Слайд 1Революционные изменения в обществе.
Слайд 2Мы были людьми. Мы эпохи.
Нас сбило и мчит в караване,
Как
тундру, под тендера вздохи
И поршней и шпал порыванье…
Б. Пастернак
«Я
их мог позабыть»
Слайд 3В романе «Доктор Живаго» Борис Пастернак затронул важную для своей
эпохи проблему роли революционных событий в судьбе русской интеллигенции и
роли революции в истории России в целом.
Слайд 4Писатель попытался дать свою характеристику происходящим событиям, исходя из собственного
жизненного опыта и вплетая в сюжет реальные жизненные истории близких
и знакомых людей, принадлежащих кругу интеллигенции. В своем романе автор изображает не только картину предреволюционных событий и революцию, но и гражданскую войну. Причем и революция, и гражданская война предстают в романе как главные виновницы трагической судьбы героев, каждый из которых по-разному воспринимает происходящий в истории России социальный перелом.
Слайд 5Интеллигенция представлена автором в лице главного героя, фамилия которого послужила
названием для самого романа.
Юрий Живаго — доктор по профессии,
врач человеческой души по призванию, лирик по натуре.
Слайд 6Герой Пастернака воспитан наукой, искусством и всем укладом прошлой, дореволюционной
жизни. Поэтому герой не может найти свое место в новой
жизни, он мечтает вернуться в знакомое прошлое, желает скрыться от суровой эпохи.
Слайд 7Первое сообщение о революции герой воспринимает весьма восторженно, с надеждой
на лучшие перемены.
«Какая великая хирургия! Взять и разом артистически
вырезать старые вонючие язвы! Простой, без обиняков, приговор вековой несправедливости, привыкшей, чтобы ей кланялись, расшаркивались перед ней и приседали».
Слайд 8Такое отношение к октябрьским событиям было характерно для большей части
представителей интеллигенции, потому как в революции им виделось крушение ненавистного
старого мира и начало новой, просветленной и достойной жизни.
Слайд 9Но, к великому сожалению, революция не оправдала этих надежд и,
кроме того, стала причиной многочисленных страданий Юрия Живаго, его родных
и друзей. Революция внесла свои коррективы: она насильно разлучила с близкими и любимыми, оторвала от дома и родного края, лишила возможности заниматься любимым делом, любить и жить.
Слайд 10Но, несмотря на это, революция не смогла сломить и уничтожить
самое главное в герое романа — его сущность, его самоцельное
достоинство, внутреннюю свободу, верность себе и своим жизненным идеалам.
Не желая воевать, предавать и убивать, Юрий Живаго наотрез отказался участвовать в военных событиях и погрузился в частную жизнь.
Слайд 11Может показаться, что главный герой произведения — трус, испугавшийся активной
борьбы, смерти и предстоящих перемен, однако все гораздо сложнее. Пастернак
намеренно изобразил пассивного героя в активную эпоху, что позволило ему дать наиболее достоверный, собирательный образ интеллигентного человека, загнанного в угол, не пожелавшего принять революционных перемен.
Слайд 12 На примере жизни своего героя и его семьи Борис
Пастернак показал судьбу многих семей, принадлежащих к кругу интеллигенции, которые
вынуждены были почувствовать на себе негативное влияние истории.
Слайд 13Причем жертвой революции стала не только интеллигенция, но и те,
кто посвятил ей себя, свою жизнь.
Слайд 14Рушатся иллюзии Стрельникова, и он кончает жизнь самоубийством. Он разочаровывается
в революции, не видя ее положительного воздействия, и сознательно отказывается
от своего участия в исторических событиях...
«…Мне казалось, - еще не вся свобода завоевана. Вот я ее сначала добуду, и тогда я весь принадлежу им / жене, дочери/, мои руки развязаны. И: все мои построения пошли прахом. Завтра меня схватят: Меня схватят и не дадут оправдываться…».
Слайд 15Характерна, как мне кажется, судьба одного красного партизана, Памфила Палых,
который открыто признается Юрию Андреевичу: «Много я вашего брата в
расход пустил, много на мне крови господской, офицерской, и хоть бы что. Числа, имени не помню, все водой растеклось».
Слайд 16Но, видно, жестокость не проходит даром. Страшна и судьба Памфила
Палых, который, чувствуя возмездие за сделанное, начинает сходить с ума
в тревоге за жену и детей. Наконец, помешавшись, убивает всю семью, которую любил безмерно.
Слайд 17Пожалуй, единственным, кто нашел свою нишу в новой жизни, был
никто иной, как Комаровский Виктор Ипполитович — богатый адвокат, что
собственно не удивительно.
Он – воплощение «демонического» в романе.
Комаровский повинен в разорении и гибели отца Живаго. Комаровский — любовник вдовыГишар, затем — ее дочери Лары.
Дочь Лары и Юрия Живаго, родившаяся на Дальнем Востоке, рассказывает, что «Комаров» (так она называет К.) был «русским министром в Беломонголии» и при наступлении красных уехал, увезя с собой жену «Раису» (т. е. Ларису).
Слайд 18Революционные события приносят только голод, холод и ослепление во взглядах
на происходящие события. Интеллигенция, как и многие другие, вначале с
восхищением принимает надвигающиеся преобразования. В этом и есть ее трагедия. Ведь именно она и оказывается слепа в ожидании духовных перерождений. Глаза ее словно залеплены февральским снегом, и она идет за новым поводырем к новой России. Но мечтам не дано было осуществиться. События, происходящие в начале века, остались чужды для большей части интеллигенции. Она еще долго не могла оправиться от той трагедии, что пришлось пережить ей в те роковые времена.
Слайд 19Презентацию подготовила
учитель русского языка и литературы
МOУ «Лицей №
7»
Боровкова Наталья Геннадьевна