Слайд 1Без работы хоть убей,
Жить не может … (муравей)
На ромашку у ворот
Опустился вертолёт -
Золотистые глаза
Кто же это? (стрекоза)
Слайд 2И.А.Крылов
«Стрекоза и Муравей»
Слайд 3Иван Андреевич Крылов
(1769-1844)
Слайд 4Критерий оценивания
Оцениваться работа будет по каждому критерию на:
хорошо (красный стикер)
есть
недочёты (желтый стикер)
плохо (розовый стикер)
чтобы получить оценку «5» надо заработать
5 красных жет, «4» - 4 красных жетона, «3» - 3 красных жетона.
Вспомним правила работы в группе:
Работай дружно.
Спокойно высказывай своё мнение.
Уважай мнение другого.
Терпеливо выслушивай мысли других.
Вместе находи правильное решение.
Лидер определяет выступающего.
Слайд 5Басня - это литературный жанр с краткой формой повествования, где
действуют звери, птицы, вещи, а подразумеваются под ними люди, высмеиваются
их пороки. В басне обязательно есть мораль, которая чаще всего выделяется как самостоятельная её часть и располагается либо в начале, либо в конце басни.
В басне есть нравоучение?
Как оно называется?
Что осуждается в морали?
(зависть, лень, ложь, глупые поступки…)
Слайд 7Словарная работа
Зима катит в глаза — неожиданно наступила зима
В мягких
муравах у нас - в мягкой траве у нас
лето красное
— тёплое, красивое, солнечное
оглянуться не успела — очень быстро
до вешних дней — до весны
голову вскружило — обо всём забыла
помертвело чисто поле - опустело, неподвижное, бесчуственное
злой тоской удручена - огорчена, тоскливо ей, подавлена
нужда — недостаток в необходимом
Слайд 8Попрыгунья Стрекоза
Лето красное пропела;
Оглянуться не успела,
Как зима катит в глаза.
Помертвело
чисто поле;
Нет уж дней тех светлых боле,
Как под каждым ей
листком
Был готов и стол, и дом.
Все прошло: с зимой холодной
Нужда, голод настает;
Стрекоза уж не поет:
И кому же в ум пойдет
На желудок петь голодный!
Злой тоской удручена,
К Муравью ползет она:
«Не оставь меня, кум милый!
Дай ты мне собраться с силой
И до вешних только дней
Прокорми и обогрей!» —
«Кумушка, мне странно это:
Да работала ль ты в лето?» —
Говорит ей Муравей.
«До того ль, голубчик, было?
В мягких муравах у нас
Песни, резвость всякий час,
Так, что голову вскружило». —
«А, так ты...» — «Я без души
Лето целое все пела». —
«Ты все пела? это дело:
Так поди же, попляши!»
Слайд 9Стрекоза- хищник, она питается другими насекомыми, например, личинками комаров. Стрекозы,
не поворачивая головы, могут видеть, что происходит сзади.
Слайд 10Жизнь муравьев очень сложна и богата различными интересными фактами. Основным
органом чувств у муравьев является не зрение, а обоняние и
осязание, функции которых выполняют усики. Необходимо помнить, что муравейники всегда нуждаются в охране.
Слайд 11Парная работа.
Определите черты характера главных героев.
Стрекоза- Муравей
(Слова для справок:
легкомысленность, беззаботность, справедливость, усердие, лень, жадность, беспечность, несерьёзность, бесшабашность, жизнерадостность,
глупость, чёрствость, весёлость, трудолюбие. )
Слайд 12Групповая работа.
Работа с пословицами.
Какие из пословиц можно отнести к Стрекозе?
А какие пословицы можно отнести к Муравью? Объясните их значение.
Что
посеешь, то и пожнёшь.
Что летом родится, то зимой пригодится.
Делу — время, а потехе — час.
Сделал дело — гуляй смело.
Лето прохлопали, осень протопали, а тут и снег на голову.
Лето пролетишь — зимой с сумой побежишь.
Гуляй, гуляй — зато потом не пеняй.
Слайд 13муравей
Стрекоза
И.А.Крылов
Басня
Защита постера
Слайд 14 Творческая работа
Составление синквейна
Пятистишие
1-Тема
2-2 прилагательных ,описывающих тему
3-3 глагола ,характерезирующее действие
4-Фраза
из 4 слов
5-синоним к теме
Слайд 15Исследовательская работа
Сравнить с басней Л. Н. Толстого «Стрекоза и Муравей»
СТРЕКОЗА И МУРАВЬИ
(Басня)
Осенью у муравьев подмокла пшеница: они ее сушили.
Голодная стрекоза попросила у них корму. Муравьи сказали: «Что ж ты летом не собрала корму?» Она сказала: «Недосуг было: песни пела». Они засмеялись и говорят: «Если летом играла, зимой пляши».
Слайд 17Итог урока:
-Как вы думаете, о каких человеческих качествах говорит в
этой басне Крылов? Давайте раскроем аллегорию. Какие человеческие качества скрываются
за маской Стрекозы?
- А за маской Муравья?
-Почему же героями своей басни, баснописец сделал именно муравья и стрекозу?
-Есть ли в этой басне мораль в традиционной форме?
-А в каких словах эта мораль звучит?
-Какой урок вы вынесли для себя из этой басни?
Слайд 18 Домашнее задание
Рефлексия урока
-Я научился на уроке...
-Урок показался мне...
-Я
задумался над тем...