Слайд 1Подготовка к ОГЭ, ЕГЭ по литературе
Леоненко Ирина Викторовна
Учитель русского языка
и литературы
МБОУ СОШ № 23
Г.Междуреченск
2018г.
Слайд 2Повторение изученных произведений русской литературы, входящих в кодификатор.
Повторение материала
к экзамену следует построить из трех блоков (эпические, лирические, лиро-эпические),
объединив по родовому признаку произведения, созданные в разные эпохи развития русской литературы.
Наиболее часто встречающиеся произведения в задании 1-3, которые нужно прочитать (перечитать):
Эпические и лиро-эпические:
Д.Фонвизин «Недоросль», А.Грибоедов «Горе от ума»,А.Пушкин «Евгений Онегин», «Капитанская дочка», М.Лермонтов «Герой нашего времени», Н.Гоголь «Ревизор», «Мертвые души», «Шинель».
Слайд 3Лирические:
М.Ломоносов «Одна на день восшествия…», А.Пушкин (ВСЕ), Ф.Тютчев, А.Фет,
М.Лермонтов, Н.Некрасов «Железная дорога», А.Твардовский «Василий Теркин», Н.Рубцов «Тихая моя
Родина..»
Слайд 4Повторение основных теоретико-литературных понятий
Художественная литература как искусство слова; художественный
образ; фольклор; жанры фольклора; литературные роды и жанры;
основные литературные
направления (классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм);
форма и содержание литературного произведения (тема, идея, проблематика, сюжет, композиция; стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог; лирическое отступление; конфликт;
система образов; образ автора; автор- повествователь; литературный герой; лирический герой;
язык художественного произведения; изобразительно-выразительные средства в художественном произведении (эпитет, метафора, сравнение; гипербола; аллегория); проза и поэзия; основы стихосложения (стихотворный размер, ритм, рифма, строфа).
Слайд 5
Часть 1 состоит из двух альтернативных вариантов
Первый вариант предлагает
анализ фрагмента эпического (или драматического, или лироэпического) произведения;
Второй вариант
– анализ лирического стихотворения (или басни).
Текстовый фрагмент (или стихотворение, или басня) сопровождается
системой письменных заданий (по три задания для каждого варианта),
направленных на анализ проблематики художественного произведения
и основных средств раскрытия авторской идеи.
Предложенные задания призваны выявить особенности восприятия текста экзаменуемым, а также проверить его умение высказывать краткие оценочные суждения о прочитанном.
1 и 2 задания предполагают письменный ответ в примерном объеме 3–5 предложений и оценивается максимально 3 баллами.
Рекомендация: 30 минут на выполнение одного задания
Слайд 6План написания развернутого ответа
Тщательно проанализировать вопрос;
Четко определить проблему, которую предстоит
решить, выполняя задание;
Выделить ключевые слова в формулировке вопроса;
Разъяснить самому себе
суть выделенных слов. Работать со словарями;
Если слово многозначное, определить, в каком контексте оно использовано в вопросе. Планируемый ответ не может быть сведен только к одному тезису;
Определить авторскую позицию;
Обязательно знать произведение в целом – без этого не может получиться глубокий и четкий ответ;
Все тезисы обязательно аргументировать;
Избегать общих слов. Только конкретика.
Слайд 7Третье задание (1.1.3 или 1.2.3)
предполагает не только размышление над
предложенным текстом, но и сопоставление его с другим произведение или
фрагментом, текст которого также приведен в экзаменационной работе
(примерный объем – 5–8 предложений). Текстовый фрагмент (или стихотворение, или басня), с которым нужно провести сопоставление в задании 1.1.3 или 1.2.3, может быть взят не только из произведений, названных в государственном образовательном стандарте. Задания 1.1.3 и 1.2.3 расширяют границы проверяемого содержания и обеспечивают дополнительный охват учебного материала, позволяют проверять уровень сформированности важнейших предметных компетенций.
Максимальный балл за выполнение сопоставительного задания (1.1.3 или 1.2.3) – 5 баллов.
Рекомендация: 60 минут на выполнение задания
Слайд 8План сопоставительного анализа текста
Выполняя задание, проанализировать последовательно первый и второй
текст, результаты оформить в таблице;
Слайд 9Ответ строить по принципу слоеного пирога: сначала на основе сопоставления
формулируется первый тезис, он обосновывается материалом из первого и второго
текста, затем выдвигается второй тезис.
Образец:
Герой Толстого – восторженный молодой человек. (цитата)Герою Тургенева беспредметный восторг чужд. (цитата)Любовь для него сопровождается все возрастающим ощущением счастья.(цитата) Любовь для героя Тургенева сопряжена с ощущением нарастающей тревоги. (Цитата). Герой Толстого – человек сердца. Простившись с Варенькой, он продолжает представлять ее (цитата). Герой Тургенева – человек рассудка. Он размышляет о своей возлюбленной и ее судьбе. (Цитата)
Слайд 10Внимательно читать вопрос и следовать четко заданному направлению анализа. Не
нужно сопоставлять фрагменты по разным параметрам.
Слайд 11Сочинение
Обратить внимание: первая и вторая темы сочинений связаны с творчеством
тех авторов, тексты которых были представлены для анализа в первой
части работы;
Отказаться от попыток говорить «на тему», «в общем», формулировать «туманные» суждения, «лить воду»;
Не заменять глубокий анализ текста пересказом и наивно-реалистическими рассуждениями;
Вступление и заключение должны быть четкими и лаконичными;
Подтверждать суждения текстом;
Внимательно читать тему.
Расшифровать смысл, заложенный в формулировке, т.е. понять своеобразие сочинения: является ли оно историко-литературным или теоретико-литературным.
Четкость – логичность – доказательность – вот девиз работы над сочинением.
Слайд 12Проблемы
К числу недостаточно освоенных умений относятся следующие:
умение адекватно воспринимать
задание, понимать его;
умение точно отвечать на поставленный вопрос; умение
проводить сопоставительный анализ;
умение подтверждать, иллюстрировать мысли, суждения текстом;
умение уместно и грамотно использовать в сочинении литературоведческую терминологию (особенно ее недостаточно в прозе), раскрывать роль и значение в анализе произведения.
Слайд 13Рекомендации
Начиная с V класса необходимо вести последовательную систематическую работу по
обучению школьников созданию связного текста на основе литературного материала;
проводить специальные
уроки обучения сочинению;
широко включать в практику изучения художественного произведения небольшие письменные работы разных видов, рассчитанные на 10–15 минут.
Слайд 14При анализе качества сочинений и других письменных работ в первую
очередь следует оценивать точность ответа на поставленный вопрос;
глубину понимания
школьником авторской идеи и умение ее истолковать;
сформированность умения логически мыслить.
Слайд 15Необходимо обращать внимание на формирование умений высказывать и аргументировать свою
позицию по проблемам, поднятым в произведении;
формулировать собственное отношение к
героям и подтверждать свои суждения текстом;
В практике школьного анализа художественного произведения нужно добиваться более широкого и мотивированного использования литературоведческих терминов;
При оценке письменных работ нужно также учитывать уровень общего и речевого развития школьника
Обязательно повторить цитирование
Слайд 16В целях освоения модели итоговой аттестации в IX классе в
новой форме необходимо:
знакомить школьников не только с демонстрационным вариантом
КИМ, с кодификатором, но и системой оценивания заданий разных типов;
следует обратить внимание на организацию повторения изученных произведений русской литературы, входящих в кодификатор;
Читать, читать и еще раз читать – вот первый девиз девятиклассника, сдающего экзамен по литературе.
Писать, писать и редактировать написанное – вот второй девиз девятиклассника, сдающего экзамен по литературе.
Доказывать, доказывать и еще раз доказывать – вот третий девиз девятиклассника, сдающего экзамен по литературе.
Слайд 18Под ред.Ерохиной Е.Л.
Под ред.Скубачевской Л.А.
Слайд 19Список Интернет - ресурсов
http://uchitel-slovesnosti.ru/
http://lanasvet1991.blogspot.ru/
http://literarus.ru
http://www.5splusom
https://mogu-pisat.ru
http://hallenna.narod.ru/GIA.html
https://neznaika.pro/oge/lit_oge/
Инфоурок видеоуроки
http://jannagl.blogspot.ru/p/blog-page_58.html