Слайд 1Великие люди прошлого.
Омар Хайям
Слайд 2Великие люди прошлого
Абу–л–Фатх Омар ибн Ибрагим ал–Хайям
1048-1131 (?)
Слайд 4 Этапы жизни великого ученого
Омар Хайям – математик
Высказывания
об Омаре Хайяме
ПЛАН:
Слайд 51. Этапы жизни великого ученого
«Я познание
сделал
своим ремеслом…»
Омар Хайям
Слайд 6Ты вопрос задаешь мне: что есть человек?
И вопрос непростой
и нелегкий ответ.
Человек - это знак из пучин мирозданья,
Он всплывет на мгновенье и тонет навек.
Омар Хайям
Слайд 7
Дата рождения Омара Хайяма стала известна нам, благодаря его современнику
Аль-Бейхаки, который по гороскопу, обнаруженному после смерти Хайяма в его
бумагах, сообщил, что "в момент рождения Омара, Солнце и Меркурий находились в степени восхождения в 3-м градусе Близнецов, Меркурий - в перигелии, а Юпитер - в утроении".
Индийский учёный Свами Говинда Тиртха, проанализировав эти данные по средневековым индийским таблицам эфемерид, пришёл к выводу, что планеты могли расположиться так только 18 мая 1048 года.
До анализа гороскопа в большинстве источников
(в том числе - во втором издании БСЭ) указывался 1040 год рождения.
Гороскоп Омара Хайяма
Слайд 8Уроженец города Нишапура в Хорасане. Омар был единственным сыном, и
поэтому отец дал ему прекрасное образование.
В 8 лет знал
Коран по памяти, глубоко занимался математикой, астрономией. Десятилетним Омар изучал арабский язык, а через два года стал учеником Нишапурского медресе.
Он блестяще закончил курс по мусульманскому праву и медицине, получив квалификацию хакима, то есть врача.
Но медицинская практика мало интересовала Омара, и он решил продолжить образование.
Хайям занимался у известного деятеля мусульманской культуры Сабита ибн Харрани.
Известно, что еще во время пребывания в Нишапуре он изучил труды греческих математиков и прочитал перевод знаменитых «Начал» Евклида.
В возрасте шестнадцати лет Хайям пережил первую в своей жизни утрату: во время эпидемии умер его отец, а потом и мать. Омар продал отцовский дом и мастерскую и отправился в Самарканд.
В то время это был признанный на Востоке научный и культурный центр.В Самарканде Хайям поступает вначале учеником одного из медресе, но после нескольких выступлений на диспутах он настолько поразил всех своей ученостью, что его сразу же сделали наставником.
Слайд 9Как и другие крупные ученые того времени, Омар не задерживался
подолгу в каком-то городе.
Всего через четыре года он покинул
Самарканд и переехал в Бухару, где начал работать в хранилищах книг.
За десять лет, что ученый прожил в Бухаре, он написал четыре фундаментальных трактата по математике.
С группой учёных разработал солнечный календарь намного точнее Григорианского.
В 1074 его пригласили в Исфахан, центр государства Санджаров, ко двору султана Малик-шаха. По инициативе главного шахского визиря Омар становится духовным наставником Султана. Кроме того, Малик-шах назначил его руководителем дворцовой обсерватории, одной из крупнейших.
Он не только продолжал занятия математикой, но и стал известным астрономом. Даже В 1092 г., со смертью покровительствовавшего ему сельджукского султана Малик-шаха и его визиря Низам ал-Мулка его исфаханский период заканчивается.
Он снова скитается, иногда работает в Мерве при дворе преемников Малик-шаха, но восстановить обсерваторию ему не удаётся.
Известен благодаря своим четверостишиям — мудрым, полным юмора, лукавства и дерзости рубаи. Долгое время был забыт, но его творчество стало известным европейцам в новое время благодаря переводам Эдварда Фитцджеральда.
Слайд 10Вот что пишет об этом сам Хайям в предисловии к
своей «Алгебре»:
«Я был лишен возможности систематически заниматься вопросом, и
не мог сосредоточиться на размышлении о нем, так как обстоятельства заставляли меня терять много времени. Мы были свидетелями гибели ученых, от которых осталась небольшая многострадальная кучка людей. Суровость судьбы в эти времена препятствует им всецело отдаться совершенствованию и углублению своей науки. Большая часть тех, которые в настоящее время имеют вид ученых, одевают истину ложью, не выходя в науке за пределы подделки и лицемерия. И если они встречают человека, отличающегося тем, что он ищет истину и любит правду, старается отвергнуть ложь и лицемерие и отказаться от хвастовства и обмана, они делают его предметом своего презрения и насмешек».
Слайд 11Около 1069
году в Самарканде, написан трактат « О доказательствах
задач алгебры и ал-мукабалы».
А до этого были написаны два
математических трактата.
В 1074
году возглавил крупнейшую астрономическую обсерваторию в Исфахане.
В 1077
году завершил работу над книгой «Комментарии к трудным постулатам книги Евклида».
В 1079
году вместе со своими сотрудниками ввел в действие календарь.
В середине 90-х годов 11века,
Хайям совершил паломничество в Мекку.
Около 1097 года
Хайям работает врачом при наместнике Хорасана. Возможно, в это время он написал свой философский трактат на языке фарси – «О всеобщности бытия».
Последние 10-15 лет жизни Хайям провел в уединении в Нишапуре.
Он мало общался с людьми, испытывал нужду, страдал из-за религиозных преследований.
Слайд 12Строящаяся обсерватория им. Омара Хайяма в Нишапуре (Иран)
Слайд 13Исфахан.
Город, где жил и работал
Омар Хайям.
Слайд 14В последние часы своей жизни, как сообщает историк Бейхаки, Хайям
читал
«Книгу исцеления» Ибн-Сины.
Он дошел до раздела
«О единстве
и всеобщности»
философского сочинения, положил на место зубочистку, встал, помолился и умер.
Он прожил долгую и очень плодотворную жизнь.
Могила Хайяма находится в Нишапуре, около мечети памяти имама Махрука.
На этой могиле в 1934 году был воздвигнут обелиск. Средства собирали почитатели творчества Хайяма в разных странах.
Слайд 15Долгое время самой вероятной датой смерти Омара Хайяма считался 1123
год. Имеется несколько дошедших до нас источников, частично противоречащих друг
другу. Д Низами Самарканди рассказывает о посещении им могилы Хайяма через четыре года после смерти, из чего следует, что ученый умер в 1131-32г.
С другой стороны в рукописи писателя Яр-Ахмеда Табризи "Дом радости" есть два указания на возможную дату смерти. "Продолжительность его жизни "ab" солнечных года. "ab" - две цифры, написанные неразборчиво, но первая из них выглядит как 7 или 8, а вторая как 2 или 3. Вторая фраза, по-видимому, относящаяся к Хайяму: он умер в "четверг 12 мухаррама 555 года в деревушке одной из волостей округа Фирузгонд близ Астрабада".
Этот ребус еще более осложняется вероятными ошибками в приведенных источниках. Возможны два решения, в зависимости от использования астрономических таблиц.
Если принять первый вариант - 23 марта 1122 г., то приходится допустить наличие ошибок в первых двух источниках.
Другой вариант 4 декабря 1131 г. - не противоречит ни одному из документов, и именно его, по-видимому, следует считать наиболее вероятной датой кончины.
Слайд 16Мемориал Омара Хайяма в Нишапуре.
(воздвигнут на средства почитателей его
таланта)
Надпись на обелиске гласит:
СМЕРТЬ МУДРЕЦА 516 г. ХИДЖРЫ
ПО ЛУННОМУ
КАЛЕНДАРЮ.
У могилы Хайяма присядь и свою цель потребуй,
Одно мгновенье досуга от горя мира потребуй.
Если ты хочешь знать дату построения обелиска,
Тайны души и веры у могилы Хайяма потребуй.
Слайд 182. ОМАР ХАЙЯМ - МАТЕМАТИК
1 МАТЕМАТИЧЕСКИЙ ТРАКТАТ
«Проблемы арифметики»
Не обнаружен
Из других
работ известно, что он содержит сведения о разработанном им общем
приеме извлечения корня любой степени с натуральным показателем
«методом индийцев».
Слайд 19Основываясь на известных фактах, ученые предполагают, что Хайям открыл формулу
возведения двучлена a+b в степень n.
Славу Омару Хайяму, как алгебраисту,
принесла теория геометрических решений алгебраических уравнений.
Он изложил ее в трактате
«О доказательствах задач алгебры и ал – мукабалы».
Хайям впервые высказал мысль о том, что уравнения третьей степени не решаются с помощью «свойств круга» (т.е. с помощью циркуля и линейки), он подчеркивал, что их можно решить только с привлечением конических сечений.
Хайям дал полную классификацию кубических уравнений, имеющих положительные корни. Он выделил 19 классов; из них 5 сводятся к линейным и квадратным.. Для остальных 14 классов он указал метод решения с помощью конических сечений – параболы, равносторонней гиперболы, окружности.
В трактате Омара Хайяма
«Об искусстве определения количества золота и серебра в состоящем из них теле»
рассматривается известная классическая задача, решенная Архимедом.
Слайд 20Трактат «Комментарии к трудным постулатам книги Евклида»
состоит из трех
частей.
Первая часть посвящена теории параллельных линий. Стремясь доказать
5 постулат
Евклида, Хайям сформулировал принцип, на котором основано его доказательство:
«Две сходящиеся прямые пересекаются, и невозможно чтобы прямые расходились в направлении схождения».
Кроме того, в первой части трактата рассматривается четырехугольник с двумя прямыми углами при основании и равными боковыми сторонами. Ученый исследовал величину двух других углов четырехугольника. Используя свой принцип, Омар Хайям опроверг гипотезу острого и тупого углов, а затем доказал 5 постулат.
О взаимосвязи геометрии с арифметикой Хайям пишет так: «Геометрия нуждается в числах».
Во второй и третьей частях трактата О.Хайям анализирует античную теорию отношений и учение о числе.
Средневековый ученый внес значительный вклад и создание понятия действительного числа. Понятие иррационального числа стало равноправным с числом рациональным.
Слайд 21Омар Хайям работал в крупнейших научных и культурных центрах Средней
Азии – Балхе, Самарканде, Исфахане, Бухаре, где прославился как великий
математик.
Его приглашали ко двору многие властители Востока.
Правитель Бухары в знак наивысшего уважения сажал его для беседы рядом с собой на престол.
В Исфахане прошли наиболее плодотворные
18 лет жизни ученого.
Он стал приближенным султана, но отказался принять власть над родным городом Нишапуром, говоря, что «не хочет управлять людьми, приказывать и запрещать, а хочет посвятить себя науке и людям».
Слайд 22Омар Хайям пишет:
Хорошо, если платье твое без прорех,
И о хлебе
насущном подумать не грех.
А всего остального и даром не надо-
Жизнь
дороже богатства и почестей всех.
О своих занятиях наукой он пишет так:
Не была познанья жажда чуждой сердца моего,
Мало тайн осталось в мире, недоступных для него.
Семьдесят два долгих года размышлял я дни ночи.
Лишь теперь уразумел я, что не знаю ничего.
О том, как много работал ученый, видно из строк:
Мне мудрость не была чужда земная.
Разгадки тайн ища, не ведал сна я.
Слайд 23Собрание восточной мудрости в переводах известных русских поэтов«Рубайят».
Омар Хайям утвердил
внутренние законы рубаи, выгранил и трансформировал эту форму в новый
философско- афористический поэтический жанр.
Каждое его четверостишие- это маленькая поэма.
Слайд 24Легенды об Омаре Хайяме
Однажды в городе Балы, на улице работорговцев,
во дворце эмира, на пиру за веселой беседой наш учитель
Омар Хайям сказал: "Меня похоронят в таком месте, где всегда в дни весеннего равноденствия свежий ветер будет осыпать цветы плодовых ветвей". Через двадцать четыре года я побывал в Нишапуре, где был похоронен этот великий человек, и попросил указать мне его могилу. Меня привели на кладбище Хайры,и я увидел могилу у подножия садовой стены, осененную грушевыми и абрикосовыми деревьями и осыпанную лепестками цветов так, что она была совершенно скрыта под ними. Я вспомнил слова, сказанные в Балхе, и заплакал. Нигде во всем мире до обитаемых его границ не бывало человека, подобного ему.
(рассказ современника)
2. Глава империи Великих сельджуков Низам-ул-мульк, образованнейший человек своего века, обладавший большим государственным талантом, предложил Хайяму управлять городом Нишапуром и всей прилегающей областью. Хайям ответил: "Не хочу управлять людьми, приказывать и запрещать, а хочу весь свой разум посвятить науке на пользу людям! «Его счастьем были Близнецы: Солнце и Меркурий находились в степени восхождения в третьем градусе Близнецов Меркурий был в перигелии, и Юпитер, смотря на них обоих, был в утроении.
(гороскоп Хайяма)
Слайд 25Имам Хорасана,
Ученейший Муж Века, Знаток Истины,
Царь Философов Востока
и Запада –
таков неполный список почетных титулов Омара Хайяма
в зените славы.
Слайд 261. Видео – великий мистик и мудрец Востока Омар Хайям.
Знаменитые рубаи
http://video.mail.ru/mail/tatianasuvac/229/941.html
2. Видео – Омар Хайям
http://video.mail.ru/mail/feniks4726/4211/4239.html
3. Омар Хайям. Что
мне ничего не известно http://www.youtube.com/watch?v=BsE-HBLN27Y&feature=related
4. Омар Хайям. Бытует мнение, что счастье-это дар
http://www.youtube.com/watch?v=B4d7EP63wMc
Фрагменты видео-
для возможного использования
на уроках
Слайд 27Список используемой литературы:
Глейзер Г. И. История математики в школе VII-VIII
кл. Пособие для учителей. –М.: Просвещение, 1982.
Омар Хайям –
математик и поэт.//Математика в школе. №17/ 1998.
Юшкевич А. П. История математики в средние века. М.: Просвещение, 1961
www.geocities.com/
www.sufism.ru/perssufi/images/omar
www.rusk.ru
www.easttime.ru
foto.mail.ru
www.it-n.ru/attachment.aspx?id=112686