Слайд 1МОУ «Петуховская средняя общеобразовательная школа №3»
Исследовательский проект
по литературе
ПОЭЗИЯ
«ЖЕНСКОЙ
ДУШИ»
(на примере
творчества зауральской поэтессы Ирины Анисимовой)
Авторы проекта: Кузнецова Анна Андреевна ,
учащаяся 9б класса
Преподаватель: Черепанова Зинаида Ивановна, учитель русского языка и литературы
г. Петухово 2011 г.
Слайд 2
Родилась 11 августа 1951 года в городе Петухово Курганской области.
В 1968 году закончила школу и поступила учиться в Уральский
электротехнический институт инженеров железнодорожного транспорта. Но на третьем курсе тяжёлый недуг прервал её учебу.
Литературным творчеством занимается с 1974 года. Её стихи печатались в «Антологии глухих поэтов ХХ века», сборнике «Кастальский ключ», альманахе «Тобол», газете «Пограничник Забайкалья». В последнее время выступает, как литературный критик. Живет в Петухово.
В Союз писателей России принята в 2002 году.
Из вступительного слова к сборнику «В едином строю» № 5-1980 советского поэта В. Фирсова: «Отмечу мужественную лирику Ирины Анисимовой. Стихи ее, чувствуется, автобиографичны. Они говорят о несгибаемости человеческого духа, а также об одаренности автора. Желаю поэтессе преодолеть не только «высокий порог» болезни, но и взять очередную высоту в творчестве».
Реутова
(литературный псевдоним – Анисимова)
Слайд 3Мое знакомство со стихами Ирины Анисимовой началось с обыкновенной школьной
тетрадки, исписанной красивым девичьим почерком. Первые же прочитанные строки свидетельствовали
о несомненной поэтической одаренности неведомой мне девушки из зауральского городка Петухово. А биографические подробности про¬сто, как говорится, резанули по живому: тяжелейшая болезнь приковала начинающего взрослую жизнь человека к постели, за первым ударом следует второй — подлая глухота...
Но вот что привлекало: в стихах, присланных в редакцию журнала Общества глухих «В едином строю», не было ни слова о разыгравшейся трагедии. Лишь внимательный читатель улавливал: автор что-то не договаривает, уводит в подтекст... Но от этого стихи казались еще содержательней, интересней. Внешне несколько угловатые, с неприглаженностыо отдельных строк и своеобразными ритмическими пульсациями при хорошем внутреннем слухе их автора, они касались тем обычных, традиционных для русской поэзии. Таковыми остались они и сегодня, двадцать лет спустя. Пейзажная и любовная лирика, попытки на поэтическом уровне осмыслить реалии окружающей жизни и свое место в ней доминируют в творчестве поэтессы.
Лейтмотивом стихов начальной поры могут быть строки:
Хочу лишь
до этой черты дойти,
Где поле уходит в небо…
ШАГ ЗА ШАГОМ
Слайд 4Желание, усиленное волей, сделало свое дело: сегодня Ирина Анисимова не
только осуществила свою девичью мечту, но и ушла далеко за
намеченную черту. И в прямом смысле, и в переносном. Она буквально встала на ноги, самостоятельно приезжает в Москву на творческие семинары глухих поэтов. Вполне сформировалась как незаурядная личность и самобытный поэт. Свидетельство тому — публикуемые здесь стихи. Нет необходимости анализировать их, давать оценку — каждый из взявших в руки книжку найдет произведения себе по душе. Одного привлекут гражданские мотивы, другой вместе с поэтессой задастся вечным вопросом: «Кто я для вас?..»
Мне же просто хочется в связи с выходом книжки в свет поздравить всех — и автора, и тех, кто принимал участие в ее судьбе, в выпуске сборника, кто и в нынешние непростые времена сделал доброе дело!
Июль 1994 года
Иван ИСАЕВ,
поэт, член Союза писателей России
Слайд 5Ирина Ивановна Анисимова родилась и живёт в городе Петухово Курганской
области. Учёбу в Уральском электротехническом институте инженеров железнодорожного транспорта прервала
тяжёлая болезнь. Пишет стихи и критические статьи. Активный автор «Тобола», выпустила несколько книг своих стихов, в том числе в Москве. В 2002 году принята в Союз писателей РФ.
Слайд 6 Эта мысль красной нитью проходит через все поэтическое творчество
Ирины Анисимовой.
...День для того и дан,
Чтобы, покой
дробя,
Людям уметь отдать
Искры своей души...
Круг тем поэтессы велик, но о чем бы ни писала она, каждая строка ее живет и дышит добротой. Нежностью наполнены стихи о деревенском детстве. В них особенно ярко проявляется то, что мы называем «поэтическим видением»: непереводимые на язык прозы поэтические образы, картины:
«КАКАЯ РАДОСТЬ - РАДОСТЬ ПОДАРИТЬ!»
Слайд 7Мы, детвора, утаптывать горазды
В сарае сено
- только подавай.
Летит навстречу - это
ли не праздник!
- Душистый, теплый сена каравай.
Мы думали, что лето улетело.
А сколько сразу лета набралось,
Где солнышко пронизывает тело
И столько ветра в волосы вплелось!
И клевер, васильки и медуницы.
И лук в обед, и сладкий-сладкий сон.
И небо голубое сквозь ресницы,
И из глубин земли идущий звон.
А сено подымает нас все выше.
И кажется нам: полное чудес,
Вот-вот проломит это лето крышу,
И будет снова лето - до небес!
Слайд 8Любовная лирика Ирины Анисимовой отмечена печатью жертвенности. Любовь в ней
как бы односторонняя. Но среди слов, обращенных к объекту любви,
вы не найдете даже легкого укора. Зато стихи на эту тему полны надежды, сожалений, доброты, женского достоинства. Из многолетнего опыта работы с пишущими стихи твердо убедился, что поэт в человеке пробуждается в моменты серьезных душевных потрясений. Такие потрясения не обошли стороной Ирину Анисимову. После счастливого детства, после школьной юности - студентка-третьекурсница железнодорожного института. И вот в самом расцвете лет - беда: тяжелейший недуг приковал ее к постели.
Об этой горькой странице жизни Ирина Анисимова пишет: «Внезапная тяжелая болезнь в начале третьего курса вручила мне в руки вместо учебников - художественную литературу. А взамен лекций в институте теперь ежедневные уроки мужества и сострадания на больничных койках. С помощью чутких всегда все понимающих заново училась ходить. Какое это благо – ходить по земле!» А тут новый удар судьбы – полная потеря слуха.
Какой мерой можно измерить силу духа и мужества этого человека? Наверное, эту меру дано знать только ей самой. А для нас это остается непостижимой тайной. Мы просто читаем стихи зрелого мастера поэтического слова. Стихи, наполненные радостью бытия, тревогой за судьбу Родины, мудрые раздумья о жизни, стихи, полные доброты и благодарности людям за участие.
«Какая радость – радость подарить!», - скажем в заключении словами самой Ирины Анисимовой из города Петухово. Думается, что этот девиз нашел полное воплощение в ее новой книге стихов, которая станет радостным подарком читателю. Добавлю, что в конце 2002 года Ирина Анисимова принята в Союз писателей России.
Иван ЯГАН
Слайд 9Подборка стихов
в журнале «Тень звука».
Москва, 1980
Подборка стихов
в
сборнике
«В строю едином».
Москва,
издательство
«Советская Россия»,
1989
Иду к тебе. Курган,
издательство «Реформа»,
1995
СПИСОК ИЗДАННОГО ( сборники её стихов)
Слайд 11Подборка стихов
в сборнике
«Антология
глухих поэтов 20 века».
Москва,
издательство «Загрей»,
2000
Светотень.
Москва,
издательство «Загрей»,
2001
Радость подарить.
Куртамыш,
2003
Слайд 12Вот и рощи почти облетели,
Льётся свет, ранний снег серебря,
Но
без пушкинской вечной «Метели»
Мне так мало снежка октября!
Что же там,
за прижизненной кромкой,
Я поведать любимым смогу,
Если снова, блуждая в потёмках,
У себя утопаю в долгу?
Снег летит, как бывало когда-то,
Удалой, беспечально густой...
Мне не страшно: смещаются даты,
Но сродниться боюсь с пустотой.
И, сроднясь, оробеть перед бездной...
Не затем ли в душе непокой,
Чтоб однажды печали небесной
Невесомой коснуться рукой?
Слайд 13
Новое лето.
Москва,
издательство «Загрей»,
2008
Сборник
Ирины Анисимовой из Петухово «Новое лето», изданный в 2008 году
в Москве, на первый взгляд похож на пение под расстроенное фортепиано. Этот неожиданный поворот не просто сразу принять, многие стихи кажутся незаконченными набросками. Но потом понимаешь, что из девушки, которая когда-то отстаивала свое право голоса, Анисимова превратилась в задумчивую зрелую женщину. И если вслушаться в её поэзию, то окажется, что она таит в себе исключительно хрупкую (а оттого драгоценную) красоту и пугающую исповедальность. И в том, что на первый взгляд кажется слабостью, проглядывает жуткая сила.
Слайд 14Лето
Травы – как ласковый шёлк,
Вовсе бы им
не кончаться!
Только б с гусыней большой
Не повстречаться!
И в
котловане, спугнув
Уток крикливую тучу,
Плавать – ногами по дну –
Что ещё лучше?!
Мама домой позовёт –
И во весь дух – без оглядки!
Шустрые, пыльные пятки –
Изо дня в день напролёт!
И не заметить, как снова –
Марты крутые бока,
Полная кружка парного –
Не оторвать! – молока.
В дом – на отцовских руках.
Сон: любопытные рожки...
Козлик бежит по дорожке,
Ножки его в синяках.
Слайд 15 СЕНО
Моим родителям
Ивану Степановичу
и Анастасии Петровне
Анисимовым
Слайд 16Соцветия проселочных дорог —
Ромашки, васильки и медуницы...
И удержу не
знающий вьюнок
Вдоль поля переливчатой пшеницы.
И в упоенье думой поднебесья
Стоит высокая — пока еще жива,—
Зеленая, с кузнечиковой песней,
Спокойная российская трава...
Потом, когда осыплют листья клены
И будет утеплен и дом, и хлев,
Приедет стог на дрогах утомленных —
Во двор он — как на стол из печки хлеб.
.
Мы думали, что лето улетело,
А сколько сразу лета набралось,
Где солнышко пронизывает тело
И столько ветра в волосы вплелось!
Где клевер, васильки и медуницы,
И лук в обед, и сладкий-сладкий сон,
И небо голубое сквозь ресницы,
И из глубин земли идущий звон.
Мы, детвора, утаптывать горазды
В сарае сено — только подавай.
Летит навстречу — это ли не праздник!—
Душистый, теплый сена каравай
Слайд 17
* * *
Убежать бы в русское поле
в платье -
легоньком ситцевом,
где под ветром
стремительным, вольным
золотистая рожь колосится.
Убежать бы
в русское поле!
Очутиться б в зеленом лесу,
когда солнце ласкать его будет,
когда птицы птенцов своих будят
и травинки роняют росу.
Очутиться б в зеленом лесу!
Но зима неотступной метелью
замела мой высокий порог...
Все мне снится: поют коростели,
тихо флейты поют и свирели,
и грустит одуванчик у ног.
Лишь луна среди белой ночи
мне заглянет с участием в очи,
отраженьем чужого огня,
не скупясь, обогреет меня.
Лишь заглянет луна среди ночи...
Зимний ветер уносится в поле,
то бунтует, то плачет на воле.
Голос птицы мне слышится в нем
о несбывшемся чем-то, своем.
Зимний ветер бунтует на воле...
Убежать бы в русское поле!
Слайд 18 * * *
...А вдоль тропы шел запах травяной.
О, этот незабвенный запах лета!..
Мы только-только тронулись домой,
Была я в
платье легкое одета.
И все силенки крепких детских ручек
за бабушкину юбку уцепились:
над нами вдруг, ворча, поплыли тучи
и страшною грозой сойти грозились.
И ветер вдруг совсем не горячо
ударил нам в колени и в лицо,
И бабушка свой теплый пиджачок
сняла скорей — вот мне и пальтецо.
И рассказала про своих детей:
однажды мама с братом в лес пошли
и пиджачок забыли. И нигде —
как воротились после — не нашли.
- Уж горевали!.. А в Иван Купалу
приходим в церковь...
Глядь — а он висит.
А кто нашел — поди-ка расспроси.
Самим-то, верно, горюшка хватало...
И тихо-тихо с болью досказала:
- Ах, Ваня, Ваня, Ванечка, сынок...
Полынь стелилась горькая у ног,
и капли первые седую пыль прибили...
Я знала: дядю
на войне убили...
Давно уже я за себя в ответе,
смелей мой взгляд, и сдержанней слова.
А там, в степи,—
все тот же стылый ветер
и та полынь — печальная трава...
Слайд 19Ремонт квартиры
Под бодрящею властью азарта
Всё смешалось: и ныне, и завтра.
Мы усердны, как в марте грачи:
Клеим, красим, скребём и
стучим.
А снаружи тепло и тревожно
Нас зовёт и зовёт подорожник.
От крылечка до ближней скамейки
Разлетелись для нас лотерейки:
Что ни кустик – то выигрыш есть,
Что ни листик – то радости весть.
Поклонись – и подальше шагни.
Как прекрасны июльские дни!
Не из детства ль тропа привела
Нac к такому сиянью тепла?..
И рифмуется слово «ремонт»
Благодатно, светло с «горизонт».
Слайд 20***
С.Ш.
Потерпите – каникулы скоро!
Будет день – весь до краешка!
– Ваш.
Будет Вашим – до звёздочки! – город
И
на тихом столе – карандаш.
Выйдет в свет долгожданная книга,
Вновь откроются черновики.
Потерпите полшага, полмига
До внезапной, как вспышка, строки!
***
Я в саду потеряла строчку
И найти нигде не смогла.
Ждали заморозков этой ночью.
Рано утром я в сад пришла.
Чудеса – все цветы уцелели!
Подморозило лишь слегка...
Неужели на самом деле
Их согрела моя строка?..
Слайд 21***
Снегу, снегу-то напорошило!
От порога крыльца не видать...
Два воробушка –
как на пружинах:
Посидеть – поглядеть?.. Полетать?..
Вмиг вспорхнули – лишь
дрогнула ветка.
Даже взглядом догонишь не враз.
В детский садик – ни скрипа, ни ветра –
Осторожно идёт Тихий час.
Снег в лучах ослепляет и дразнит.
На киоске – берет набекрень.
Зимний день... Повседневье, не праздник,
Просто светом струящийся день.
Слайд 22Письмо
1
Окна подёрнуты вязью мороза,
Светится тихая лампа в ночи...
Трудно сдержать
подступившие слёзы,
И с перебоями сердце стучит.
В клетке домашней –
озябшая птица...
Где-то моё золотое весло?
Кто мне подскажет, зачем же мне снится
Рук твоих сильных земное тепло?
2
Сценарий жизни пишет Бог?
А ты? А я сама?
Мне б от тебя – хотя бы слог,
Полслова, полписьма!
Я и сама – не звук ещё.
Но разве ты незряч?
Как далеко твоё плечо,
И как твой лоб горяч!
3
Снова безмолвья письмо. В никуда.
Миг – и в ладонь оробевшую строчку.
А за окном дождевая вода
Хлещет тоской в терпеливую бочку.
Слайд 231. Анисимова И.(Реутова И. И.), «Иду к тебе»: Стихи/ Сост.:
И. А. Исаев, Я. Б. Пичугин. – Курган: Реформа, 1995.
2. Анисимова И., «Светотень»: Книга стихов. – М.: Загрей, 2001.
3. Анисимова И., «Радость подарить»: Стихи. – Куртамыш, 2003. . 4.
4. Ахматова А. А., Избранное. – М.: Просвещение, 1993.
5. Бруднова А. Учебно-исследовательская работа школьника.- Воспитание школьника,1996, №3.
6. В мире литературы: Учебник для общеобразовательных учреждений/ А. Г. Кутузов, А. К. Киселёв, Е. С. Романичева и др. – М.: Дрофа, 2003.
7. Пиявский С.Л. Критерии оценки исследовательской работы учащихся. – Дополнительное образование, 2001, №12.
8. Подшивки петуховской районной газеты «Заря» за 1990-2005г.г.
9. Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. М.: Народное образование, 2001.
10. Скатов Н. Н., Далёкое и близкое: Литературно-критические очерки. – М.: Современник, 1981.
11. Тереньтева Р.П. Школа научного поиска: исследовательская деятельность учащихся по литературе. – Рус. словесность, 2002, №2.
Литература.