Слайд 1ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ
«РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ»
НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ
Из опыта работы
Выполнила:
Юрасова Н.Н. , учитель русского языка и литературы
МБОУ Петрово-Дальневской
СОШ
Слайд 2
л
Лучше иногда задавать вопросы, чем знать наперед все ответы.
(Дж. Тэрбер)
Каков вопрос — таков и ответ.
(Народная мудрость)
Слайд 3Решите задачку
Джон и Билл находились в комнате. Хлопнула дверь. Раздался
звук разбитого стекла. Джон посмотрел на Билла. Билл был мертв.
Отчего почил Билл?
Чтобы найти решение, разрешается задавать любые вопросы, кроме основного, значащегося в конце текста задачки.
Слайд 4Проблемы, послужившие причиной обращения
к технологии развития критического мышления через чтение
и письмо:
- серьёзные затруднения в восприятии учащимися учебного материала;
- невысокий
уровень развития мышления и, прежде всего, критического мышления;
- неумение самостоятельно анализировать;
- подход к учебной проблеме : легче узнать ответ у учителя, чем искать самостоятельно;
- трудности в формулировке вопросов, которые могли бы направить мыслительную деятельность учащихся
Слайд 5Актуальность опыта
Критическое мышление - не отдельный навык, а комплекс навыков
и умений, которые формируются постепенно, в ходе развития и обучения
ребенка. Оно формируется быстрее, если на уроках дети
являются не пассивными слушателями, а постоянно активно ищут информацию, соотносят то, что они усвоили с собственным практическим опытом, сравнивают полученное знание с другими работами в данной области и других сферах знания (говоря привычным языком, самостоятельно устанавливают внутрипредметные и межпредметные связи). Кроме того, учащиеся должны научиться подвергать сомнению достоверность и авторитетность информации, проверять логику доказательств, делать выводы, конструировать новые примеры для использования теоретического знания, принимать решения, изучать причины и последствия различных явлений и т.д. Систематическое включение критического мышления в учебный процесс должно формировать особый склад мышления и познавательной деятельности
Слайд 6Цели образования XXI века
Научиться делать
Научиться жить вместе
Научиться познавать
Научиться жить
Жак Делор
Слайд 7Образовательные результаты ТРКМЧП:
умение работать с информационным потоком в разных областях
знаний;
умение пользоваться различными способами интегрирования информации;
умение задавать вопросы, формулировать гипотезу;
умение
решать проблемы;
умение вырабатывать собственное мнение;
умение выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно;
умение аргументировать свою точку зрения и учитывать точки зрения других;
способность самостоятельно заниматься своим обучением ;
способность брать на себя ответственность;
способность участвовать в совместном принятии решения;
способность выстраивать конструктивные взаимоотношения
с другими людьми;
умение сотрудничать и работать в группе.
Слайд 9обломовщина
Обломов
Захар
Обломовка
Приём «Кластер» (гроздья)
Слайд 10Приём «Толстые и тонкие вопросы»
Слайд 11Приём «Вопросительные слова»
Причины трагедии (дуэль Онегина и Ленского)
Слайд 13Прием
«Знаю – хочу узнать - узнал».
Слайд 14Прием
«Чтение с пометками INSERT».
Слайд 17Прием «Дерево предсказаний»
Листья - аргументы
обоснование этих
предположений
Ствол
дерева – тема
Ветви - предположения
вероятные и возможные
Слайд 18Результативность опыта:
Внимание на уроке
Снижает утомляемость, напряжение
Самовыражение
Творчество
Социальная адаптация
Слайд 19 Основы методики РКМЧП освещены в ряде публикаций:
1.
Дайана Халпер. Психология критического мышления. СПб: Питер, 2000
2. Громова О.
Критическое мышление: как это по-русски? Первое сентября. – №2. – 2001. – с.3
3. Заир-Бек С. И, и Муштавинская И. В. Электронное сопровождение к пособию «Технология КМ».
4. Норман Анро. Думающие учителя. Руководство по обучению подростков критическому мышлению. – Изд-во «Пиппин Паблишинг,» 1997
5. Разумовская Т. В. Глобальное образование в российской школе. Завуч. – 1999. - №8 – с. 132-138
6. Развитие критического мышления. Русский язык. Первое сентября. – 2003. - №27-28. – с.2-4
Слайд 20Ресурсы Интернета
Сайт международного журнала
о критическом мышлении «Перемена»
http://www.ct-net.net/ru/rwct_tcp_ru
Фестиваль
педагогических идей
http://festival.1september.ru/2004_2005/index.php?subject=9
Газета «Первое сентября»
http://ps.1september.ru/newspaper.php?year=2004&num=70
Учебная программа курса «Технологии
компетентностно-ориентированного
образования:
«Развитие критического мышления через чтение и письмо»
Е.Е.Вишнякова «Не только о технологии «Развитие критического
мышления через чтение и письмо»
С.В.Столбунова. Лекция №1. «Технология развития критического
мышления через чтение и письмо»
Е.В.Зачесова «Пример использования РКМЧП, текст «Морские
черепахи»
А.Ковальчукова «Нарисуйте счастье»
И.Васюта, А.Махотина «Использование приемов развития критического мышления на уроках литературы»
Публикации С.Заир-Бека в газете «Первое сентября»:
«Хайку по биологии, синквейны по физике», «Чтобы узнать – нарисуй!»,
«Пишите письма на уроке!», «Уроки с оглядкой»
ТРКМЧП
Учение без мысли-напрасный труд.
Конфуций
Не мыслям надобно
учить, а мыслить.
Иммануил Кант
Если вы мыслите ясно,
вы и писать будете ясно,
если ваша мысль ценна,
будет ценным и ваше сочинение.
Джек Лондон
Слайд 22Хотите знать ответ на задачку?
Билл был
рыбкой!