Слайд 1«Введение технологии критического мышления на уроках литературы – основа развития
объективно мыслящего общества.»
Слайд 2Критическое мышление - это
ОЦЕНИТЬ
ПОНЯТЬ
ПРИМЕНИТЬ
Способность
ставить новые
вопросы
Вырабатывать
подкрепляющие
аргументы
Принимать
независимые
решения
Слайд 3Сущность ТРКМ
ВЫЗОВ
ОСМЫСЛЕНИЕ
РЕФЛЕКСИЯ
СТРУКТУРА
СОДЕРЖАНИЕ
ПРИЕМЫ И СТРАТЕГИИ
Слайд 4Основные приемы при работе с различными видами текстов
Толстые и тонкие
вопросы
Кто…?
Что…?
Когда…?
Может…?
Будет…?
Мог ли…?
Как звать…?
Согласны ли Вы…?
Верно ли…?
Дайте три объяснения,
почему?
Объясните, почему…?
Почему
вы думаете…?
Почему Вы считаете…?
В чем различие…?
Предположите, что будет, если…?
Что, если…?
Слайд 5«Ромашка Блума»
Простой
вопрос
Уточняющий
вопрос
Оценочный
вопрос
Творческий
вопрос
Вопрос
интерпретация
Практический
вопрос
?
Слайд 7 «ФИШБОУН»
Проблема
Причина
Причина
Факты
Факты
Вывод
Слайд 10Таблица Донны Огл
«Знаю – Хочу знать – Узнал» (ЗХУ)
Что мы
знаем
Что мы хотим узнать
Что мы
узнали
Слайд 11
1
2
«Бортовые журналы»
Что мне известно по данной теме
Что нового я узнал
из текста
Слайд 12
V
Я хочу
знать об
этом больше
«Инсерт»
Я это знал
+
-
?
Это для
меня
абсолютно
новое
Это
противоречит
тому, что я
знал
Слайд 14ПМИ (Плюс –Минус –Интересно)
автор Эдвард де Боно
1
2
3
4
5
6
7
«Плюс» (+) записываем те
факты, которые могут отвечать на вопрос «Что хорошего?»
«Минус» (-)
записываем все те факты и мысли, которые могут отвечать на вопрос «Что в этом плохого?»
«?» - предназначается для записи различных интересующих ученика фактов и мыслей
«Что в этом интересного?»
Слайд 15«Слепое письмо»
Заполните пропуски
Из прочитанных сегодня стихотворений мне больше всего понравилось………
В нем говорится о времени года……...
Читая это стихотворение,
я представляю………….
Я словно слышу………….
В стихотворении автор передает чувство…………..
После прочтения стихотворения мне захотелось………….
Слайд 16 «Отсюда – сюда»
Группа получает
общее задание по теме
Каждый
член
группы получает
«свой» объект исследования
Сбор информации
об объекте
Обмен информацией
в группе
Выделение общего
для запоминания
основной части таблицы
Заполнение таблицы
Написание совместного
исследования по теме
Презентация исследования
1
3
4
5
6
2
7
8
Слайд 17«СИНКВЕЙН»
В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным)
Вторая строчка
– это описание темы в двух словах (двумя прилагательными)
Третья строчка
– это описание действия в рамках этой темы тремя словами
Четвертая строчка – это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме
Последняя строка – это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.
Слайд 18«Чтение с остановками»
Текст не должен быть знакомым учащимся.
Текст заранее делится
на части.
3. Задания и вопросы к тексту формулируются с учетом
иерархии уровней познавательной деятельности (по Б.Блуму)
Слайд 19По названию предположите, о чем будет рассказ?
Какие события могут
произойти в описанной
обстановке?
Какие ассоциации вызывают у вас имена,
фамилии героев?
Что вы почувствовали, прочитав эту часть, какие ощущения у вас возникли?
Какие ваши ожидания подтвердились? Что было неожиданным?
Как вы думаете, чем закончится рассказ? Как вы бы закончили его?
Что будет с героем после событий рассказа?
Слайд 20И. Бунин «Роман горбуна»
Горбун получил анонимное любовное письмо, приглашение на
свидание: «Будьте в субботу пятого апреля, в семь часов вечера,
в сквере на Соборной площади. Я молода, свободна и — к чему скрывать! — давно знаю, давно люблю Вас, Ваш гордый и печальный взор, Ваш благородный, умный лоб, Ваше одиночество... Я хочу надеяться, что и Вы найдете, быть может, во мне душу, родную Вам... Мои приметы: серый английский костюм, в левой руке шелковый лиловый зонтик, в правой — букетик фиалок…»
Слайд 21Как он был потрясен, как ждал субботы: первое любовное письмо
за всю жизнь! В субботу он сходил к парикмахеру, купил
новые (сиреневые) перчатки, новый (серый с красной искрой, под цвет костюму) галстук; дома, наряжаясь перед зеркалом, без конца перевязывал этот галстук своими длинными, тонкими пальцами, холодными и дрожащими; на щеках его под тонкой кожей разлился красивый, пятнистый румянец, прекрасные глаза потемнели... Потом, наряженный, он сел в кресло, — как гость, как чужой в своей собственной квартире, — и стал ждать рокового часа. Наконец в столовой важно, грозно пробило шесть с половиной. Он содрогнулся, поднялся, все-таки сдержанно, не спеша надел в прихожей весеннюю шляпу, взял трость и медленно вышел. Но на улице уже не мог владеть собой — зашагал своими длинными и тонкими ногами быстрее, со всей вызывающей важностью, присущей горбу, но объятый тем блаженным страхом, с которым всегда предвкушаем мы счастье. Когда же быстро вошел в сквер возле собора, вдруг...
Слайд 22...Оцепенел на месте: навстречу ему, в розовом свете весенней зари,
важными и длинными шагами шла в сером костюме и хорошенькой
шляпке, похожей на мужскую, с зонтиком в левой руке и с фиалками в правой, — горбунья.
Беспощаден кто-то к человеку!