Слайд 1Литературное чтение
Урок 26
Автор: учитель начальных классов
Общеобразовательной школы № 33 Сидоренкова
Любовь Григорьевна
Слайд 2Тема: О книге, о чтении.
Учить отчетливо и выразительно произносить слова,
закреплять правильное произношение звуков учащимися; отрабатывать дикцию; способствовать развитию голосового
аппарата, темпа речи, фонематического слуха; воспитывать внимательное отношение к слову.
Слайд 3Повторение.
Пересказ рассказа В. Бианки «Страшно...» учащимися.
Беседа по содержанию рассказа.
Как вы
понимаете выражение «зайка белеет, весь пятнами пошел»?
Для чего заяц меняет
цвет своей шубки?
Кто враги зайца?
В народе говорят: косого от врагов спасают ноги, а от голода — кора. Объясните, как вы понимаете это высказывание.
Слайд 4Загадка.
Много бед таят леса,
Волк, медведь там и лиса!
Наш зверек живет
в тревоге,
От беды уносит ноги.
Ну-ка, быстро отгадай-ка,
Как зверек зовется?.. (Зайка.)
Слайд 5У зайцев много врагов, они постоянно живут в страхе и
тревоге. Даже про людей некоторых говорят: «Ах ты заячья душа!»
Как
вы понимаете такое выражение?
(Заячья душа — так говорят о трусливом, робком человеке.)
Слайд 6Чтение сказки Г. Юдина «Нелетающий зонт»
Гулял заяц по лесу и
зонтик нашел. Вдруг видит — прямо из зарослей на не
волк
смотрит злющими-презлющими глазами.
3-з-западня,— затрясся заяц,— убегать поздно. Встану-ка я на пенек под зонтик, может, волк меня за г-гриб п-п-примет.
Так и сделал. Стоит на пеньке под зонтиком, глаза зажмурил, зубами стучит от страха, но сам не шевелится.
А волк потихоньку сзади подходит...
И тут, на зайцево счастье, подул сильный ветер! Подхватил он зонтик вместе с зайцем и поднял высоко в небо.
Летит заяц над лесом, смеется, заливается, а волк внизу по земле бежит, зубами щелкает, задыхается.
Давай, давай! Нажимай! — кричит заяц.— Зарядкой надо заниматься быстрее бы бегал!
Плюнул волк. Видит — не догнать ему зайца.
Побежал в магазин, купил у козла зонт, встал на пенек и ждет, когда же и взлетит, как заяц?
Ребята, придумайте концовку сказки.
А теперь послушайте, чем заканчивается сказка у Г. Юдина.
Так до самого заката простоял. Разозлился ужасно! И весь зонт зубами р рвал.
Слайд 7Беседа.
Как закончилась эта история для зайца?
Когда вам было страшно за
бедного зайчишку?
Что же спасло косого?
Слайд 8Чтение по ролям сказки Н. Сладкова «Почему ноябрь пегий?».
Что испытывали
лесные жители, когда видели тучу?
Каждый из вас должен читать свою
роль так, чтобы передать волнение зверей.
Слайд 9Работа над пословицами.
В осеннее ненастье семь погод на дворе: сеет,
веет, крутит, мутит, рвет, сверху льет и снизу метет.
Погода такая,
что добрый хозяин собаку со двора не выгонит.
Как вы понимаете эти пословицы?
К каким произведениям, прочитанным на уроке, вы отнесли бы данные пословицы?
Слайд 10Работа над чистоговоркой
Жу-жу-жу — молоко дадим ежу.
Жа-жа-жа — есть иголки
у ежа.
Жи-жи-жи — здесь живут ежи.
Же-же-же — дождь прошел уже.
Жо-жо-жо
— лужок, снежок, пирожок, творожок.
Слайд 11Беседа.
Ребята, что записано
А Р О 3
Слайд 12Что такое буква? (Это значок, который мы видим и читаем.)
Что
же такое звук? (Звуки мы слышим и произносим.)
Что получается, когда
мы соединяем звуки? (Слоги.)
А когда сложим слоги, то что прочитаем? (Слово.)
А если соединим слова, то что получим? (Предложение.)
Вот так мы читаем. Каждый день мы убеждаемся в том, как важно уметь читать.
Слайд 13Работа над статьей.
а) Выборочное чтение.
Прочитайте, что значит читать.
б) Работа парами.
Прочитайте правила чтения.
Выберите
те правила чтения, которые вы считаете самыми важными.
Объясните свой выбор.
Слайд 14Самостоятельное чтение обращения
В. Осеевой учащимися.
Дорогие ребята!
Когда я была такой,
как вы, я любила читать маленькие рассказы. Я любила их
за то, что могла читать их без помощи взрослых. Один раз мама спросила:
Понравился тебе рассказ?
Я ответила:
Я не знаю. Я о нем не думала.
Мама очень огорчилась.
Мало уметь читать, надо уметь думать,— сказала она.
С тех пор, прочитав рассказ, я стала думать о хороших и плохих поступк девочек и мальчиков, а иногда и о своих собственных. И так как в жизни мне очень помогло, то я написала для вас короткие рассказы, чтобы вам было ле научиться читать и думать.
Какое важное правило следует из прочитанного? (Читаем и думаем.)
Как вы понимаете слова Мало уметь читать, надо уметь думать?
Слайд 15Прослушивание рассказа И. Вериги «Яшина беда».
Яша читал книжку. Зина нечаянно
толкнула его, и книжка закрылась.
Ищи, где я читал! — сказал
он сердито.
Хорошо,— согласилась девочка,— скажи, про что там рассказывается.
Я не помню.
Зина засмеялась и убежала.
Пришлось Яше самому искать. Листал он, листал книжку и никак не . найти, где читал. Он готов был уже заплакать, но в это время пришел с ра^ отец. Яша пожаловался на сестру:
Если бы не она, сколько бы я прочитал! А теперь что делать?
Остается один выход: читать сначала,— посоветовал отец.
Сначала? — удивился Яша.— Что ты, папа? Тогда я не смогу сего дочитать. И все будут смеяться. И надо же было подвернуться Зине! Вот б Вот беда!
Действительно, беда, — с усмешкой сказал отец.
Слайд 16Беседа.
Почему Яша не смог рассказать сестре, о чем он читал?
Как
нужно читать, сделайте вывод. (Нужно читать и запоминать, о чем
читаешь, думать над прочитанным.)
Слайд 17Работа над скороговорками.
Скороговорки следует проговаривать тише и быстрее, почти шепотом.
Все
клены стали рыжие,
И ни один не дразнится.
Раз все равно все
рыжие,
Кому какая разница.
Слайд 18Только Таня утром встанет,
Танцевать Танюшу тянет.
Что тут долго объяснять! —
Таня
любит танцевать.
Слайд 19Работа с учебником
а) Чтение учащимися стихотворения «Кто хочет разговаривать» самостоятельно шепотом.
б) Чтение
детьми стихотворения вслух.
в) Конкурс на лучшего чтеца стихотворения.
г) Работа над пословицами.
Как вы
понимаете смысл этих пословиц?
Слайд 20Игра «Звук заблудился».
Прочитайте стихи, найдите, в каких словах звук «заблудился».
Мама
с бочками (с дочками) пошла
По дороге вдоль села.
Говорят один рыбак
В речке выловил башмак.
Но зато ему потом
На крючок попался дом (сом)!
Слайд 21Игра «Веселые превращения».
Прочитайте стихотворение. О какой птице идет речь? Почему
она больше не летает?
Птица над водой летала,
В воду буква ч
упала.
Птице я помочь хотел,
Подарил ей букву л.
Птица больше не летает,
Лает и хвостом виляет.
(Чайка — лайка.)
Слайд 22ИТОГ УРОКА
Беседа.
Какие правила чтения усвоили на
уроке?
Для чего и почему нужно читать правильно?
Слайд 23Игра «Превращение слова».
Составьте из букв слово. (Учитель использует карточки с
буквами.)
Добавьте букву «г» и прочитайте новое слово. (Гроза.)
Уберите одну букву
и получите цветок.(роза)
Измените одну букву, и слово будет обозначать капельки, которые появляются на растениях до восхода солнца. (Роса.)