Слайд 2Цели урока
Подвести учащихся к пониманию замысла автора и определить роль
авторского начала в повествовании,
Раскрыть своеобразие композиции рассказа,
Обратить внимание на роль
языковых средств и приемов в рассказе, символов и деталей в создании портретных характеристик персонажей, в способе выражения авторской мысли,
Сформулировать обращение Толстого к читателю рассказа, используя дневниковые записи писателя.
Слайд 3Эпиграфы к уроку
«Счастье наше, дружок, как вода в бредне: тянешь
– надулось, а вытащишь – ничего нету» (Толстой «Война и
мир»)
«…дела рождаются из мыслей» (Толстой)
«Писать надо только тогда, когда каждый раз, что обмакиваешь перо, оставляешь в чернильнице кусок мяса» (А. Б. Гольденвейзер «Вблизи Толстого». Запись слов Толстого)
Слайд 4«Все великие перемены в жизни одного человека, а также и
всего человечества, начинаются и совершаются в мысли. Для того, чтобы
могла произойти перемена чувств и поступков, должна произойти прежде всего перемена мысли… Плоды рождаются из семени. Также дела рождаются из мыслей.» («Путь жизни»)
Слайд 5Мнение Толстого
Нравственные истины
Понимание добра и зла
учат жить
принимать правильные решения
Но для того, чтобы истина открылась, необходимо определенное стечение обстоятельств, другими словами, случай. Сам по себе этот случай должен быть исключительным, ибо он подвигает человека к нравственному прозрению.
Слайд 6История написания рассказа
Рассказ написан 75-летним писателем в один день (1903
г.), при этом произведение было опубликовано посмертно, в 1911 году.
Произведение написано по просьбе известного еврейского писателя Шолом-Алейхема для литературного сборника, средства которого будут направлены в пользу пострадавших от Кинешемского погрома евреев.
Автор пишет о событии, которое произошло в 40-е годы 19 века, таким образом, дистанция между временем событий и повествования составляет 35 лет.
В 1895 году Толстой пишет: «И вот прошло 75 лет… Очевидно, совершилась страшная перемена в среде так называемого высшего русского общества…которое считает необходимым подвергать отвратительному, грубому и глупому сечению»
Слайд 7Мазурка – легкомысленный
беспечный танец. На балу
царят праздное
веселье,
личное счастье. Главный
герой влюблен: он любит
Вареньку, ее
отца,
он любит весь мир.
Слайд 8Ощущение счастья предчувствие чего-то неотвратимого, страшного
«В душе
у меня все пело и изредка слышался мотив мазурки»
визгливая флейта и барабанная устрашающая дробь
Свеча, с которой встретил крепостной лакей Петруша туман, в котором Иван Васильевич прошел более «ста шагов»
Слайд 9Символический смысл художественных деталей в тексте
Писатель давал возможность потерявшему от
счастья голову влюбленному подумать, останься он в комнате «при свече»,
но Иван Васильевич снова ушел от реального восприятия жизни, словно , туман «шагнул». Эти 100 шагов перевернут, переменят его жизнь: он очнется, «прозреет», т.е. начнет видеть очевидное –страшное истинное лицо жизни. Герой будет слышать не только голос своего влюбленного сердца, но и «расслышит» всхлип наказываемого солдата: «Братцы, помилосердствуйте».
События первой части рассказа происходят в последний день масленицы – прощеное воскресенье, а избиение татарина – в первый день Великого поста, когда предписывалось особенно внимательно наблюдать за собой: не обидел ли кого ненароком.
Слайд 10Сцена экзекуции
Автор явственно противопоставляет
два слова: «человек»
и «военный».
Почему писатель избегает называть
человеком
отца Вареньки?
Толстой рассказывает о страшном
наказании человека человеком, при
котором палач лишается права
называться человеком
Антитеза отражает противоречие в социальной жизни России: народа(армии) и власти , угнетающей, подавляющей, расправляющейся с ним при помощи шпицрутенов.
Идея рассказа состоит в том, что наказание не соответствует «преступлению». Толстой подчеркивает, что наказание может быть преступнее самого «преступления», и протестует против этого.
Слайд 11Почему писатель так подробно рассказывает, как дергалось тело от ударов,
как падало то назад, то вперед, как шлепали ноги по
талому снегу, как досталось от полковника тому, кто слабо ударил по человеку?
Толстой был противником насилия, но демонстрировал все ужасы насилия, чтобы остановить зло в чьей-либо душе, пока еще можно остановить.
«В мире есть зло», - своим рассказом напоминает Толстой. В мире есть наказания, которые равны преступлению. Но другого мира и другой жизни у человека нет.
Слайд 12Почему герой не вступился за татарина?
Иван Васильевич досадует на самого
себя спустя столько лет, потому что дрогнул, потому что закон
разрешал такие бесчинства, потому что бороться с насилием в одиночку невозможно.
Рассказ переполнен болью за несовершенство мира, в котором вынужден жить человек, часто смиряя и подавляя в себе честные проявления совести.
Из современной жизни
Владимир Савельевич Генгут, писатель 20 века, в 80-е годы ехал в автобусе в Медведково и увидел, как местная шпана задирает, бьет и издевается над пассажирами – высокий, тонкий, интеллигентный Генгут строго и твердо потребовал прекратить безобразия, и уж его-то подростки били с особенным удовольствием…
Как изменился герой после этого случая?
Слайд 13Почему с этого дня любовь к Вареньке пошла на убыль?
Не исключено, что Варенька могла быть доброй и нежной
при жестоком отце как своего рода компенсация, противовес. Но у Толстого все сложнее.
Добро накапливается в недрах семьи. Иван Васильевич не захотел иметь ничего общего не с Варенькой даже, а со всей ее семьей. Значит, поступок одного бросает тень на всю семью.
Слайд 14Умение любить людей – секрет успеха его жизни
Из современной жизни
Под Ужгородом есть местечко Невицкое – и туда ежегодно приезжал неизвестный человек, который построил деревянный мостик через горный ручей, сделал костровые площадки, поставил художественно выполненные указатели и скворечники, сделал фундаменты для палаток…
Надежда Григорьевна Баукова-Юшина, жена заместителя министра, член родительского комитета школы №578, после войны покупала в школьном буфете по 4 копейки пирожки с повидлом и раздавала их голодной безотцовщине. Имея два высших образования, воспитала сына, золотого медалиста и помогла сотням ребят, занимаясь с ними математикой, которая так трудно давалась детям после войны, помогая им закончить школу…
Десять лет пенсионер в городе Казани во дворе дома заливал каток и тренировал местных мальчишек, хотя многие над ним смеялись и уверяли, что у него ничего не получится. Теперь его мальчишки сражаются за первенство среди дворовых команд…
Слайд 15Послесловие
Толстой хотел назвать рассказ «Отец и
дочь», но передумал. Почему?
Случай после бала заставляет человека
посмотреть себе прямо в глаз и ответить на вопрос: чего ты стоишь. Возможно, рассказ напоминает: умей жить на балу жизни, когда успех, почести, всеобщее восхищение, но умей жить и после бала. В кругу разных людей оставайся самим собой.
Совет Л. Н. Толстого:
«Если ты видишь, что устройство общества дурно и ты хочешь исправить его, то знай, что для этого есть только одно средство: то, чтобы все люди стали лучше, в твоей власти только одно: самому сделаться лучше».
Слайд 16Использованная литература
Трунцева Т. Н. «После бала Л. Н. Толстого».
Харченко В.
К. «После бала»: скрытые смыслы.
Лизинский В. М. Этические и культурологические
проповеди на каждую неделю.