Слайд 1УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО
Русские народные песни. Частушки
Субботина И.К., учитель русского
языка и литературы ГБОУ СОШ № 448 г. Санкт-Петербурга
Урок литературы
в 8 классе
Слайд 2Цели урока:
повторить жанры устного народного творчества;
показать особенности жанра народной песни,
вызвать интерес учеников к этому жанру;
развивать навыки выразительного чтения, навыки
анализа текста.
Слайд 3Вопросы и задания
Какие произведения устного народного творчества вы читали? Расскажите
об одном из них. Назовите жанр, к которому относится это
произведение.
Слайд 4Устное народное творчество
Вспомните, какие фольклорные жанры вам знакомы по предшествующим
классам? Продолжите заполнять таблицу. При необходимости обратитесь к учебнику и
Краткому словарю литературоведческих терминов, помещённому в конце 2-й части учебника (с. 388)
Слайд 6Прочитайте в учебнике (стр. 6-8)
о русских народных песнях.
Заполните
пропуски в схеме
Слайд 7Устный анализ лирической песни
по предложенному плану
Выразительное чтение песни.
Смысл названия
песни.
Кто и когда мог её исполнять?
Каким чувством проникнута песня?
Какие художественные
приёмы использованы в этой лирической песне?
Из каких частей она состоит?
Какие средства художественной выразительности использованы в ней?
Слайд 8Прочитайте в учебнике народные песни «В тёмном лесе…», «Уж ты,
ночка, ты, ноченька тёмная…», «Вдоль по улице метелица метёт…». Найдите
в этих песнях примеры повторов, олицетворений, метафор и объясните, что они помогают выразить.
Повторы ____________________________
Олицетворения _______________________
Метафоры ___________________________
Слайд 9Прочитайте в учебнике две исторические народные песни о Пугачёве «Пугачёв
в темнице» и «Пугачёв казнён».
Как вы думаете, почему именно
к этим события из жизни Пугачёва обратился народ, создавая о нём песни?
Каким Пугачёв предстаёт в них? Как можно определить отношение к нему народа?
Слайд 10Найдите в исторических народных песнях о Пугачёве образы, характерные для
народной поэзии: постоянные эпитеты и повторы. Выпишите их и объясните,
какую роль они играют в произведении.
Постоянные эпитеты ____________
Повторы _______________________
Слайд 11Частушки
Прочитайте в учебнике о частушках (стр. 11-12).
Расскажите о своеобразии
жанра частушек.
Как они исполняются?
Какие музыкальные инструменты сопровождают народные
песни и частушки?
Слайд 12Определите, с какими темами связаны частушки.
В каких ещё произведениях народного
творчества вам также встречались эти темы?
Слайд 13В частушках используются такие средства выразительности, как повторы, эпитеты, слова
с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Найдите эти художественные средства в частушках, которые
вы прочитали в учебнике. Приведите примеры.
Повторы ________________________________
Эпитеты ________________________________
Слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами _____________________________
Слайд 15Домашнее задание
Стр. 13, № 1-2.
Подготовите одну из народных песен к
исполнению или речитативному произнесению.
Подготовить собственный текст частушки на школьную тему
или исполнение одной из частушек (напевное произнесение).
Индивидуальное задание
Подготовить сообщение о Пугачёве
Слайд 16Список использованной литературы
Егорова Н.В. Поурочные разработки по литературе: 8 класс.
– М.: ВАКО, 2010.
Маркитанова М.А. Дидактические материалы по литературе: 8
класс. – М.: Издательство «Экзамен», 2014.
Слайд 17Интернет-источники
Танец: http://cs11114.vk.me/g25958009/a_1c2dc320.jpg
Игра на гуслях: http://fs.nashaucheba.ru/tw_files2/urls_3/1184/d-1183555/img3.jpg
Игра на народных инструментах: http://live-music-gallery-fl.ru/files/6d8/6d850bcd1d3333e1f09803489b2f5954.jpg
Балалайка: http://dshisv.ucoz.ru/balalajka.jpg
Емельян
Пугачёв: http://www.viewmap.org/wp-content/uploads/2013/02/russkie-deyateli-v-portretax-t1-23.png
Частушки: http://ru.narod.ru/chastush/garm2.gif
Частушки-веселушки: http://3.bp.blogspot.com/-ZdfNWTa2IL0/TyuRKiZDlfI/AAAAAAAAAEY/aUr4Lknn7yw/s1600/picture4182.jpg