Слайд 1Работа над эпизодом повести В.Быкова «Сотников»
Слайд 2Эпизод – отрывок, фрагмент какого-либо художественного произведения, обладающий известной самостоятельностью
и законченностью.
(Словарь
литературоведческих терминов)
Слайд 3Анализ эпизода
Определите границы анализируемого эпизода. Озаглавьте эпизод.
Охарактеризуйте событие, составляющее «основу»
эпизода. Выясните, какое место оно занимает в композиционной схеме произведения
(экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка)
Назовите персонажей произведения, участвующих в эпизоде. Поясните, кто они такие, какое место занимают в системе образов (главные, заглавные, второстепенные, внесюжетные). Расскажите о вашем личном отношении к персонажам.
Сформулируйте проблему, поставленную автором в эпизоде.
Рассмотрите композиционное построение эпизода: начало, развитие действия, финал. Определите, как окончание эпизода связано с последующим фрагментом текста. Выясните, нарастает ли напряжение между героями в эпизоде или эмоциональный фон остается ровным, неизменным.
Сформулируйте основную мысль эпизода. Определите авторскую позицию в отношении к изложенному событию и к проблеме эпизода. Для этого найдите оценочные слова, ее выражающие.
Проанализируйте языковые средства, используемые автором для изображения персонажей и выражения авторской позиции
Проанализируйте сюжетную, образную и идейную связь эпизода с другими сценами, определите его место в контексте произведения.
Слайд 4Цель урока: научиться объёмно, целостно воспринимать эпизод, видеть выражение авторской
концепции мира и человека.
«Прежде всего и главным образом меня интересовали
два нравственных момента, которые упрощённо можно определить так: «Что такое человек перед сокрушающей силой обстоятельств? На что он способен, когда возможности отстоять свою жизнь исчерпаны до конца и предотвратить смерть невозможно»
В.Быков
Слайд 5«Человек есть тайна. Её надо разгадать, и ежели будешь её
разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время; я
занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком»
Ф.М.Достоевский
Слайд 6НРАВСТВЕННОСТЬ
Внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила
поведения, определяемые этими качествами.
(Толковый словарь Ожегова)
1. Внутренние (духовные и душевные) качества человека, основанные на идеалах добра, справедливости, долга, чести и т.п., которые проявляются в отношении к людям и природе.
2. Совокупность норм, правил поведения человека в обществе и природе, определяемые этими качествами.
(Толковый словарь Кузнецова)
Слайд 7Проблема нравственного выбора
Слайд 9
Сравнительная характеристика героев
Слайд 10Яркие высказывания, выражающие авторское отношение к героям, жизни
«Сколько уже их,
человеческих жизней, со времен Иисуса Христа было принесено на жертвенный
алтарь человечества, и многому ли они научили это человечество? Как и тысячи лет назад, человека снедает в первую очередь забота о самом себе, и самый благородный порыв к добру справедливости порой кажется со стороны по меньшей мере чудачеством, если не совершенно дремучей глупостью»
«На смену казненным придут другие. Смелые всегда найдутся»
«Ради спасения своей шкуры … один шаг до предательства»
«Из страха или из ненависти люди способны на любое предательство…»
Слайд 11
Дайте оценку работе группы по критериям:
- точность выбранного материала;
- последовательность, логичность изложения;
- постижение внутреннего мира
героев;
Подумайте, какова роль мальчика в будёновке. Как связан Сотников с образом мальчика?
Слайд 12В. Быков о роли литературы
«Литература должна, не переставая бить в
свои колокола, настойчиво пробуждая в людях потребность в высокой духовности,
без которой любой самый высокий прогресс материальной культуры будет не в радость».
Слайд 13
Рефлексия
Каковы ваши впечатления
об уроке?
• Что для вас было наиболее трудным?
• Что вы считаете наиболее
полезным для себя. Оцените свою работу.
Домашнее задание: написать сочинение.
Темы по выбору:
1) Мои пять правил жизни;
2) Человек на войне;
3) Размышляю над прочитанным;
4) Анализ эпизода