Разделы презентаций


Подготовка к ОГЭ и ЕГЭ по литературе

Содержание

Повторение изученных произведений русской литературы, входящих в кодификатор. Повторение материала к экзамену следует построить из трех блоков (эпические, лирические, лиро-эпические), объединив по родовому признаку произведения, созданные в разные эпохи развития русской

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Подготовка к ОГЭ, ЕГЭ по литературе
Леоненко Ирина Викторовна
Учитель русского языка

и литературы
МБОУ СОШ № 23
Г.Междуреченск



2018г.

Подготовка к ОГЭ, ЕГЭ по литературеЛеоненко Ирина ВикторовнаУчитель русского языка и литературыМБОУ СОШ № 23Г.Междуреченск2018г.

Слайд 2Повторение изученных произведений русской литературы, входящих в кодификатор.
Повторение материала

к экзамену следует построить из трех блоков (эпические, лирические, лиро-эпические),

объединив по родовому признаку произведения, созданные в разные эпохи развития русской литературы.
Наиболее часто встречающиеся произведения в задании 1-3, которые нужно прочитать (перечитать):
Эпические и лиро-эпические:
Д.Фонвизин «Недоросль», А.Грибоедов «Горе от ума»,А.Пушкин «Евгений Онегин», «Капитанская дочка», М.Лермонтов «Герой нашего времени», Н.Гоголь «Ревизор», «Мертвые души», «Шинель».




Повторение изученных произведений русской литературы, входящих в кодификатор. Повторение материала к экзамену следует построить из трех блоков

Слайд 3Лирические:
М.Ломоносов «Одна на день восшествия…», А.Пушкин (ВСЕ), Ф.Тютчев, А.Фет,

М.Лермонтов, Н.Некрасов «Железная дорога», А.Твардовский «Василий Теркин», Н.Рубцов «Тихая моя

Родина..»
Лирические: М.Ломоносов «Одна на день восшествия…», А.Пушкин (ВСЕ), Ф.Тютчев, А.Фет, М.Лермонтов, Н.Некрасов «Железная дорога», А.Твардовский «Василий Теркин»,

Слайд 4Повторение основных теоретико-литературных понятий
Художественная литература как искусство слова; художественный

образ; фольклор; жанры фольклора; литературные роды и жанры;
основные литературные

направления (классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм);
форма и содержание литературного произведения (тема, идея, проблематика, сюжет, композиция; стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог; лирическое отступление; конфликт;
система образов; образ автора; автор- повествователь; литературный герой; лирический герой;
язык художественного произведения; изобразительно-выразительные средства в художественном произведении (эпитет, метафора, сравнение; гипербола; аллегория); проза и поэзия; основы стихосложения (стихотворный размер, ритм, рифма, строфа).
Повторение основных теоретико-литературных понятий Художественная литература как искусство слова; художественный образ; фольклор; жанры фольклора; литературные роды и

Слайд 5 Часть 1 состоит из двух альтернативных вариантов
Первый вариант предлагает

анализ фрагмента эпического (или драматического, или лироэпического) произведения;
Второй вариант

– анализ лирического стихотворения (или басни).

Текстовый фрагмент (или стихотворение, или басня) сопровождается
системой письменных заданий (по три задания для каждого варианта),
направленных на анализ проблематики художественного произведения
и основных средств раскрытия авторской идеи.

Предложенные задания призваны выявить особенности восприятия текста экзаменуемым, а также проверить его умение высказывать краткие оценочные суждения о прочитанном.

1 и 2 задания предполагают письменный ответ в примерном объеме 3–5 предложений и оценивается максимально 3 баллами.

Рекомендация: 30 минут на выполнение одного задания
Часть 1 состоит из двух альтернативных вариантов  Первый вариант предлагает анализ фрагмента эпического (или драматического,

Слайд 6План написания развернутого ответа
Тщательно проанализировать вопрос;
Четко определить проблему, которую предстоит

решить, выполняя задание;
Выделить ключевые слова в формулировке вопроса;
Разъяснить самому себе

суть выделенных слов. Работать со словарями;
Если слово многозначное, определить, в каком контексте оно использовано в вопросе. Планируемый ответ не может быть сведен только к одному тезису;
Определить авторскую позицию;
Обязательно знать произведение в целом – без этого не может получиться глубокий и четкий ответ;
Все тезисы обязательно аргументировать;
Избегать общих слов. Только конкретика.
План написания развернутого ответаТщательно проанализировать вопрос;Четко определить проблему, которую предстоит решить, выполняя задание;Выделить ключевые слова в формулировке

Слайд 7Третье задание (1.1.3 или 1.2.3)
предполагает не только размышление над

предложенным текстом, но и сопоставление его с другим произведение или

фрагментом, текст которого также приведен в экзаменационной работе
(примерный объем – 5–8 предложений). Текстовый фрагмент (или стихотворение, или басня), с которым нужно провести сопоставление в задании 1.1.3 или 1.2.3, может быть взят не только из произведений, названных в государственном образовательном стандарте. Задания 1.1.3 и 1.2.3 расширяют границы проверяемого содержания и обеспечивают дополнительный охват учебного материала, позволяют проверять уровень сформированности важнейших предметных компетенций.
Максимальный балл за выполнение сопоставительного задания (1.1.3 или 1.2.3) – 5 баллов.

Рекомендация: 60 минут на выполнение задания

Третье задание (1.1.3 или 1.2.3) предполагает не только размышление над предложенным текстом, но и сопоставление его с

Слайд 8План сопоставительного анализа текста
Выполняя задание, проанализировать последовательно первый и второй

текст, результаты оформить в таблице;

План сопоставительного анализа текстаВыполняя задание, проанализировать последовательно первый и второй текст, результаты оформить в таблице;

Слайд 9Ответ строить по принципу слоеного пирога: сначала на основе сопоставления

формулируется первый тезис, он обосновывается материалом из первого и второго

текста, затем выдвигается второй тезис.
Образец:
Герой Толстого – восторженный молодой человек. (цитата)Герою Тургенева беспредметный восторг чужд. (цитата)Любовь для него сопровождается все возрастающим ощущением счастья.(цитата) Любовь для героя Тургенева сопряжена с ощущением нарастающей тревоги. (Цитата). Герой Толстого – человек сердца. Простившись с Варенькой, он продолжает представлять ее (цитата). Герой Тургенева – человек рассудка. Он размышляет о своей возлюбленной и ее судьбе. (Цитата)
Ответ строить по принципу слоеного пирога: сначала на основе сопоставления формулируется первый тезис, он обосновывается материалом из

Слайд 10Внимательно читать вопрос и следовать четко заданному направлению анализа. Не

нужно сопоставлять фрагменты по разным параметрам.

Внимательно читать вопрос и следовать четко заданному направлению анализа. Не нужно сопоставлять фрагменты по разным параметрам.

Слайд 11Сочинение
Обратить внимание: первая и вторая темы сочинений связаны с творчеством

тех авторов, тексты которых были представлены для анализа в первой

части работы;
Отказаться от попыток говорить «на тему», «в общем», формулировать «туманные» суждения, «лить воду»;
Не заменять глубокий анализ текста пересказом и наивно-реалистическими рассуждениями;
Вступление и заключение должны быть четкими и лаконичными;
Подтверждать суждения текстом;
Внимательно читать тему.
Расшифровать смысл, заложенный в формулировке, т.е. понять своеобразие сочинения: является ли оно историко-литературным или теоретико-литературным.
Четкость – логичность – доказательность – вот девиз работы над сочинением.

СочинениеОбратить внимание: первая и вторая темы сочинений связаны с творчеством тех авторов, тексты которых были представлены для

Слайд 12Проблемы
К числу недостаточно освоенных умений относятся следующие:
умение адекватно воспринимать

задание, понимать его;
умение точно отвечать на поставленный вопрос; умение

проводить сопоставительный анализ;
умение подтверждать, иллюстрировать мысли, суждения текстом;
умение уместно и грамотно использовать в сочинении литературоведческую терминологию (особенно ее недостаточно в прозе), раскрывать роль и значение в анализе произведения.
ПроблемыК числу недостаточно освоенных умений относятся следующие: умение адекватно воспринимать задание, понимать его; умение точно отвечать на

Слайд 13Рекомендации
Начиная с V класса необходимо вести последовательную систематическую работу по

обучению школьников созданию связного текста на основе литературного материала;
проводить специальные

уроки обучения сочинению;
широко включать в практику изучения художественного произведения небольшие письменные работы разных видов, рассчитанные на 10–15 минут.
РекомендацииНачиная с V класса необходимо вести последовательную систематическую работу по обучению школьников созданию связного текста на основе

Слайд 14При анализе качества сочинений и других письменных работ в первую

очередь следует оценивать точность ответа на поставленный вопрос;
глубину понимания

школьником авторской идеи и умение ее истолковать;
сформированность умения логически мыслить.
При анализе качества сочинений и других письменных работ в первую очередь следует оценивать точность ответа на поставленный

Слайд 15Необходимо обращать внимание на формирование умений высказывать и аргументировать свою

позицию по проблемам, поднятым в произведении;
формулировать собственное отношение к

героям и подтверждать свои суждения текстом;
В практике школьного анализа художественного произведения нужно добиваться более широкого и мотивированного использования литературоведческих терминов;
При оценке письменных работ нужно также учитывать уровень общего и речевого развития школьника
Обязательно повторить цитирование
Необходимо обращать внимание на формирование умений высказывать и аргументировать свою позицию по проблемам, поднятым в произведении; формулировать

Слайд 16В целях освоения модели итоговой аттестации в IX классе в

новой форме необходимо:
знакомить школьников не только с демонстрационным вариантом

КИМ, с кодификатором, но и системой оценивания заданий разных типов;
следует обратить внимание на организацию повторения изученных произведений русской литературы, входящих в кодификатор;
Читать, читать и еще раз читать – вот первый девиз девятиклассника, сдающего экзамен по литературе.
Писать, писать и редактировать написанное – вот второй девиз девятиклассника, сдающего экзамен по литературе.
Доказывать, доказывать и еще раз доказывать – вот третий девиз девятиклассника, сдающего экзамен по литературе.
В целях освоения модели итоговой аттестации в IX классе в новой форме необходимо: знакомить школьников не только

Слайд 17Под ред.Нестеровой О.П.

Под ред.Нестеровой О.П.

Слайд 18Под ред.Ерохиной Е.Л.
Под ред.Скубачевской Л.А.

Под ред.Ерохиной Е.Л.Под ред.Скубачевской Л.А.

Слайд 19Список Интернет - ресурсов
http://uchitel-slovesnosti.ru/
http://lanasvet1991.blogspot.ru/
http://literarus.ru
http://www.5splusom
https://mogu-pisat.ru
http://hallenna.narod.ru/GIA.html
https://neznaika.pro/oge/lit_oge/
Инфоурок видеоуроки
http://jannagl.blogspot.ru/p/blog-page_58.html







Список  Интернет - ресурсовhttp://uchitel-slovesnosti.ru/http://lanasvet1991.blogspot.ru/http://literarus.ruhttp://www.5splusomhttps://mogu-pisat.ruhttp://hallenna.narod.ru/GIA.htmlhttps://neznaika.pro/oge/lit_oge/Инфоурок видеоурокиhttp://jannagl.blogspot.ru/p/blog-page_58.html

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика