в Киев, где должны были состояться их публичные выступления, и
после полутора лет скитаний по российскому югу (Одесса, Новороссийск) добралась через Константинополь до Парижа. Судя по книге «Воспоминания», Тэффи не собиралась уезжать из России. Решение было принято спонтанно, неожиданно для неё самой. Она вспоминает, что её не оставляла надежда на скорое возвращение в Москву, хотя своё отношение к Октябрьской революции она определила давно: «Конечно, не смерти я боялась. Я боялась разъярённых харь с направленным прямо мне в лицо фонарем, тупой идиотской злобы. Холода, голода, тьмы, стука прикладов о паркет, криков, плача, выстрелов и чужой смерти. Я так устала от всего этого. Я больше этого не хотела. Я больше не могла»
Жизнь Тэффи в эмиграции сложилась внешне благополучно. Она жила в Париже, в Берлине, много писала, печаталась в газете «Последние новости» и других изданиях. Но что-то умерло в ней безвозвратно. Голос ее стал звучать надтреснуто и тревожно. Об этом свидетельствуют изданные в 1920-х годах сборники «Вечерний день», «Passiflora» (в переводе страстоцвет), «Черный ирис». Страстоцвет - символ страдания - центральный образ второй книги стихов Тэффи. Она оплакивает свой "страстной" путь, добрый смех покидает ее, улыбка превращается в гримасу боли. Символические образы "Passiflora" скрывают тоску и растерянность.