Слайд 1Л.Н. ТОЛСТОЙ (1828-1910). БИОГРАФИЯ.
Слайд 2Княжна Мария Николаевна Волконская (1790-1830).
Мать Л.Н. Толстого.
Матери своей я совершенно
не помню. Мне было полтора года, когда она скончалась… всё,
что я знаю о ней, всё прекрасно…
Л.Толстой «Воспоминания»
Слайд 3Граф Николай Ильич Толстой
(1795-1837).
Отец Л. Н. Толстого.
Первое место…занимает, хотя
и не по влиянию на меня, но по моему чувству
к нему,… мой отец.
Л.Толстой «Воспоминания»
Слайд 4Л.Н. Толстой с женой и детьми
Слайд 5Лев Николаевич прожил долгую жизнь и написал разные произведения. Он
много работал. Свои сочинения по нескольку раз перерабатывал, по 10
- 12 раз переписывал, чтобы сделать их лучше.
Слайд 6
Делай добро
тайно и жалей,
когда про него
узнают, и ты
научишься
радости творить
добро.
Слайд 7Лев Николаевич любил труд, он занимался и крестьянской работой: пахал
землю, косил траву, пилил и колол дрова. Строил избы, клал
печи, шил сапоги. Он считал, что всякий труд полезен и нужен; уважать можно только такого человека, который всю жизнь трудится.
Слайд 8«Пахарь. Лев Николаевич Толстой на пашне». Художник И. И. Репин.
1887 г.
Слайд 9Очень долго Л.Н. Толстой жил в своем доме в Ясной
Поляне. Сейчас там находится музей, который посещают люди со всего
мира. В соседней деревне Лев Николаевич устроил школу и стал учить крестьянских детей по учебникам, которые написал сам.
Слайд 11Много времени он проводил с детьми: зимой катался с ними
на санках, коньках, лыжах; летом ходил с ними в лес.
Слайд 12Л.Н.Толстой
«Старый дед и внучек»
Слайд 13 Словарная работа
НЕВЕСТКА - жена
сына
БРАНИТЬ – ругать
ЛОХАНКА - деревянная круглая или продолговатая посуда для
стирки белья, мытья посуды
СЛАЖИВАТЬ –делать, хорошо устраивать
Слайд 14Кто родителей почитает,
тот вовек не погибает.
- Какие чувства вы
испытали?
- Понравилась вам эта семья? Хотели бы вы жить в
такой семье?
- Как думаете как ещё могли развиваться события?
- О чём этот рассказ? Чему учит?
Слайд 15Л.Н.Толстой
«Правда всего дороже»
Слайд 16- Кто является главным героем рассказа?
– Что случилось с мальчиком?
– Как поступил
мальчик?
– Как вы оцениваете поступок мальчика?
– Если бы вы оказались на месте
мальчика, как бы вы поступили?
Правда всего дороже
Слайд 17Прочитайте пословицы,
объясните их смысл.
Всякий правду любит,
За одну правду хвалят,
Засыпь
правду золотом,
затопчи в грязь, а она всё наружу выйдет.
да
не всякий её скажет.
а за другую бьют.
Слайд 18
– Какова главная мысль
этого произведения?
– Каким вам представился мальчик? А отец?
– Чему учит
этот рассказ?
– Каким вам показался этот рассказ?
(интересным, грустным,
поучительным).
– Что особенно понравилось в рассказе?
Слайд 19Правда в огне не горит и в воде не тонет.
Все
пройдет - одна правда останется.
Лучше горькая правда, чем сладкая ложь.
Объясните
смысл пословиц.
Слайд 21- К какому жанру относится произведение?
– Какое впечатление произвел на
вас рассказ?
– Какие мысли. Чувства возникли?
– Что можно сказать о
Васе? Какой он?
– Можно ли осуждать Катю за то, что она убежала?
– Почему ребята взяли котёнка с собой?
– Какие чувства вы испытывали во время слушания рассказа?
– Почему ваше настроение менялось?
– Чему учит эта быль?
Давайте проследим, как менялось настроение, состояние детей, выясним, что переживали дети.
Слайд 22Подле – около
Что было духу – очень быстро
Амбар – сарай
Слайд 23Подбери строчки из рассказа к картинкам.
Слайд 251. Какое настроение было у детей, когда пропала кошка?
2. А
когда нашли?
3. Как они отнеслись к котенку, которого оставили себе?
4.
Каким было состояние детей, когда увидели беззащитного котенка и двух собак около него?
5. Как вы думаете, что пережил Вася?
6. А кто виноват, что котенок попал в беду?
7. А как поступили бы вы?
8. Чему учит рассказ?
Слайд 26Расставьте картинки в
правильном порядке.