский, А.П. Чехов.
Слайд 19Лирический герой
образ того героя в лирическом произведении, переживания, мысли и
чувства которого в нем отражены. Лирический герой не отождествляется с
образом автора. На основе образа лирического героя создается представление о творчестве поэта, но не о его личности.
Слайд 20Лиро-эпический жанр
жанр, объединяющий сюжетность эпического повествования с лиризмом, эмоциональностью. («Евгений
Онегин) А.С. Пушкин.
Слайд 21Метафора
переносное значение слова, когда одно явление или предмет уподобляется другому,
причем можно использовать и сходство, и контраст.
«Природой здесь нам суждено
В
Европу прорубить окно».
А.С. Пушкин
Слайд 22Метонимия
замена одного слова другим на основе связи их значений по
смежности («театр рукоплескал» - вместо «публика рукоплескала»).
Слайд 23Олицетворение
вид метафоры, перенесение свойств одушевленного предмета на неодушевленный.
«О чем ты
воешь, ветр ночной,
О чем так сетуешь безумно?»
Ф.И. Тютчев.
Слайд 24Образ рассказчика
условный образ человека, от лица которого ведется повествование в
литературном произведении. Петр Андреевич Гринев в «Капитанской дочке», холодно-страстный Печорин
в печоринском «Журнале» из «Героя нашего времени» и добродушный Максим Максимович из «Бэлы».
Слайд 25Олицетворение
вид метафоры, перенесение свойств одушевленного предмета на неодушевленный.
«О чем ты
воешь, ветр ночной,
О чем так сетуешь безумно?»
Ф.И. Тютчев.
Слайд 26Пейзаж
изображение картин природы в художественном произведении. Функции пейзажа определяются методом,
жанром, стилем и конкретными художественными задачами.
Слайд 27Пейзаж
"Глядя кругом, слушая, вспоминая, я вдруг почувствовал тайное беспокойство на
сердце... поднял глаза к небу - но и в небе
не было покоя: испещренное звездами, оно все шевелилось, двигалось, содрогалось; я склонился к реке... но и там, и в этой темной, холодной глубине, тоже колыхались, дрожали звезды; тревожное оживление мне чудилось повсюду - и тревога росла во мне самом". (И. С. Тургенев "Ася")
Слайд 28Реализм
понятие, характеризующее познавательную функцию искусства: правдивое, объективное отображение действительности. Степень
реалистичности произведения определяется степенью проникновения в реальность, глубиной и полнотой
ее художественного познания.
Основные принципы реализма: объективное отображение существующих сторон жизни в сочетании с авторским идеалом; воспроизведении типичных характерах и типичных обстоятельствах; жизненная достоверность изображаемых с использованием условных форм художественной фантазии (мифа, символа, гротеска).
Реализма XIX века развил и углубил воспринятую от романтизма критику материального прогресса и буржуазной цивилизации, поэтому его назвали критическим реализмом (определение М.Горького).
Слайд 29Роман-эпопея
разновидность романа, с особой полнотой охватывающая исторический процесс в многослойном
сюжете, включающем многие человеческие судьбы и драматические события народной жизни.
(«Война и мир» Л.Н. Толстой, «Тихий дон» М.А. Шолохова).
Слайд 30Романтизм
художественный метод, сложившийся в конце XVIII – начале XIX века.
Для романтизма характерен особый интерес к личности и ее отношению
к окружающей действительности, а также противопоставление реальному миру – идеального. Стремление художника выразить свое отношение к изображаемому преобладает над точностью передачи действительных фактов, и это придает художественному произведению повышенную эмоциональность. («Кавказский пленник» А.С. Пушкина, «Демон» М.Ю. Лермонтова, «Старуха Изергиль» М.Горького, «Алые паруса» А.Грина).
Слайд 31Сентиментализм
течение в европейской и американской литературе второй половины XVIII
– начала XIX веков. Провозглашал культ естественного чувства, природы, был
не чужд патриархальной идеализации. (Представитель сентиментализма в России – Н.М. Карамзин)
Слайд 32Символизм
направление в европейском и русском искусстве 1870 – 1910-х годов;
сосредоточено преимущественно на художественном выражении посредством символа «вещей в себе»
и идей, находящихся за пределами чувственного восприятия. Стремясь прорваться к «скрытым реальностям», «идеальной сущности мира», «нетленной Красоте», символизм выразил неприятие буржуазного образа жизни, тоску по духовной свободе, предчувствие и боязнь мировых социально-исторических сдвигов.
Главные представители символизма в русской литературе – В. Брюсов, А. Блок, А. Белый, Вяч. Иванов, Ф. Сологуб.
Слайд 33Футуризм
авангардистское направление в европейском искусстве 10-20 годов ХХ века. Стремясь
создать «искусство будущего», отрицая традиционную культуру (особенно ее нравственные и
художественные ценности), футуризм культировал урбанизм (эстетику машинной индустрии и большого города), переплетение документального материала и фантастики; в поэзии даже разрушал естественный язык (В. Маяковский, В. Хлебников).
Слайд 35Эпитет
образное определение, дающее дополнительную художественную характеристику предмета (явления) в виде
скрытого сравнения («чистое поле», «парус одинокий»).
Слайд 37Источники изображений:
Автор шаблона:
Демьянова Елена Юрьевна г. Тверь
http://msalisa.ru/wp-content/uploads/2012/02/1a9aab6b7e3e.png
http://www.coollady.ru/pic/0002/051/2.jpg
https://ds02.infourok.ru/uploads/ex/0e7b/000440b2-82c6de34/640/img17.jpg
http://ppt4web.ru/images/288/20047/640/img9.jpg
http://fmdon.ru/img.php?aHR0cDovL2NzNjE4ODI5LnZrLm1lL3Y2MTg4MjkxMzgvMTIzYTUvSDVZRzR4WVpkRXMuanBn.jpg
http://www.kuchaknig.ru/knigi/oblogki/ltr_7444105.jpg
http://900igr.net/datas/literatura/Stikhotvornyj-razmer/0009-009-Trekhslozhnyj-razmer-v-kotorom-udarenie-padaet-na-pervyj-slog-a-dva.jpg
http://creativity.mypartnershop.ru/image/1012376022.jpg
http://rupoezia.ru/wp-content/uploads/2013/05/wpid-lnAmjCggQUY.jpg
http://www.nat-geo.ru/upload/iblock/b34/b347417228a7fa5efdd783e85d9f4f5e.jpg
http://fo-rj.com/images/56ab4e7402429.jpg
http://boleznov.ru/img/stihotvornyiy-razmer-horey.jpg
http://www.stihi.ru/pics/2014/04/16/7926.jpg