Слайд 1ПОЭМА А.С.ПУШКИНА
«МЕДНЫЙ ВСАДНИК»
Слайд 2Презентацию
к уроку литературы в 10-м классе
выполнила учитель
ГБОУ
ЦО № 170
Колпинского района Санкт-Петербурга
ГАВРИЛОВА
Татьяна Михайловна
Слайд 3ПЕТРОВСКАЯ ТЕМА В ТВОРЧЕСТВЕ А.ПУШКИНА
1826 год «Стансы»
1827 год «Арап Петра
Великого»
1828
год «Полтава»
1833 год «Медный
всадник»
«История Петра
Первого»
Слайд 4ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ ПОЭМЫ
«Петербургская повесть» написана в Болдине в
октябре 1833 года. Исторической основой стало страшное наводнение в Петербурге,
которое произошло 7 ноября 1824 года.
Почему А.Пушкин через 9-ть лет возвращается к этим событиям?
Слайд 5ЖАНР ПОЭМЫ
«Медный всадник» — лиро-эпическая поэма, однако Пушкин,
который очень хорошо разбирался в признаках литературных жанров, назвал её
«Петербургская повесть». Можно предположить, что подзаголовок «Медного всадника» является не определением жанра, а указанием на «истинность происшествия». Определение «петербургская» должно было подчеркнуть местный колорит сюжета.
Слайд 6КОМПОЗИЦИЯ ПОЭМЫ
1.Вступление
Гимн Петербургу
2.Часть первая
Наводнение в Петербурге
3.Часть вторая
Бунт Евгения
Какая композиционная часть
отсутствует? Почему?
Слайд 7КОНФЛИКТ В ПОЭМЕ
между бунтующей стихией и её грозным укротителем Петром,
между громадной империей, олицетворенной в памятнике самодержцу, и бедным незначительным
чиновником.
Слайд 8ГЕРОИ ПОЭМЫ
«Петр I — самый полный тип эпохи или призванный
к жизни гений-палач, для которого государство было все, а человек
ничего, он начал нашу каторжную работу истории, продолжающуюся полтора века и достигнувшую колоссальных результатов».
А.И. Герцен
Слайд 9ГЕРОИ ПОЭМЫ
Назовите героя, изображенного
на иллюстрациях,
Дайте ему краткую характеристику.
Слайд 12ДОМ КНЯЗЯ ЛОБАНОВА-РОСТОВСКОГО
Паоло Трискорни
Огюст Монферан
Слайд 13ИСТОРИКО-ФИЛОСОФСКИЙ СМЫСЛ ПОЭМЫ
Частный человек и символ государственности
– вот полюсы пушкинской повести, необходимая и благая преобразовательная
деятельность осуществляется безжалостно и жестоко, становясь страшным упрёком всему делу преобразования. Евгению противостоит уже не Петр-преобразователь, а тот самодержавный порядок, который олицетворен в бронзовом изваянии («кумир на бронзовом коне»).
Слайд 14ПОЗИЦИЯ АВТОРА
Конфликт между государством и личностью неизбежен.
Личность всегда терпит поражение, когда ее интересы приходят в
столкновение с самовластительным порядком.
Гармония между личностью и государством не может быть достигнута на почве несправедливого общественного порядка.
Медный всадник и Евгений соизмеримы друг другу, за каждым из них стоит своя правда.
Слайд 15КОНЦЕПЦИЯ ПОЭМЫ
(от лат.conceptio — понимание, система) — определённый способ понимания, трактовки каких-либо
явлений, основная точка зрения, руководящая идея для их освещения, система взглядов на
явления в мире, в природе, в обществе.
Какова концепция поэмы «Медный всадник»?
Слайд 16НОВАТОРСТВО А.ПУШКИНА
Жанр - стихотворная повесть и одновременно поэма
Подведен итог поэзии
«высокого» стиля
Создан образ великого города
Разработан образ «маленького» человека
Слайд 17«Медный всадник» - итоговая поэма, причудливо шифруемая авторским подтекстом, является
мировоззренческим завещанием, тревожным сигналом о нарастающей угрозе бездуховности, жестокого взаимонепонимания
и отчуждения, в пределе - краха, безумного саморазрушения земной цивилизации».
Л.А.Коган
Слайд 18 «Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского
духа: это русский человек в его развитии, в каком он,
может быть, явится через двести лет. В нем русская природа, русская душа, русский язык, русский характер отразились в такой же чистоте, в такой очищенной красоте, в какой отражается ландшафт на выпуклой поверхности оптического стекла»
Н.В.Гоголь
Слайд 19ЗНАЧЕНИЕ ТВОРЧЕСТВА А.ПУШКИНА
Универсальность творчества, творчество как мера идеального;
Создание русской картины
мира, в которой было «озаглавлено» будущее;
«Лелеющая душу гуманность», «милость к
падшим» как главная ценность бытия и творчества;
…………….