Слайд 1М.Е.Салтыков-Щедрин
(подготовка к ОГЭ)
Щербакова Е.В.
МАОУ СОШ № 2
Г. Реж
Слайд 2«Изображая жизнь, находящуюся под игом безумия, я рассчитывал на возбуждение
в читателе горького чувства, а отнюдь не веселонравия… Я совсем
не историю предаю осмеянию, а известный порядок вещей». (М.Е.Салтыков-Щедрин).
Слайд 3Какие пороки обличает в своих сатирических сказках М.Е. Салтыков-Щедрин? (На примере одной-двух
сказок по Вашему выбору).
Какие человеческие пороки осмеиваются в прозе М.Е. Салтыкова-Щедрина?
(На примере одного из произведений по Вашему выбору).
Слайд 4Каковы основные сатирические приёмы, использованные в сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина? (На примере
одной-двух сказок по Вашему выбору).
Каким предстаёт образ народа в сказках
М.Е. Салтыкова-Щедрина?
(На примере одной-двух
сказок по Вашему выбору).
Слайд 5Кого и за что осмеивает М.Е. Салтыков-Щедрин в «Повести о
том, как один мужик двух генералов прокормил»?
Смысл финала сказки М.Е.
Салтыкова-Щедрина «Дикий помещик».
Образ народа в сказке М.Е. Салтыкова-Щедрина «Дикий помещик».
В чём заключается философский смысл сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина «Премудрый пескарь»?
Слайд 6Против каких нравственных пороков направлена сатира М.Е. Салтыкова-Щедрина? (На примере одной-двух
сказок по Вашему выбору).
Что Вам кажется смешным, а что – грустным в
сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина? (На примере одной из сказок по Вашему выбору).
Слайд 7Как в названии сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как
один мужик двух генералов прокормил» отражается её проблематика?
Какова нравственная проблематика
сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина?
(На материале одной-двух
сказок по Вашему выбору)
Слайд 8Материалы к сочинению
Сказки Салтыкова-Щедрина написаны эзоповым языком (художественная речь, насыщенная
недомолвками и ироническими намеками, вынужденное иносказание). В идейном содержании сказок
Салтыкова-Щедрина можно выделить три основные темы:
1. сатира на правительственные верхи и на эксплуататорские классы;
2. изображение жизни народных масс в царской России;
3. обличение поведения и психологии обывательски настроенной интеллигенции.
Слайд 9В «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» при
помощи приемов сказочной фантастики Салтыков-Щедрин показывает, что источником материального благополучия
и так называемой «дворянской культуры» является труд мужика. Генералы-паразиты привыкли жить чужим трудом, очутившись на необитаемом острове без прислуги, обнаружили повадки голодных диких зверей, готовых пожрать друг друга (один генерал другому чуть ухо не откусил). Только появление мужика спасло их от окончательного озверения и вернуло обычный «генеральский» облик.
В сказке «Дикий помещик» герой, изгнав из своего имения мужиков, «одичал», «оброс с головы до ног волосами», «ходил все больше на четвереньках», «утратил даже способность произносить членораздельные звуки».
Чувствуются переживания сатирика, связанные с поисками ответа на вопрос, кто освободит эту могучую народную силу из плена. Салтыков-Щедрин в сказках показывает паразитизм, тунеядство помещичьего класса. Превращение помещика в дикого зверя (метафора) подчеркивает истинную сущность существующей власти. Каждый есть хищник.
Слайд 10В сказках Щедрина сосуществуют глупые, свирепые, невежественные правители народа и
простые мужики, находчивые, сильные, трудолюбивые, талантливые и вместе с тем
рабски покорные своим господам и холопски им преданные. Пример тому мы находим в «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Диком помещике». В этих произведениях писатель выступает не только как защитник народных интересов. Он пытается внушить простому человеку веру в его уникальность, значимость, вдохновить его на защиту собственного достоинства и пожурить за долготерпение.
Герой «Дикого помещика» — глупец, ненавидевший народ и неожиданно для самого себя без него одичавший. Помещик долгое время жил за счет чужого труда, нежил «свое тело, белое, рыхлое, рассыпчатое», не выносил «холопьего духу». Жалко смотреть на него в финале сказки. «...Вцепится в свою добычу, разорвет... ногтями, да так со всеми внутренностями, даже со шкурой, и съест», — пишет о нем автор. Нет жизни господам без народа: именно народ — поилец и кормилец, созидатель ценностей, и не только материальных, но и духовных.
Слайд 11Сказка «Премудрый пискарь» рисует «остолопа, который не ест, не пьет,
никого не видит, ни с кем хлеба-соли не водит, а
все только распостылую свою жизнь бережет». Беспощадно бичует Щедрин такого обывателя. «Какие были у него радости? кого он утешил? кому добрый совет подал? кому доброе слово сказал? кого приютил, обогрел, защитил? кто слышал об нем? кто об его существовании вспомнит?» — вопрошает автор. Но не только это подчеркивает Щедрин. Сатирик заставляет читателя задуматься о его гражданской позиции. «Неправильно полагают те, кои думают, что лишь те пискари могут считаться достойными гражданами, кои, обезумев от страха, сидят в норах и дрожат. Нет, это не граждане, а по меньшей мере бесполезные пискари», — пишет он.
Слайд 12http://900igr.net/datai/pedagogika/Sovremennyj-urok-tekhnologii/0018-026-Sovremennyj-urok-tekhnologii.jpg
http://5litra.ru/
https://68.media.tumblr.com/e8ae552fcfa040887ff476c2be0aa30d/tumblr_mp93asXfVq1rsjmxwo1_500.jpg
http://900igr.net/datai/literatura/Skazki-Saltykov-SCHedrin/0004-002-Skazka-orudie-sotsialno-politicheskoj-satiry.jpg
http://ic.pics.livejournal.com/glebminskiy/75672354/83461/83461_900.png
https://otvet.imgsmail.ru/download/8674507_3849db13e7c20791cd0cdef1bb33316a_800.jpg