Слайд 1Урок литературы в 5 классе по рассказу Л.Н. Толстого «Кавказский
пленник»
Разработка учителя русского языка и литературы Жаровой Татьяны Владимировны
Слайд 2.
«Жилин и Костылин: разные судьбы»
Цели урока:
Обобщить и
систематизировать материал по рассказу Л.Н. Толстого «Кавказский пленник» через сравнительную
характеристику главных героев;
развивать навыки сопоставительной характеристики героев;
продолжить работу над развитием речи учащихся;
воспитывать нравственные качества у учащихся, ответственность за свою судьбу через сопоставительный анализ героев рассказа.
Слайд 3
О каких военных событиях идет речь в рассказе?
Слайд 5Кавказ. Рисунки М. Лермонтова , А.Куинджи
Слайд 6Кавказские горы. Ущелье. Фото
Слайд 7Работа по вопросам
Почему рассказ называется «Кавказский пленник», если в нём
два главных действующих лица?
Слайд 8Что общего у наших героев?
Найдите и зачитайте
портретные характеристики героев.
Слайд 9Знакомство Жилина с Костылиным
1)Как познакомились
Жилин и Костылин?
2)Найдите в тексте
описание внешности героев.
3)Почему они решили ехать вместе впереди обоза?
Слайд 10Вывод
Портрет играет важную роль в характеристике персонажей. Это
необходимое средство для создания образа.
Слайд 11Есть ли в тексте монолог героев?
Жилин: « Матушка, вынеси, не
зацепись ногой…»
Жилин разговаривает с лошадью, называет её «матушкой», «сердечной». Он
любит лошадь, жалеет, видя её страдания. Жилин не стремится представить себя героем, он не любит красивых слов, он наблюдателен, умен, точно и лаконично передаёт свои мысли и чувства.
Костылин не способен любить и понимать кого-либо, кроме себя самого. Поэтому у него нет внутреннего монолога, автор с иронией говорит о нём «закатился, что есть духу, ожаривает лошадь».
Слайд 12Вывод
Монолог как форма речевой характеристики помогает
глубже понять характер героя, выявить авторское понимание.
Слайд 13Как вели себя Жилин и Костылин
во время нападения татар?
Жилин
пытается уйти
от погони,
надеется на помощь товарища
«Не дамся же живой!»
до последнего
сражается
с татарами
Костылин
не думает помогать Жилину
даже не пытается отпугнуть татар
трусливо сбегает
Слайд 14Сцена выкупа.
Как ведут себя Жилин и Костылин?
Жилин
торгуется с татарами
пишет
неправильный адрес
Костылин
соглашается сразу писать письмо
не торгуется, просит выслать 5000рублей
Слайд 15Используя данные иллюстрации, расскажите, как жили в плену Жилин и
Костылин
Слайд 16Сравнительная характеристика героев во время побега.
Слайд 18Первый побег
Костылин
Постоянно жалуется на боль, усталость, не может идти дальше.
Выдает
себя и Жилина (громко вскрикивает от боли)
Жилин
Знает дорогу,
ведет за собой товарища.
Помогает Костылину
«Бросать товарища не годится»
Слайд 19
Второй побег - результат жизнестойкости и жизнелюбия Жилина
Костылин
отказывается от
побега
не может превозмочь свою боль
Прекращает бороться:
«Уже
мне, видно, отсюда не выйти»
Жилин
постоянно думает о вольном житье
уговаривает Дину помочь ему
шел всю ночь в колодке, выбился из сил, но отдохнуть себе не позволил
не стал дожидаться помощи, когда его заметили татары, сам побежал навстречу казакам
Слайд 20Почему же все-таки побег не удался?
Из проделанной работы по сравнению
поведения и поступков героев становится понятным, что Костылин оказался не
товарищем Жилину, а обузой в дороге.
В одинаковых условиях Жилин проявляет находчивость, решительность, стойкость, ведет активную борьбу за свое и товарища освобождение из плена, а Костылин лишен всех этих качеств, он является антиподом герою.
Слайд 21Сравнительная характеристика «Жилин и Костылин»
Слайд 23«Говорящие» фамилия героев
От каких слов образованы фамилии героев?
Жила -
сухожилие, прочное окончание мышц; жилистый, двужильный - сильный, упругий;
Костыль -
палка для хромых, безногих.
Часто говорили про стоящего человека: «молодецкая жила», «кость да жила, и вся сила».
Или «подкостыливает» - плетется помаленьку.
Слайд 24Почему так по-разному сложились судьбы героев?
Разница в характерах в сцене
нападения татар
«Джигит» Жилин и «смирный» Костылин
в
сцене выкупа
Активная жизнь Жилина и пассивная
Костылина в плену
Физическая и духовная слабость Костылина и забота о товарище, стойкость Жилина во время первого побега
Побег Жилина - результат жизнестойкости и жизнелюбия героя
Человек (по Л.Н. Толстому) сам отвечает за свою судьбу
Слайд 25Татарская девочка Дина
Что заставляет Дину помогать Жилину?
Почему девочка относится
к пленному хорошо, старается облегчить его положение в отличие от
других горцев?
В какой момент и почему она перестает видеть в нем врага? (Только ли оттого, что он сделал и подарил ей куклу?)
Слайд 26Учебные вопросы
Можно ли назвать Дину смелой,
решительной?
Найдите описание Дины.
Как относится к Дине Жилин?
Как менялось отношение Дины к Жилину? И от чего это зависело?
Проведите исследование:
Слайд 27Спасительница
Вот сидит вечером Жилин и думает: «что будет?» Все
поглядывает
вверх. Звезды видны, а месяц еще не всходил.
Вдруг на
голову ему глина посыпалась; глянул кверху — шест длинный в тот край ямы тыкается. Потыкался, спускаться стал, ползет в яму. Обрадовался Жилин, схватил рукой, спустил — шест здоровый. Он еще прежде этот шест на хозяйской крыше видел.
Поглядел вверх,— звезды высоко на небе блестят; и над самою ямой, как у кошки, у Дины глаза в темноте светятся. Нагнулась она лицом на край ямы и шепчет: «Иван, Иван!» — а сама руками у лица все машет,— что «тише, мол».
Слайд 28Учебные вопросы:
Расскажите о горцах.
Как показана жизнь аула?
Почему Абдул-Мурат
полюбил Жилина?
Проведите исследование:
В чём заключаются особенности традиций и обычаи
горцев?
Слайд 29«На всё добро ответим мы добром,
На всю любовь ответим мы
любовью».
Н.Рубцов
Слайд 30Домашняя работа
Напишите сочинение на тему: «Сравнительная характеристика Жилина
и Костылина».
Слайд 31Библиография
Текст «Кавказский пленник» Л.Н. Толстого
«Литература. 5 класс». Поурочные планы к
учебнику КоровинойВ.Я.
http://900igr.net/kartinki/literatura/Kavkazskij-plennik/Kavkazskij-plennik-Tolstogo.html
http://gana4vas.moy.su/publ/l_tolstoj_quot_kavkazskij_plennik_quot/6-1-0-63
http://www.uroki.net/docrus/docrus106.htm