Слайд 1Античный театр
Материалы к уроку
Слайд 2История античного театра
Над Афинами,
самым большим
городом Древней Эллады возвышается холм,
на котором белеют прекрасные здания с мраморными колоннами. Это Акрополь
– афинская крепость-святилище, место народных собраний и торжественных празднеств в честь богов.
Слайд 3Это театр Диониса – один из самых больших театров древности.
Он окружен южной зеленью, а вместо крыши над ним глубокое
синее небо. Около 17 тысяч зрителей, почти всё население Афин, размещалось некогда на этих скамьях.
Слайд 4Театральное искусство развилось в древней Греции из религиозного празднества в
честь бога Диониса – бога плодородия и вина. На этих
празднествах, которые устраивались весной, во время расцвета природы, и осенью, после уборки урожая, выступали хоры наряженных в козлиные шкуры певцов. Они изображали свиту Диониса, несущего людям всей страны радость и веселье. Хор исполнял дифирамбы – особые гимны, где прославлялся Дионис и рассказывалось о суровых испытаниях, выпавших на его долю, о победах бога над врагами.
Слайд 5
Руководитель хора – корифей – становится первым актером. Он изображает
то, о чем поется в дифирамбах. Хор выражает свое отношение
к событиям.
Слайд 6Из хоровых выступлений родились трагедия и комедия – два основных
жанра греческой драмы.
Слово «трагедия» в буквальном переводе обозначает «песнь
козлов» - в честь хора, одетого в козлиные шкуры.
В комедии (что значит «песнь на гульбище») нашли отражение веселые стороны празднества.
Слайд 7Позднее к этим жанрам прибавился третий. Его называли «драмой сатиров»,
по имени легендарных полулюдей-полукозлов, сопровождавших Диониса в странствиях. О «драме
сатиров» греки говорили, что это «трагедия, которая шутит». Она была, как правило, серьезной по содержанию, но с комическими эпизодами и счастливым финалом.
Слайд 8На круглой площадке – «орхестре» (что в переводе означает «площадка
для пляски») – размещался хор. Тут же играли актеры. Чтобы
выделиться из хора, актер надевал обувь на высоких подставках – котурнах. Вначале все роли в пьесе исполнял один актер. Обычно он был и драматургом, ставил свои собственные пьесы. Эсхил ввел в представление второго актера, Софокл – третьего. Позади орхестры находилось небольшое деревянное строение – «скена» (что в переводе значит «палатка») – здесь актер в перерывах между эпизодами готовился к выступлению в новой роли.
Слайд 9Перевоплощение осуществлялось довольно просто. Актеры играли в слепленных из глины
масках, которые закрывали почти всю голову. Каждому определенному характеру соответствовала
особая маска.
Много морщин на лбу означали преклонный возраст героя, немного морщин – серьезный характер, гладкий лоб - веселое настроение, крутой – мрачное.
Силу, здоровье представлял смуглый цвет маски, болезненность – желтый, раздражительность – багровый, хитрость – красный.
Такая маска помогала зрителям рассмотреть лицо с самых дальних мест, а актерам служила рупором, усиливающим голос.
Слайд 11Первое время в театре не существовало никакого оформления игровой площадки.
Окружающая природа служила естественной декорацией. Позже деревянную скену сменила каменная.
Три двери, прорубленные в ней, и боковые проходы к орхестре имели конкретное назначение: если герой выходил из правого прохода, он считался прибывшим из другой страны, а если слева – то из гавани или из города; средняя дверь означала вход во дворец царя, боковые – в другие здания.
Слайд 12Античные авторы.
Старшим из трех великих трагиков был Эсхил. Он родился
в 525 г. до н.э. в местечке Элевсине, близ Афин.
Эсхилу приписывают от 72 до 90 пьес, из них полностью дошло до нас только семь трагедий.
Слайд 13Эсхил
У своих современников пользовался славой величайшего поэта: 13 раз был
победителем в драматических состязаниях и его пьесы получили исключительное право
на повторные постановки. В Афинах поэту был поставлен памятник. Под конец жизни Эсхил переехал в Сицилию, где умер в 456 г. до н.э. в г. Геле. Надпись на его могиле прославляет Эсхила как доблестного воина.