Слайд 1«Сатиры смелый властелин…» (А.С.Пушкин)
Денис Иванович Фонвизин
как ярчайший представитель русской
литературы
18 века
1745-1792
Слайд 2История создания комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль»
«Умри, Денис, лучше не напишешь!»
(Князь
Потёмкин)
Слайд 3Фамилия Фон Визен (нем. von Wiesen) писалась в XVIII веке
в два слова или через дефис.
Слайд 4Самостоятельная работа
со статьей учебника
Какими были учебные успехи Д.И.Фонвизина?
Что навсегда
сохранила память юного Фонвизина от поездки в Петербург?
Какова направленность творчества
Д.И.Фонвизина. Укажите его первое произведение.
Когда была создана и где и когда поставлена комедия «Недоросль»?
Какие творческие планы имел, но не сумел реализовать Д.И.Фонвизин?
Слайд 5Жан-Батист Мольер (1622-1673г.г.) – знаменитый комедиограф Франции
“Задача комедии состоит
в том, чтобы бичевать пороки”.
Ж.-Б. Мольер
Слайд 6“Всё в этой комедии кажется чудовищной карикатурой на всё русское.
А между тем нет ничего в ней карикатурного: всё взято
живьём с природы…” (Н.В. Гоголь)
“Его дураки очень смешны и отвратительны, но это потому, что они не создания фантазии, а слишком верные списки с натуры” (В.Г. Белинский)
Слайд 7Тришкин кафтан
Как вы думаете, почему комедия начинается сценой с портным
Тришкой?
Что мы узнаём о жизни в доме Простаковых при
внимательном прочтении 1-ого действия?
Слайд 8Домашнее задание
Образ
Простаковой
Слайд 9Какому фрагменту пьесы соответствует иллюстрация?
Слайд 10Еремеевна, веди сюда мошенника Тришку. Он, вор, везде его обузил…
А ты, скот, подойди поближе. Не говорила ль я тебе,
воровская харя, чтоб ты кафтан пустил пошире.
Отношение к крепостным
Слайд 11Ну… а ты, бестия, остолбенела, а ты не впилась братцу
в харю, а ты не раздернула ему рыла по уши...
Ты же еще, старая ведьма, и разревелась.
Отношение к крепостным
Слайд 12Неужели тебе эта девчонка так понравилась?
О матушка! Знаю, что ты
мастерица, да лих не очень тебе верю.
Поздравляю, Софьюшка! Поздравляю, душа
моя!
Отношение к Софье
Слайд 13Ах, мати божия! Что с тобой сделалось, Митрофанушка?
Мне очень мило,
что Митрофанушка вперед шагать не любит.
Ты, мой друг сердечный, сам
в шесть часов будь совсем готов.
Отношение к Митрофону
Слайд 14Однако, пожалуй, не очень веселись: дядюшка твой не воскресал.
То-то дядюшка!
То-то отец родной! Я и сама все-таки думала, что бог
его хранит.
Отношение к Стародуму
Слайд 15Изволил пожаловать неведомо к кому, неведомо кто.
Это ты! Ты, батюшка!
Гость наш бесценный!
Ах, мой батюшка! Всё готово. Сама для тебя
комнату убирала.
Отношение к Стародуму
Слайд 16Отрицательные герои
Кто из персонажей комедии входит в число отрицательных героев?
Какие
черты в каждом из них высмеивает автор?
Каково назначение отрицательных героев?
Слайд 17Отрицательные герои
Госпожа Простакова, владелица имения.
Простаков, женин муж.
Митрофан, матушкин сынок.
Скотинин, сестрин
брат.
Вральман, учитель французского языка.
Слайд 18Отрицательные герои
Действие 3. Явление VII.
Действие 4. явление VII.
Какие черты высмеивает
автор в каждом из отрицательных героев?
Каково значение отрицательных персонажей?
Слайд 19Нравы семьи Простаковых
Что мы узнаем от Простаковой и Скотинина об
их родственниках?
Каковы взаимоотношения между членами семьи?
Каковы отношения дворян к крепостным,
интересы помещиков?
Слайд 20Домашнее задание
Выписать в тетрадь ответ на вопрос: «Что является самым
ценным в обществе и человеке, по мнению Стародума?»
Действие 3 явление
1; действие 4 явление 2; действие 4 явление 6; действие 5 явление 1.
Слайд 21 "Оно (воспитание) и должно быть залогом благосостояния государства” (Стародум)
Проблема воспитания истинного гражданина
в комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль»
Слайд 22Образ Митрофана
(значение имени)
Охарактеризуйте его внутренние качества, потребности и желания.
Почему
он стал таким?
Мог ли быть иным внутренний мир Митрофана и
при каких условиях?
Слайд 23Взгляды Стародума
Истинно любочестивый человек ревнует к делам, а не к
чинам; что чины нередко выпрашиваются, а истинное почтение необходимо заслуживается;
что гораздо честнее быть без вины обойдену, нежели без заслуг пожаловану.
Слайд 24Взгляды Стародума
Умей различить, умей остановиться с теми, которых дружба к
тебе была б надежною порукою за твой разум и сердце.
И
добродетель также своих завистников имеет.
Добродетельный человек не перестает идти своей дорогой.
Без знатных дел знатное состояние ничто.
Слайд 25Взгляды Стародума
Ведай, что совесть всегда, как друг, остерегает прежде, нежели
как судья наказывает.
Степени знатности я рассчитаю по числу дел, которые
большой господин сделал для отечества.
По моему расчету, тот богат, который отсчитывает у себя лишнее, чтоб помочь тому, у кого нет нужного.
Слайд 26Взгляды Стародума
В глазах мыслящих людей честный человек без большого чина
– презнатная особа; что добродетель всё заменяет, а добродетели ничто
заменить не может.
Слайд 27Как воспитать истинного гражданина?
Воспитание дано мне было отцом… наилучшее: имей
сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время.
Без неё
(души) просвещеннейшая умница – жалкая тварь.
Достойный престола государь стремится возвысить души своих подданных.
Слайд 28Как воспитать истинного гражданина?
Способы сделать людей добрыми в руках государя.
Великий государь даёт милость и дружбу тому, кому изволит; места
и чины тем, кто достоин.
Воспитание должно быть залогом благосостояния государства.
Слайд 29Как воспитать истинного гражданина?
Да я желал бы, чтобы при всех
науках не забывалась главная цель всех знаний человеческих – благонравие.
Наука в развращённом человеке есть лютое оружие делать зло.
Я хотел бы, чтобы при воспитании сына знатного господина наставник его всякий день…
Слайд 30Митрофан:
что сделало его таким?
спрогнозируйте его будущее;
при каких условиях возможно
было наличие в этом персонаже иных качеств?
Митрофан – это невежа
или невежда?
Слайд 31Недоросль (прямое значение)
дворянин, не достигший 20 лет, не
получивший должного образования, которому поэтому запрещено было вступать в службу
и жениться.
Недоросль (переносное значение)
балбес, тупица, подросток с ограниченно порочными наклонностями.
Слайд 32Самостоятельная работа
Охарактеризуйте пороки (недостатки), которые обличает в людях и в
обществе автор пьесы. Через каких героев и какие ситуации он
это делает?
2. Укажите фрагменты пьесы, вызывающие улыбку, смех.
Слайд 33Домашнее задание.
Подготовиться к письменной работе по комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль».