Слайд 1Петербург в творчестве А.С. Пушкина и Н. В. Гоголя
ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПОДГОТОВЛЕНА
УЧИТЕЛЕМ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ ОВЧИННИКОВОЙ О. В.
Слайд 2ЭПИГРАФ
Давно стихами говорит Нева,
Страницей Гоголя ложится Невский,
Весь Летний
сад - "Онегина" глава...
Слайд 3ПЕТЕРБУРГ В РАЗНЫЕ ЭПОХИ
У каждой эпохи свой образ Петербурга.
Для
поэтов XVIII века Петербург предстает как "преславный град", "Северный Рим“.
Им чуждо видеть в городе будущего какое-то трагическое предзнаменование.
Лишь писатели XIX века придали образу города трагические черты. Откуда они возникли и почему так укоренились в сознании Пушкина, Гоголя и др. ?
Слайд 4XIX век… Появляется город-призрак, город-фантасмагория, где соседствует странное и повседневное,
реальное и фантастическое. Эта традиция изображения Петербурга открывается в русской
литературе именами Пушкина и Гоголя.
Слайд 5А.С. ПУШКИН О ПЕТЕРБУРГЕ:
Город пышный, город бедный,
Дух неволи,
стройный вид,
Свод небес зелёно-бледный,
Сказка, холод и гранит...
Слайд 6Петербург для поэта – воплощение петровского духа, «Петра творенье», символ
созидательных сил России.
Слайд 7А.С. Пушкин «Медный всадник»
Люблю тебя, Петра творенье,
Люблю твой строгий, стройный вид, Невы державное теченье, Береговой её гранит…
Слайд 8Однако Пушкин чувствовал, что Петербург – город контрастов, и вот
уже по затопленной столице, преследуемый Медным всадником, мчится несчастный сумасшедший
Евгений…
Слайд 9Образы Петербурга и его творца Петра в поэме двойственны.
Петербург —
город величия и славы, но в то же время это
город суеты, забот, повседневных тревог «маленького человека».
Слайд 10В сжатых и простых образах рисует Пушкин в «Арапе Петра
Великого» новый город.
«Ибрагим с любопытством смотрел на новорожденную столицу... Дома,
казалось, наскоро построены. Во всем городе не было ничего великолепного, кроме Невы, не украшенной еще гранитною рамою, но уже покрытой военными торговыми судами».
Это стремление заглянуть в колыбель Петербурга свидетельствует об интересе к росту города, к его необычайной метаморфозе.
Эта тема особенно затрагивала Пушкина.
Слайд 11 Н.В. ГОГОЛЬ О ПЕТЕРБУРГЕ
Все мы вышли из его шинели.
Ф. Достоевский
В произведениях
Н.В. Гоголя образ Петербурга меняется: великолепие отступает перед проблемами обезличивания человека.
Слайд 12ПЕТЕРБУРГСКИЕ ПОВЕСТИ
В них автор создаёт загадочный и таинственный образ столицы.
Здесь сходят с ума, трагически ошибаются, кончают
жизнь самоубийством, просто умирают.
Слайд 13ГОРОД-ПРИЗРАК, ГОРОД-ФАНТАСМАГОРИЯ
Холодный бюрократический Петербург враждебен человеку и порождает страшные, зловещие
фантазии.
Слайд 14ГОРОД ПУШКИНА И ГОРОД ГОГОЛЯ
Для А.С. Пушкина - это город
трагической красоты и безумия
Для Н.В. Гоголя - город-призрак
Слайд 15Гоголь показывает Петербург мелких чиновников и «значительных лиц», бюрократических канцелярий
и мрачных многоквартирных доходных домов, угрюмое бесчеловечие столицы, которое не
в силах прикрыть блестящая, но «лгущая» «выставка» Невского проспекта.
Слайд 16Мысль об иллюзорности той внешней эффектности, которая служит лишь для
прикрытия жестокой сущности Невского проспекта, выражена в конце повести: «О,
не верьте этому Невскому проспекту!... Он лжёт во всякое время… но более всего тогда, когда ночь … и когда сам демон зажигает лампы для того, чтобы показать всё не в настоящем виде».
Слайд 17Гоголь создал образы жертв огромного и холодного города, безучастного к
маленьким радостям и страданиям своих обитателей. … НЕЗРИМЫЙ МИР, ПОЛНЫЙ
ФАНТАСТИКИ