Слайд 1Проектная работа по
литературному краеведению
«Своеобразие творчества
Кострубина
Олега Леонтьевича».
Выполнила:
ученица 9 «А» класса
Матвиенко Анастасия Игоревна.
Руководитель:
учитель русского языка и литературы
Шульга Наталья Ивановна.
МБОУ лицей № 9 г. Сальска
Слайд 2 Цель работы:
изучить особенности творчества
сальского поэта Кострубина
Олега Леонтьевича ,
тематику, проблематику его
произведений, художесвенные
особенности и своеобразие его поэзии.
Слайд 3Гипотеза:
творчество Кострубина О. Л.
актуально, высоконравственно,
своеобразно.
Слайд 4Методы исследования:
Знакомство с биографией
и
творчеством через чтение
и
анализ прочитанного,
посещение городской библиотеки
с целью изучения творчества,
встреча с родственниками
поэта и беседа с ними.
Слайд 5Биография:
Кострубин О. Л. родился в городе Ростове-на-Дону в1938 году. Закончил
училище связи, служил в армии. В молодости увлекался спортом, музыкой,
литературой. После армии работал на химзаводе, затем в заводской многотеражке, учился в Ростовском государственном университете на факультете журналистики.
Слайд 6Бывший простой рабочий, он стал профессиональным журналистом, членом союза журналистов,
но через всю жизнь пронес память о той атмосфере, в
которой «у
рабочего народа учился жить, когда был молод».
Журналистская работа, поездки, встречи с другими людьми шлифовали и оттачивали его талант, учили отношению к слову, наполняя жизненным опытом и диктуя темы собственного творчества.
Слайд 7В восмидесятые годы Кострубин поселился с семьей в городе Сальске,
где и прожил до конца жизни. Работал ответственным
редактором газеты
«Компас», издавал свою газету «Мозайка». Выступал с чтением
своих стихов в школах, техникуме, профессиональных
училищах.
Слайд 8Четырехтомник Кострубина:
Олег Кострубин выпустил 4 книги своих стихов. Это
итог его литературного творчества. Каждый из четырех томов имеет свое
название и поделен на главы
– циклы, отражающие тематику
произведений. Первую книгу
автор назвал « Тайна золотого
горшка». В ней мы видим
зарождение его самосознания,
стремление познать мир,
раскрыть его тайны,
достичь совершенства в
творчестве.
Слайд 9Второй сборник озаглавлен « У родного истока озарения». В нем
собраны стихи о родине и родной природе, философские размышления о
жизни и судьбе человека.
Слайд 10Третий и четвертый сборники отражают завершенность мировоззрения автора, зрелость его
мастерства, глубокую духовность. III книга названа «Духовное ты существо, землянин»,
IV – «Я люблю этот мир подлунный».
Слайд 11Трудно сказать, каких тем не затрагивает автор. Он размышляет о
тайнах мироздания, о причинах Чеченской войны, об астрологии и о
неопознанных объектах, его интересует судьба бомжа, бездомной собаки, человеческое одиночество и многое другое.
Основные темы его произведений:
Родина
Родная природа
Философские размышления о жизни и окружающем мире
Стремление познать тайны души человека и тайны вселенной
Любовь к женщине
Стихи для детей
Слайд 12Стихи о Родине.
Они наполнены чувством сыновней благодарности и болью за
ее судьбу:
Люблю я Родину - мою Россию!
Она и ласковая и красивая.
Я верен ей, как матери родной,
Меня с ней не разольешь водой.
Я слился с ней. И зная, что я русский,
От гордости взберусь на пик Эльбруса!
В России мир – тепло на сердце мне,
В России счастье – радуюсь вдвойне.
Слайд 13Говоря о родной природе, автор всегда связывает её с человеком,
с состоянием его души, можно сказать, что природа помогает ему
раскрыть характер лирического героя, познать тайны человеческой души.
В стихотворении «Мои истоки» поэт описывает прощание с родными местами:
С ангельским укором
Небеса смотрели.
С церковным хором
Провода запели.
На венце колодца
Чижик плакал тонко
Убегало солнце
По степи котенком….
Слайд 14Когда же лирический герой возвращается на Родину, природа радуется:
Мне кивали клёны,
Солнце грело спину.
Отдавал поклоны
Красный куст рябины.
Как прекрасна роща!
Багровеет чаща.
В ней такой хороший
Аромат пьянящий…
Слайд 15Метания , отсутствие определенности , поиск выхода из тупика нашли
образное выражение в стихотворении «Петляла в пышной рощице тропинка».
Петляла в
пышной рощице тропинка:
То к ясеню заводит, то к рябинке,
То у куста смородинного ляжет,
На солнце спину греет, как на пляже,
То погостит у тополей курчавых,
А там-с поклоном клен её встречает.
Из виду потерялась та тропинка,
Я мигом кинулся ей вслед - в поимку.
Но за опушкой с дерзостью игривой
Она вдруг бросилась в реку с обрыва.
Слайд 16Для Кострубина природа – это женщина, любовь, радость, восторг и
разочарование.
Колокольчики , вестники майские,
Зазвенели неслышно, торжественно.
Хорошо мне под вашими ласками,
Как
под нежными ласками женщины…
***
Ты не знаешь ,как люблю я!
Розы вскрикнули : «Горько!»
И траву-полынь целую
На вечерней дымной зорьке.
А вот поэт обращается к акации:
В белоснежном легком платьице ,
Вся в сиянии добра.
Ах , какая ты красавица!
Под венец ли не пора ?
Слайд 17Нередко стихотворения о природе имеют познавательный характер . Так ,
например , в стихотворении «Над оврагом ветер мягкий» рассказывается о
пользе пижмы:
Избавляешь ты от муки
Бить кусачих комаров.
От тебя злодейки – мухи
Улетают в дальний ров.
Мотив одиночества вплетается в тему природы и присутствует во всех поэтических сборниках . Чаще всего он передается через уединенность расположения жилья:
Вот тут – то у лесной опушки,
Под снегом дремлет где сосна,
Живу я в глиняной избушке,
С квадратом желтого окна.
Слайд 18Одинокую сосну и кустик сирени поэт изображает «в прозрачных льдинках»,
заледенелую березу «ветра колючие секут». А вот как описана неразделенность
любви: «А ночь под подушкой на что-то ворожит так хочется строчку : «Любимый , хороший!» А я всё пишу безответные письма – плывут по течению , тонут , как листья».
Слайд 19Стихотворные произведения О.Л.Кострубина полны юмора . Но юмор в них
не самоцель . Его основой являются необычность или порой алогичность
поведения героев, неожиданная развязка сюжетной канвы , двусмысленность значений слов в диалоге. Основополагающее место юмор занимает в стихах для детей . Вот хотя бы стихотворение «Хвастунишка –воробей».
Хвастливые слова маленькой птички доходят до абсурда!
«Да я если захочу,
Хвост кобыле закручу…»
И добавил в песню ту:
«Дал пощечину коту».
Слайд 20Отличительной особенностью творчества поэта является чуткость , трогательная любовь к
животным , которые выступают в стихах как его самые задушевные
друзья . Поэтическое кредо Олега Кострубина – всё живое имеет право на жизнь. Стихи о собаках, о черепахе и о других зеленых существах – яркое тому подтверждение . Но подобное отношение не всегда одномерные . Так нередко поэт осуждает хищников , например, паука в стихотворении «Жил паучище – злой, противный»; осуждает людей, убивающих животных, к примеру, охотника в стихотворении «Выстрел. Раскололся тишины хрусталь».Все эти стихотворения являются свидетельством глубокого неприятия всякого насилия над живым.
Слайд 21Каждое небольшое стихотворение
поэта- это образ. Создать
Его удается не
каждому стихотворцу.
Объяснить, как это
делается,
очень непросто,
так как
это
поэтическая тайна
автора .
Слайд 22 К стихотворению «Мне говорят: -Какой же ты лопух!» Говоря
о лопухе , поэт пишет : «Под жарким солнцем ,
проливным дождём он будет шляпой, будет и зонтом». Слово «лопух» имеет ещё и другое значение , переносное , «Лопух» - то есть неудачник . Два значения одного слова обыгрываются в этом стихотворении. Так создается образ, образ простого, бесхитростного человека, с улыбкой относящегося ко всем неудачам жизни.
Слайд 23Другое стихотворение-образ
«По заводской аллее»
Слайд 24Олег Кострубин всегда очень серьезно относился к поэтическому мастерству, тщательно
отбирал каждое слово, искал нужный образ, работал над рифмами и
размером стиха. Его стихи филигранно отделаны: четко соблюдается размер и чередование ударных и безударных слов, применяются современные рифмы , используются многочисленные литературные приёмы : аллитерация, аффектация , рефрен ,антитеза и др. Это во многом определяло успех, который сопутствовал поэту в его выступлениях перед широкой публикой.
Слайд 26Восторженные отзывы слушателей – неизменные спутники его выступлений , вот
некоторые из них: «Прослушав стихи, мы были приятно удивлены звучностью,
душевностью и мелодичностью строк»-так писали преподаватели средней школы №9 И.М. Михайленко и Л.И. Ланина. «Давно не слышали таких откровенных стихов. Дети с большим интересом слушали вас . Глазки их светились удивлением и восторгом , что не так часто наблюдаешь»,-таков отклик учителя русского языка и литературы средней школы №1 О.Е.Романовой.
Слайд 27 Олег Леонтьевич – замечательный поэт, интересный, разносторонний человек. Тяжелая,
кропотливая работа журналиста, которую он очень любил, не лишала его
интереса к таким видам искусства, как музыка, живопись. Он интересовался новинками творчества сальских художников, хорошо знал творчество своих талантливых земляков, дружил с многими художниками, поэтами, писателями, музыкантами, сам играм на многих музыкальных инструментах, выступал перед публикой.
Тяжелая болезнь и смерть оборвали жизнь Олега Леонтьевича, когда он находился в самом расцвете своих творческих сил.