Слайд 1Презентация к уроку по теме «Повесть Ф. М. Достоевского «Бедные
люди»
Учитель русского языка Журтукова Жанна Галихановна
Слайд 4Достоевский продолжил гоголевские традиции, воплотив тему «маленького человека» в :
Слайд 5Роман «Бедные люди» построен в форме переписки между
Слайд 6Герои Достоевского:
Бедные люди с низкими должностями и в мелких чинах
Живут
на городских окраинах , в дешевых квартирах ,часто в долг
Недоедают
, носят прохудившуюся одежду
Слайд 7Макар Девушкин
Титулярный советник 47 лет
«Смирненький», «тихонький», «добренький»
Предмет
постоянных насмешек окружающих
Бедный , беззащитный, бсправный
Слайд 9Работа в группах
1 группа. Условия жизни героев романа Составить синквейн.
Вывод: у
героев романа бедные, нищенские условия жизни.
2 группа. Люди, с которыми встречаются
наши герои.
Задание: Рассказать о героях, чьи судьбы описывают в письмах герои романа. Составить синквейн.
Вывод: кругом нищета, доводящая людей до смерти. Эти люди вызывают жалость в Вареньке и Девушкине.
3 группа. Описание Петербурга. Пейзаж.
Задание: найти описание природы, Петербурга, обратить внимание на то, какие цвета использует Достоевский. Составить синквейн.
Вывод: описание пейзажа, Петербурга построено на контрастах. Эти описания помогают понять внутренний мир героев.
4 группа. Образ Макара Девушкина и Варвары. Составить синквейн.
Выступает спикер от каждой группы. Оценивание.
– Скажите, есть ли в нашей жизни «маленькие люди»?
Взгляд Достоевского на «маленького человека» заключается в том, что он изобразил пробуждение человеческой личности, протест против обезличивания человека. Достоевский – писатель психологический.
Слайд 10Особенности языка повести «Бедные люди»
О жизни главных героев мы узнаем от
них же самих, тем самым, автор предоставляет слово самим «бедным
людям». Мы наблюдаем за течением их существования благодаря их переписке, и внешние обстоятельства вынуждают героев продолжать писать письма и предоставлять нам возможность понять их жизнь в большей мере.
И в личной переписке, рассказывая о чувствах и мыслях героях, об их поведении и способе осмысления мира, Достоевский раскрывает острое и извечное противоречие между человеком и средой.
Но повесть можно назвать, скорее всего, психологической, чем социально выраженной, несмотря на то, что Достоевский поднимает темы общества, он делает все же акцент на то, как в таких обстоятельствах раскрывается человеческая индивидуальность.
Слайд 11Человек и обстоятельства в изображении Достоевского
На примере героя Макара Девушкина
мы наблюдаем, как личность человека, задавленная и задушенная суровыми и
неприглядными обстоятельствами, все же пытается вырвать свою сущность из этой неволи; его личность наделена довольно ярко выраженным началом и стремиться проявить себя во внешнем мире.
Достоевский приводит этого героя к осознанию любви к Вареньке, именно к тому обстоятельству, которое помогает ему внутренне собраться с силами и распрямиться, почувствоваться себя наконец-то личностью.
Достоевский описывает этот процесс в более трагическом и мрачном тоне, чем это обычно происходит у сатириков Гоголя и Чехова, он показывает внутренний мир героев с присущей его литературе прямолинейностью и по причине этого, личности его персонажей более яркие, более противоречивые и неуравновешенные.
Это обусловлено тем, что они, в отличие от типичных «маленьких людей», всеми силами пытаются вырваться из неблагополучных обстоятельств, и не желают, чтобы это мешало им полноценно жить и чувствовать.
Слайд 12Домашнее задание
1. Создайте эссе «Мое любимое письмо в «Бедных людях».
2.
В какой жизненной ситуации я почувствовал себя «маленьким человеком»?