Слайд 1Нравственные и духовные ориентиры
на уроках литературы
Слайд 3Нравственность - правила, определяющие поведение; духовные и душевные качества, необходимые
человеку в обществе, а также выполнение этих правил.
Духовный – относящийся
к умственной деятельности, к области духа (нравственности)
Словарь русского языка.
С.И.Ожегов
Слайд 6Задача:
сформировать у учащихся потребность размышлять над вопросами, донести
до сознания детей мысль, что русская литература может стать помощницей
в осмыслении многих вопросов духовного порядка.
Слайд 7Русский язык и литература – это предметы, позволяющие на каждом
уроке уделять внимание вопросам духовно – нравственного воспитания.
Слайд 8Уроки литературы, когда они любимы детьми, значительны прежде всего тем,
что они побуждают вести взволнованный разговор о непростых проблемах нашей
жизни, о сложной судьбе героев произведений, о бездуховности, об утрате нравственных идеалов, о добре и зле, даже о роли семьи в воспитании человека.
Слайд 9Проблемное обучение
С целью активизации учащихся на уроке применяется хорошие результаты
даёт проблемная технология. Проблемное обучение – это организация учебных занятий,
которые предполагают создание под руководством учителя проблемных ситуаций, ситуаций выбора и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое решение тех или иных проблем.
Слайд 10Часто практикую на своих уроках сочинения- миниатюры, сочинения –рассуждения о
нравственных понятиях : совесть, милосердие, сострадание, благородство.
На уроках русского языка
просто необходимо показать бережное отношение к родному слову, потому как русское слово открывает для нас мир бесконечных радостей, всю гамму человеческих чувств и отношений.
Слайд 11Современные школьники активно используют информационные технологии.
Поэтому если мы хотим, чтобы урок
был интересен ученикам, а разговор в нравственных категориях был не
формальным, а актуальным, необходимо проводить его на новом современном уровне, а это значит, что необходимо сочетать традиционное обучение и новые современные информационные технологии обучения.
Слайд 12Уроки литературы или, как часто говорят, уроки духовности, несомненно, жизненно
важны, так как именно здесь трудится душа, происходит открытие нравственных
истин, добываются знания о мире, о жизни в нем, о себе.
По словам Д. Гранина, «одна из великих задач литературы – бередить совесть, пробуждать чувство вины».
Слайд 13Художественное слово воздействует не только на сознание, но и на
чувства и поступки ребёнка.
Слайд 14Основу каждого урока составляет диалог учителя и ученика, писателя и
читателя.
Слайд 15Важно после прочтения произведения беседовать с детьми.
Слайд 16Чтение вслух, сопровождающееся коллективными переживаниями, сплачивает ребят, укрепляет дух товарищества,
взаимопонимания.
Слайд 17Через эмоции ученик идет к постижению духовно-нравственных истин, приобщается к
наивысшим ценностям общечеловеческой культуры.
Слайд 19Внеурочная работа
Воспитываем уважительное отношение к семье, друг к другу, чувство
патриотизма, чувство красоты.
Формируем уважение к национальным традициям, духовно-нравственные ориентиры, гражданское
отношение к себе и Отечеству.
Создаем ситуации практического применения духовно-нравственных категорий в реальной ситуации.
Учим отвечать за последствия своих поступков, принимать правильные решения.
Слайд 23 Пытаюсь зажечь в них хотя бы
свечу –
Не худшая все
- таки участь.
Мне кажется, я их чему-то учу,
А может, они меня учат.