Слайд 1Литературное чтение
урок 26
Автор: учитель начальных классов
Общеобразовательной школы № 33 Сидоренкова
Любовь Григорьевна
Слайд 2Тема. «Друг детства»
(по В. Драгунскому).
Цель:
познакомить с рассказом В.
Драгунского; совершенствовать технику чтения, обогащать словарный запас учащихся; учить делить
текст на части и подбирать к ним заглавия; вырабатывать умение пересказывать текст по данному плану; воспитывать любовь, ласку к окружающим, желание помочь другим.
Слайд 3АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ.
ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ
Конкурс на лучшее чтение стихотворения А.
Барто.
Ребята, сейчас мы послушаем, как вы подготовились к конкурсу чтецов
стихотворения А. Барто
Победители получают медали с надписью «Победитель конкурса».
(Поощряются дети, которые выучили по собственному желанию стихотворение наизусть.)
Работа в группах.
Прослушивание инсценированной сказки.
Вывод. Каждый из нас отвечает за общие дела.
Слайд 4Беседа.
Ребята, если бы вы оказались рядом с героями сказки, о
чем вы посоветовали бы им поговорить, чем заняться?
Посмотрите на эти
рисунки и скажите, кого вы на них видите.
(На доске плакат с изображением людей разных профессий: врач, учитель, строитель, инженер, космонавт, водитель.)
А кем хотите стать вы?
Почему вы мечтаете именно об этой профессии?
Вывод. Кем бы вы ни были, рабочим или ученым, строителем или художником, врачом или учителем, вы должны быть прежде всего хорошим человеком и, конечно, своим трудом делать только добро и приносить пользу людям.
Слайд 5СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЗАДАЧ УРОКА
Сегодня на уроке мы прочитаем рассказ
о том, кем мечтал быть мальчик и почему ему пришлось
отказаться от своей мечты.
тема: В. Драгунский.
«Друг детства».
Слайд 6Лексическая работа.
Астроном — профессия человека, который изучает строение и развитие
космических тел;
телескоп — прибор, предназначенный для наблюдения небесных светил;
Сингапур
— страна в Азии.
Слайд 7Физкультминутка «Зарядка».
Мы топаем ногами: Топ-топ-топ.
Мы руки опускаем: Хлоп-хлоп-хлоп.
Мы руки
разведем
И побежим кругом.
Мы топаем ногами,
Мы хлопаем руками,
Киваем головой.
Мы руки поднимаем.
Мы руки опускаем.
Мы кружимся потом.
Слайд 8«Жужжащее» чтение рассказа «Друг детства» учащимися.
Этой работе предшествует предварительная подготовка
в виде чтения многосложных трудных слов, записанных на доске:
со-вер-шен-но пер-вен-ства Ев-ро-пы
ас-тро-но-мом тре-ни-ров-ка
ка-пи-тан-ском съе-доб-ну-ю
пре-вра-тить-ся тре-ни-ро-вать-ся
при-спи-чи-ло об-ра-до-вал-ся
пе-ре-ма-зы-вал твер-день-ки-е
Слайд 9Работа над содержанием текста рассказа.
Деление текста на части и озаглавливание
их.
Ребята, мы сейчас будем вслух читать текст и попытаемся разделить
его на части, озаглавим каждую из них.
1 часть — от начала и до слов «...самым сильным человеком во дворе».
Кем в детстве мечтал стать мальчик? (Астрономом, капитаном дальнего плавания, машинистом, боксером.)
Чем именно нравились ему эти профессии?
Найдите близкие по значению выражения к данному: хотел быть — мечтал стать, хотелось превратиться, приспичило стать.
Что значит приспичило стать? (Захотелось очень сильно и быстро.)
А какие близкие по значению слова вы нашли к слову били? (Молотили, колотили.)
Какое заглавие подберете к первой части рассказа?
Слайд 102 часть — от слов «Я сказал папе...» и до
слов «Давай тренируйся сколько душе
угодно!».
Что придумала мама, чтобы мальчик смог
тренироваться?
—Как понимаете выражение сколько душе угодно?
Как озаглавите вторую часть?
Слайд 113 часть — от слов «Я очень обрадовался...» и до
слов «...что уже заранее сдается ».
Как отнесся мальчик к предложению
мамы?
Какое заглавие подобрали к этой части рассказа?
Слайд 124 часть— от слов «Я вот так посмотрел...» и до
силу удара...».
Из чего видно, что мальчик очень любил в
детстве своего Мишутку? («Ни на минуту не расставался, повсюду таскал его за собой и нянчил его. Сажал за стол рядом с собой обедать, кормил его из ложки манной кашей, ...спать с собой укладывал, укачивал, как маленького братишку, шептал ему разные сказки». Называет его ушки ласково — бархатные, тверденькие.)
Как вы объясните выражение любить всей душой?
Озаглавьте четвертую часть рассказа.
Слайд 135 часть — от слов «Ты что,— сказала мама» и
до конца рассказа.
Что творилось в душе мальчика?
Почему герой рассказа раздумал
быть боксером?
Озаглавьте пятую часть.
Слайд 14Беседа.
Почему герою рассказа больше всего нравился бокс?
Что придумала мама, чтобы
сын мог тренироваться?
Найдите и прочитайте, как выглядел сидевший на диване
Мишка?
Почему мальчик не смог тренироваться на своей игрушке?
Слайд 15Работа над пословицей.
Лихо помнится, а добро вовек не забудется
Слайд 16Чтение басни Л. Н. Толстого «Лев и мышь».
Лев спал. Мышь
пробежала ему по телу. Он проснулся и поймал ее. Мышь
стала отмаливаться; она сказала: «Пустишь — и я тебя помилую». Лев засмеялся, что мышь обещает ему милость, и пустил ее.
Потом охотники поймали льва и привязали веревкой к дереву. Мышь услыхала львиный рев, прибежала, перегрызла веревку и сказала: «Помнишь, смеялся, не думал, чтобы от меня пришла отплата, а теперь видишь,— живет и от мыши милость».
Слайд 17Аудирование.
Кто пробежал по телу сонного льва?
а) Солнечный лучик.
б) Маленькая мышь.
О чем она
стала просить?
а) Отпустить ее на волю.
б) Поиграть с ней.
Что случилось со львом?
а) Его
поймали охотники и привязали к дереву.
б) Он нечаянно сломал себе лапу.
Что сказала мышь льву?
а) «Я рада, что тебя поймали охотники».
б) «...видишь — живет и от мыши милость».
Слайд 18ИТОГ УРОКА
К кому из героев басни вы бы отнесли слова
«Добро век не забудется»?
Почему?
Как вы думаете, чему учит рассказ «Друг
детства»?