Разделы презентаций


Презентация на тему Рассказ Л.Н. Толстого Кавказский пленник

. «Жилин и Костылин: разные судьбы» Цели урока: Обобщить и систематизировать материал по рассказу Л.Н. Толстого «Кавказский пленник» через сравнительную характеристику главных героев;развивать навыки сопоставительной характеристики героев;продолжить работу над

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1
Урок литературы в 5 классе по рассказу Л.Н. Толстого «Кавказский пленник»Разработка учителя русского языка и литературы Жаровой
Текст слайда:

Урок литературы в 5 классе по рассказу Л.Н. Толстого «Кавказский пленник»

Разработка учителя русского языка и литературы Жаровой Татьяны Владимировны


Слайд 2
.  «Жилин и Костылин: разные судьбы»  Цели урока: Обобщить и систематизировать материал по рассказу Л.Н.
Текст слайда:

. «Жилин и Костылин: разные судьбы»

Цели урока:
Обобщить и систематизировать материал по рассказу Л.Н. Толстого «Кавказский пленник» через сравнительную характеристику главных героев;
развивать навыки сопоставительной характеристики героев;
продолжить работу над развитием речи учащихся;
воспитывать нравственные качества у учащихся, ответственность за свою судьбу через сопоставительный анализ героев рассказа.


Слайд 3
О каких военных событиях идет речь в рассказе?
Текст слайда:

О каких военных событиях идет речь в рассказе?


Слайд 5
Кавказ. Рисунки М. Лермонтова , А.Куинджи
Текст слайда:

Кавказ. Рисунки М. Лермонтова , А.Куинджи


Слайд 6
Кавказские горы. Ущелье. Фото
Текст слайда:

Кавказские горы. Ущелье. Фото


Слайд 7
Работа по вопросамПочему рассказ называется «Кавказский пленник», если в нём два главных действующих лица?
Текст слайда:

Работа по вопросам

Почему рассказ называется «Кавказский пленник», если в нём два главных действующих лица?




Слайд 8
Что общего у наших героев?   Найдите и зачитайте портретные характеристики героев.
Текст слайда:

Что общего у наших героев?
Найдите и зачитайте портретные характеристики героев.


Слайд 9
Знакомство Жилина с Костылиным1)Как познакомились Жилин и Костылин?2)Найдите в тексте описание внешности героев.3)Почему они решили ехать вместе
Текст слайда:

Знакомство Жилина с Костылиным


1)Как познакомились
Жилин и Костылин?

2)Найдите в тексте описание внешности героев.
3)Почему они решили ехать вместе впереди обоза?


Слайд 10
Вывод   Портрет играет важную роль в характеристике персонажей. Это необходимое средство для создания образа.
Текст слайда:

Вывод

  Портрет играет важную роль в характеристике персонажей. Это необходимое средство для создания образа.


Слайд 11
Есть ли в тексте монолог героев?Жилин: « Матушка, вынеси, не зацепись ногой…»Жилин разговаривает с лошадью, называет её
Текст слайда:

Есть ли в тексте монолог героев?

Жилин: « Матушка, вынеси, не зацепись ногой…»
Жилин разговаривает с лошадью, называет её «матушкой», «сердечной». Он любит лошадь, жалеет, видя её страдания. Жилин не стремится представить себя героем, он не любит красивых слов, он наблюдателен, умен, точно и лаконично передаёт свои мысли и чувства.
Костылин не способен любить и понимать кого-либо, кроме себя самого. Поэтому у него нет внутреннего монолога, автор с иронией говорит о нём «закатился, что есть духу, ожаривает лошадь».

 


Слайд 12
Вывод    Монолог как форма речевой характеристики помогает глубже понять характер героя, выявить авторское понимание.
Текст слайда:

Вывод

Монолог как форма речевой характеристики помогает глубже понять характер героя, выявить авторское понимание.


Слайд 13
Как вели себя Жилин и Костылин во время нападения татар?   Жилин пытается уйти от погони,
Текст слайда:

Как вели себя Жилин и Костылин во время нападения татар?


Жилин
пытается уйти
от погони,
надеется на помощь товарища

«Не дамся же живой!»
до последнего
сражается
с татарами


Костылин
не думает помогать Жилину
даже не пытается отпугнуть татар
трусливо сбегает


Слайд 14
Сцена выкупа.  Как ведут себя Жилин и Костылин?Жилинторгуется с татарамипишет неправильный адресКостылинсоглашается сразу писать письмоне торгуется,
Текст слайда:

Сцена выкупа. Как ведут себя Жилин и Костылин?

Жилин
торгуется с татарами
пишет неправильный адрес

Костылин
соглашается сразу писать письмо
не торгуется, просит выслать 5000рублей


Слайд 15
Используя данные иллюстрации, расскажите, как жили в плену Жилин и Костылин
Текст слайда:

Используя данные иллюстрации, расскажите, как жили в плену Жилин и Костылин


Слайд 16
Сравнительная характеристика героев во время побега.
Текст слайда:

Сравнительная характеристика героев во время побега.


Слайд 18
Первый побег КостылинПостоянно жалуется на боль, усталость, не может идти дальше.Выдает себя и Жилина (громко вскрикивает от
Текст слайда:

Первый побег



Костылин

Постоянно жалуется на боль, усталость, не может идти дальше.

Выдает себя и Жилина (громко вскрикивает от боли)

Жилин

Знает дорогу, ведет за собой товарища.

Помогает Костылину

«Бросать товарища не годится»


Слайд 19
Второй побег - результат жизнестойкости и жизнелюбия Жилина Костылинотказывается от побегане может превозмочь свою больПрекращает
Текст слайда:

Второй побег - результат жизнестойкости и жизнелюбия Жилина



Костылин
отказывается от побега

не может превозмочь свою боль
Прекращает бороться:
«Уже мне, видно, отсюда не выйти»

Жилин
постоянно думает о вольном житье
уговаривает Дину помочь ему
шел всю ночь в колодке, выбился из сил, но отдохнуть себе не позволил
не стал дожидаться помощи, когда его заметили татары, сам побежал навстречу казакам


Слайд 20
Почему же все-таки побег не удался?Из проделанной работы по сравнению поведения и поступков героев становится понятным, что
Текст слайда:

Почему же все-таки побег не удался?

Из проделанной работы по сравнению поведения и поступков героев становится понятным, что Костылин оказался не товарищем Жилину, а обузой в дороге.
В одинаковых условиях Жилин проявляет находчивость, решительность, стойкость, ведет активную борьбу за свое и товарища освобождение из плена, а Костылин лишен всех этих качеств, он является антиподом герою.


Слайд 21
Сравнительная характеристика «Жилин и Костылин»
Текст слайда:

Сравнительная характеристика «Жилин и Костылин»


Слайд 23
«Говорящие» фамилия героев От каких слов образованы фамилии героев?Жила - сухожилие, прочное окончание мышц; жилистый, двужильный -
Текст слайда:

«Говорящие» фамилия героев

От каких слов образованы фамилии героев?
Жила - сухожилие, прочное окончание мышц; жилистый, двужильный - сильный, упругий;
Костыль - палка для хромых, безногих.
Часто говорили про стоящего человека: «молодецкая жила», «кость да жила, и вся сила».
Или «подкостыливает» - плетется помаленьку.


Слайд 24
Почему так по-разному сложились судьбы героев?Разница в характерах в сцене нападения татар«Джигит» Жилин и «смирный» Костылин
Текст слайда:

Почему так по-разному сложились судьбы героев?

Разница в характерах в сцене нападения татар
«Джигит» Жилин и «смирный» Костылин
в сцене выкупа
Активная жизнь Жилина и пассивная
Костылина в плену
Физическая и духовная слабость Костылина и забота о товарище, стойкость Жилина во время первого побега
Побег Жилина - результат жизнестойкости и жизнелюбия героя

Человек (по Л.Н. Толстому) сам отвечает за свою судьбу


Слайд 25
Татарская девочка Дина Что заставляет Дину помогать Жилину?Почему девочка относится к пленному хорошо, старается облегчить его положение
Текст слайда:

Татарская девочка Дина

Что заставляет Дину помогать Жилину?
Почему девочка относится к пленному хорошо, старается облегчить его положение в отличие от других горцев?
В какой момент и почему она перестает видеть в нем врага? (Только ли оттого, что он сделал и подарил ей куклу?)


Слайд 26
Учебные вопросы  Можно ли назвать Дину смелой,   решительной?  Найдите описание Дины. Как относится
Текст слайда:

Учебные вопросы

Можно ли назвать Дину смелой, решительной?
Найдите описание Дины.
Как относится к Дине Жилин?

Как менялось отношение Дины к Жилину? И от чего это зависело?













Проведите исследование:


Слайд 27
Спасительница Вот сидит вечером Жилин и думает: «что будет?» Всепоглядывает вверх. Звезды видны, а месяц еще не
Текст слайда:

Спасительница



Вот сидит вечером Жилин и думает: «что будет?» Все
поглядывает вверх. Звезды видны, а месяц еще не всходил.
Вдруг на голову ему глина посыпалась; глянул кверху — шест длинный в тот край ямы тыкается. Потыкался, спускаться стал, ползет в яму. Обрадовался Жилин, схватил рукой, спустил — шест здоровый. Он еще прежде этот шест на хозяйской крыше видел.
Поглядел вверх,— звезды высоко на небе блестят; и над самою ямой, как у кошки, у Дины глаза в темноте светятся. Нагнулась она лицом на край ямы и шепчет: «Иван, Иван!» — а сама руками у лица все машет,— что «тише, мол».


Слайд 28
Учебные вопросы: Расскажите о горцах.Как показана жизнь аула? Почему Абдул-Мурат полюбил Жилина?Проведите исследование:  В чём заключаются
Текст слайда:

Учебные вопросы:

Расскажите о горцах.
Как показана жизнь аула?
Почему Абдул-Мурат полюбил Жилина?

Проведите исследование: В чём заключаются особенности традиций и обычаи горцев?


Слайд 29
«На всё добро ответим мы добром,На всю любовь ответим мы любовью».Н.Рубцов
Текст слайда:

«На всё добро ответим мы добром,
На всю любовь ответим мы любовью».

Н.Рубцов


Слайд 30
Домашняя работа  Напишите сочинение на тему: «Сравнительная характеристика Жилина и Костылина».
Текст слайда:

Домашняя работа
Напишите сочинение на тему: «Сравнительная характеристика Жилина и Костылина».


Слайд 31
БиблиографияТекст «Кавказский пленник» Л.Н. Толстого«Литература. 5 класс». Поурочные планы к учебнику КоровинойВ.Я.http://900igr.net/kartinki/literatura/Kavkazskij-plennik/Kavkazskij-plennik-Tolstogo.htmlhttp://gana4vas.moy.su/publ/l_tolstoj_quot_kavkazskij_plennik_quot/6-1-0-63http://www.uroki.net/docrus/docrus106.htm
Текст слайда:

Библиография

Текст «Кавказский пленник» Л.Н. Толстого
«Литература. 5 класс». Поурочные планы к учебнику КоровинойВ.Я.
http://900igr.net/kartinki/literatura/Kavkazskij-plennik/Kavkazskij-plennik-Tolstogo.html
http://gana4vas.moy.su/publ/l_tolstoj_quot_kavkazskij_plennik_quot/6-1-0-63
http://www.uroki.net/docrus/docrus106.htm


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика