Слайд 1Гиясаддин Абу-ль-Фатх Омар ибн Ибрахим аль-Хайям Нишапури
(перс. غیاث الدین
ابوالفتح عمر بن ابراهیم خیام نیشابورﻯ)
(18 мая 1048, — 4
декабря 1131) —
выдающийся персидский поэт, математик математик, астроном, врач, философ.
Омар Хайям знаменит во всём мире своими четверостишиями «рубаи».
В алгебре он построил классификацию кубических уравнений и дал их решения с помощью конических сечений.
В Иране Омар Хайям известен также созданием более точного по сравнению с европейским календаря, который официально используется с XI века.
Слайд 2Имя
В имени отображены сведения о жизни поэта.
غیاث الدین Гийяс Оддин —
«Плечо веры», означает знание Корана.
ابوالفتح عمر بن ابراهیم Абольфатх
Омар ибн Ибрагим — кунья. «Абу» — сын, «Фатх» — завоеватель, «Омар» — жизнь, Ибрагим — имя отца.
خیام Хайям — прозвище, лакаб — «палаточник», ссылка на ремесло отца.
نیشابورﻯ Нишапури — ссылка на родной город Хайяма — Нишапур.
Слайд 3Омар Хайям -уроженец города НишапураОмар Хайям -уроженец города Нишапура в
ХорасанеОмар Хайям -уроженец города Нишапура в Хорасане (ныне Северный Иран).
Омар
был единственным сыном, и поэтому отец дал ему прекрасное образование. В 8 лет знал КоранОмар был единственным сыном, и поэтому отец дал ему прекрасное образование. В 8 лет знал Коран по памяти, глубоко занимался математикой, астрономией, философией. В 12 лет Омар стал учеником Нишапурского медресе. Он блестяще закончил курс по мусульманскому праву и медицине, получив квалификацию хакима, то есть врача.
Медресе в Бухаре
(Медресе – мусульманское учебное заведение, выполняющее роль средней школы и мусульманской духовной семинарии. Обучение в медресе раздельное и бесплатное. Выпускники медресе имеют право поступать в университет
Слайд 4Но медицинская практика мало интересовала Омара. Он изучал сочинения известного
математика и астронома Сабита ибн Курры, труды греческих математиков.
Детство Хайяма
пришлось на жестокий период сельджукского завоевания Центральной Азии. Погибло множество людей, в том числе значительная часть учёных. Позже в предисловии к своей «Алгебре» Хайям напишет горькие слова:
«Мы были свидетелями гибели учёных, от которых осталась небольшая многострадальная кучка людей. Суровость судьбы в эти времена препятствует им всецело отдаться совершенствованию и углублению своей науки. Большая часть тех, которые в настоящее время имеют вид учёных, одевают истину ложью, не выходя в науке за пределы подделки и лицемерия. И если они встречают человека, отличающегося тем, что он ищет истину и любит правду, старается отвергнуть ложь и лицемерие и отказаться от хвастовства и обмана, они делают его предметом своего презрения и насмешек».
Сабит ибн Курра
арабский астроном, математик и врач IX века
Слайд 5
Иран. Провинция Хорасан. Город Нишапур
Слайд 7Омар продал отцовский дом и мастерскую и отправился в Самарканд.
В то время это был признанный на Востоке научный и
культурный центр.
В Самарканде Хайям становится вначале учеником одного из медресе, но после нескольких выступлений на диспутах он настолько поразил всех своей учёностью, что его сразу же сделали наставником.
В возрасте шестнадцати лет Хайям пережил первую в своей жизни утрату: во время эпидемии умер его отец, а потом и мать.
Ансамбль мавзолеев Шахи-Зинда в Самарканде
Слайд 8Бухара. Ансамбль Чор-Минор (четыре минарета)
Как и другие крупные ученые того
времени, Омар не задерживался подолгу в каком-то городе. Всего через
четыре года он покинул Самарканд и переехал в Бухару, где начал работать в хранилищах книг. За десять лет, что учёный прожил в Бухаре, он написал четыре фундаментальных трактата по математике.
Бухара. Крепость Арк (дворец эмира)
Бухара. Дворец эмира
Слайд 9Исхафан. Мечеть Шейха Лютфаллы
В 1074 годуВ 1074 году его пригласили
в ИсфаханВ 1074 году его пригласили в Исфахан, центр государства
Санджаров, ко двору сельджукского султана Мелик-шаха I.
По инициативе главного шахского визиря Низам ал-Мулка Омар становится духовным наставником Султана. Кроме того, Малик-шах назначил его руководителем дворцовой обсерватории, одной из крупнейших. Он не только продолжал занятия математикой, но и стал известным астрономом. С группой учёных он разработал солнечный календарь, намного более точный, чем Григорианский.
Однако в 1092 году, со смертью покровительствовавшего ему султана Мелик-шаха и визиря Низам ал-Мулка, исфаханский период его жизни заканчивается. Обвинённый в безбожном вольнодумстве, поэт вынужден покинуть сельджукскую столицу.
Слайд 10Площадь Имама в центре Исфахана в центре Исфахана, объект Всемирного
наследия в центре Исфахана, объект Всемирного наследия ЮНЕСКО в центре
Исфахана, объект Всемирного наследия ЮНЕСКО. До 1979 площадь носила название Шахской. Расположена в исторической части Исфахана. На ней проводится пятничеая молитва. С южной стороны площади расположена Мечеть Имама. На ней проводится пятничеая молитва. С южной стороны площади расположена Мечеть Имама, с западной — Дворец Али-Гапу. На ней проводится пятничеая молитва. С южной стороны площади расположена Мечеть Имама, с западной — Дворец Али-Гапу, с восточной — Мечеть Шейха Лютфаллы. На ней проводится пятничеая молитва. С южной стороны площади расположена Мечеть Имама, с западной — Дворец Али-Гапу, с восточной — Мечеть Шейха Лютфаллы, с северной — Большой базар. Современный облик площади оформился в XVI веке. На ней проводится пятничеая молитва. С южной стороны площади расположена Мечеть Имама, с западной — Дворец Али-Гапу, с восточной — Мечеть Шейха Лютфаллы, с северной — Большой базар. Современный облик площади оформился в XVI веке, когда Исфахан являлся столицей Империи Сефевидов. Площадь вытянута на 500 метров с севера на юг и на 165 — с запада на восток.
Слайд 11О последних часах жизни Хайяма известно со слов его младшего
современника — Бехаки: «Однажды во время чтения «Книги об исцелении» Абу
Али ибн Сины Хайям почувствовал приближение смерти (а было тогда ему уже за восемьдесят). Остановился он в чтении на разделе, посвященном труднейшему метафизическому вопросу и озаглавленному «Единое во множественном», заложил между листов золотую зубочистку, которую держал в руке, и закрыл фолиант.
Затем он позвал своих близких и учеников, сделал завещание и после этого уже не принимал ни пищи, ни питья.
Исполнив молитву на сон грядущий, он положил земной поклон и, стоя на коленях, произнёс: «Боже! По мере своих сил я старался познать Тебя. Прости меня! Поскольку я познал Тебя, поскольку я к тебе приблизился». С этими словами на устах Хайям и умер.
Абу Али Хусайн ибн Абдаллах ибн Сина ( 980 ( 980 — 1037 ( 980 — 1037) — знаменитый персидский ( 980 — 1037) — знаменитый персидский философ и врач, представитель восточного аристотелизма. Был придворным врачом саманидских и даилемитских султанов, некоторое время был визирем в Хамадане. Всего написал более 450 трудов в 29 областях науки, из которых до нас дошли только 274. В Европе известен под латинизированным именем Авице́нна
Слайд 12
Также есть свидетельство о последних годах жизни поэта, оставленное автором
«Четырёх бесед»:
«В году 1113 в Балхе, на улице Работорговцев,
в доме Абу Саида Джарре остановились ходжа имам Омар Хайям и ходжа имам Музаффар Исфизари, а я присоединился к услужению им. Во время пира я услышал, как Доказательство Истины Омар сказал: «Могила моя будет расположена в таком месте, где каждую весну ветерок будет осыпать меня цветами». Меня эти слова удивили, но я знал, что такой человек не станет говорить пустых слов. Когда в 1136 я приехал в Нишапур, прошло уже четыре года с тех пор, как тот великий закрыл свое лицо покрывалом земли, и низкий мир осиротел без него. И для меня он был наставником. В пятницу я пошел поклониться его праху взял с собой одного человека, чтобы он указал мне его могилу. Он привел меня на кладбище Хайре, повернул налево у подножия стены, огораживающей сад, увидел его могилу. Грушевые и абрикосовые деревья свесились из этого сада и, распростерши над могилой цветущие ветви, всю могилу его скрывали под цветами. И пришли мне на память те слова, что я слышал от него в Балхе, и я разрыдался, ибо на всей поверхности земли и в странах Обитаемой четверти я не увидел бы для него более подходящего места. Бог, святой и всевышний, да уготовит ему место в райских кущах милостью своей и щедростью!»
Слайд 13Гробница Омара Хайяма
в Нишапуре
Слайд 14Наследие Омара Хайяма
Поэзия
Сборник «Рубаят»
Философские сочинения
«Трактат о бытии и долженствовании» (1080)
«Ответ на три вопроса: необходимость противоречия в мире, детерминизм и
вечность»
«Свет разума о предмете всеобщей науки»
«Трактат о существовании»
«Книга по требованию (Обо всем сущем)»
Естественно-научные сочинения
«Трактат о доказательствах проблем ал-джебры и ал-мукабалы»
«Астрономические таблицы Малик-шаха»
«Трактат об истолковании темных положений у Евклида»
«Трудности арифметики»
«Весы мудрости, или Трактат об искусстве определения количества золота и серебра в сплавах из них
Математические сочинения
Хаййам Омар. Трактаты.
Хайям Омар. Первый алгебраический трактат.
Хайям Омар. Трактаты.
Хайям Омар. О прямом кустасе.
Хайям Омар. Речь о родах, которые образуются квартой.
Слайд 15Научная деятельность
Хайям внёс вклад в математику своим сочинением «Трактат о
доказательствах проблем ал-джебры и ал-мукабалы». Это объёмный свод алгебраических знаний
того времени. Учёный изложил в своём труде методы решения не только квадратных». Это объёмный свод алгебраических знаний того времени. Учёный изложил в своём труде методы решения не только квадратных, но и кубических уравнений». Это объёмный свод алгебраических знаний того времени. Учёный изложил в своём труде методы решения не только квадратных, но и кубических уравнений. До Хайяма был уже известен геометрический метод Архимеда». Это объёмный свод алгебраических знаний того времени. Учёный изложил в своём труде методы решения не только квадратных, но и кубических уравнений. До Хайяма был уже известен геометрический метод Архимеда: неизвестное строилось как точка пересечения двух подходящих конических сечений». Это объёмный свод алгебраических знаний того времени. Учёный изложил в своём труде методы решения не только квадратных, но и кубических уравнений. До Хайяма был уже известен геометрический метод Архимеда: неизвестное строилось как точка пересечения двух подходящих конических сечений. Хайям привёл обоснование этого метода, классификацию типов уравнений, алгоритм выбора типа конического сечения, оценку числа (положительных) корней и их величины. К сожалению, Хайям не заметил, что кубическое уравнение может иметь 3 вещественных корня. До формул Кардано Хайяму дойти не удалось, но он высказывал надежду, что явное решение будет найдено в будущем.
В «Трактате об истолковании тёмных положений у Евклида», написанном Хайямом около 1077 года», написанном Хайямом около 1077 года, он, вопреки древней традиции, рассматривает иррациональные числа», написанном Хайямом около 1077 года, он, вопреки древней традиции, рассматривает иррациональные числа как вполне законные. В этой же книге Хайям пытается доказать пятый постулат», написанном Хайямом около 1077 года, он, вопреки древней традиции, рассматривает иррациональные числа как вполне законные. В этой же книге Хайям пытается доказать пятый постулат Евклида, исходя из более очевидного его эквивалента: две сходящиеся прямые должны пересечься.
Хайям предложил также новый календарьХайям предложил также новый календарь — более точный, чем григорианскийХайям предложил также новый календарь — более точный, чем григорианский. Вместо цикла «один високосный год на 4 года» он выбрал следующую, более точную подходящую дробьХайям предложил также новый календарь — более точный, чем григорианский. Вместо цикла «один високосный год на 4 года» он выбрал следующую, более точную подходящую дробь «8 високосных на 33 года». Другими словами, за период из 33 лет будет 8 високосных лет и 25 обычных. Ошибка в один день накапливается тогда за 4500 лет. Проект Омара Хайяма был утверждён и лёг в основу иранского календаряХайям предложил также новый календарь — более точный, чем григорианский. Вместо цикла «один високосный год на 4 года» он выбрал следующую, более точную подходящую дробь «8 високосных на 33 года». Другими словами, за период из 33 лет будет 8 високосных лет и 25 обычных. Ошибка в один день накапливается тогда за 4500 лет. Проект Омара Хайяма был утверждён и лёг в основу иранского календаря, который действует в Иране в качестве официального с 1079 года.
Слайд 16Источники
http://ru.wikipedia.org/
Тайны Омара Хайяма http://e-samarkand.narod.ru/Omar.htm