Разделы презентаций


Рассказ Л.Н. Толстого Кавказский пленник

Содержание

. «Жилин и Костылин: разные судьбы» Цели урока: Обобщить и систематизировать материал по рассказу Л.Н. Толстого «Кавказский пленник» через сравнительную характеристику главных героев;развивать навыки сопоставительной характеристики героев;продолжить работу над

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Урок литературы в 5 классе по рассказу Л.Н. Толстого «Кавказский

пленник»
Разработка учителя русского языка и литературы Жаровой Татьяны Владимировны

Урок литературы в 5 классе по рассказу Л.Н. Толстого «Кавказский пленник»Разработка учителя русского языка и литературы Жаровой

Слайд 2. «Жилин и Костылин: разные судьбы»
Цели урока:
Обобщить и

систематизировать материал по рассказу Л.Н. Толстого «Кавказский пленник» через сравнительную

характеристику главных героев;
развивать навыки сопоставительной характеристики героев;
продолжить работу над развитием речи учащихся;
воспитывать нравственные качества у учащихся, ответственность за свою судьбу через сопоставительный анализ героев рассказа.

.  «Жилин и Костылин: разные судьбы»  Цели урока: Обобщить и систематизировать материал по рассказу Л.Н.

Слайд 3 О каких военных событиях идет речь в рассказе?

О каких военных событиях идет речь в рассказе?

Слайд 5Кавказ. Рисунки М. Лермонтова , А.Куинджи

Кавказ. Рисунки М. Лермонтова , А.Куинджи

Слайд 6Кавказские горы. Ущелье. Фото

Кавказские горы. Ущелье. Фото

Слайд 7Работа по вопросам
Почему рассказ называется «Кавказский пленник», если в нём

два главных действующих лица?



Работа по вопросамПочему рассказ называется «Кавказский пленник», если в нём два главных действующих лица?

Слайд 8Что общего у наших героев?
Найдите и зачитайте

портретные характеристики героев.

Что общего у наших героев?   Найдите и зачитайте портретные характеристики героев.

Слайд 9Знакомство Жилина с Костылиным

1)Как познакомились
Жилин и Костылин?

2)Найдите в тексте

описание внешности героев.
3)Почему они решили ехать вместе впереди обоза?

Знакомство Жилина с Костылиным1)Как познакомились Жилин и Костылин?2)Найдите в тексте описание внешности героев.3)Почему они решили ехать вместе

Слайд 10Вывод
  Портрет играет важную роль в характеристике персонажей. Это

необходимое средство для создания образа.

Вывод   Портрет играет важную роль в характеристике персонажей. Это необходимое средство для создания образа.

Слайд 11Есть ли в тексте монолог героев?
Жилин: « Матушка, вынеси, не

зацепись ногой…»
Жилин разговаривает с лошадью, называет её «матушкой», «сердечной». Он

любит лошадь, жалеет, видя её страдания. Жилин не стремится представить себя героем, он не любит красивых слов, он наблюдателен, умен, точно и лаконично передаёт свои мысли и чувства.
Костылин не способен любить и понимать кого-либо, кроме себя самого. Поэтому у него нет внутреннего монолога, автор с иронией говорит о нём «закатился, что есть духу, ожаривает лошадь».

 

Есть ли в тексте монолог героев?Жилин: « Матушка, вынеси, не зацепись ногой…»Жилин разговаривает с лошадью, называет её

Слайд 12Вывод
Монолог как форма речевой характеристики помогает

глубже понять характер героя, выявить авторское понимание.

Вывод    Монолог как форма речевой характеристики помогает глубже понять характер героя, выявить авторское понимание.

Слайд 13Как вели себя Жилин и Костылин во время нападения татар?


Жилин
пытается уйти
от погони,
надеется на помощь товарища



«Не дамся же живой!»
до последнего
сражается
с татарами


Костылин
не думает помогать Жилину
даже не пытается отпугнуть татар
трусливо сбегает
Как вели себя Жилин и Костылин во время нападения татар?   Жилин пытается уйти от погони,

Слайд 14Сцена выкупа. Как ведут себя Жилин и Костылин?
Жилин
торгуется с татарами
пишет

неправильный адрес
Костылин
соглашается сразу писать письмо
не торгуется, просит выслать 5000рублей

Сцена выкупа.  Как ведут себя Жилин и Костылин?Жилинторгуется с татарамипишет неправильный адресКостылинсоглашается сразу писать письмоне торгуется,

Слайд 15Используя данные иллюстрации, расскажите, как жили в плену Жилин и

Костылин

Используя данные иллюстрации, расскажите, как жили в плену Жилин и Костылин

Слайд 16Сравнительная характеристика героев во время побега.

Сравнительная характеристика героев во время побега.

Слайд 18Первый побег


Костылин

Постоянно жалуется на боль, усталость, не может идти дальше.

Выдает

себя и Жилина (громко вскрикивает от боли)
Жилин

Знает дорогу,

ведет за собой товарища.

Помогает Костылину

«Бросать товарища не годится»
Первый побег КостылинПостоянно жалуется на боль, усталость, не может идти дальше.Выдает себя и Жилина (громко вскрикивает от

Слайд 19 Второй побег - результат жизнестойкости и жизнелюбия Жилина


Костылин
отказывается от

побега

не может превозмочь свою боль
Прекращает бороться:
«Уже

мне, видно, отсюда не выйти»

Жилин
постоянно думает о вольном житье
уговаривает Дину помочь ему
шел всю ночь в колодке, выбился из сил, но отдохнуть себе не позволил
не стал дожидаться помощи, когда его заметили татары, сам побежал навстречу казакам

Второй побег - результат жизнестойкости и жизнелюбия Жилина Костылинотказывается от побегане может превозмочь свою больПрекращает

Слайд 20Почему же все-таки побег не удался?
Из проделанной работы по сравнению

поведения и поступков героев становится понятным, что Костылин оказался не

товарищем Жилину, а обузой в дороге.
В одинаковых условиях Жилин проявляет находчивость, решительность, стойкость, ведет активную борьбу за свое и товарища освобождение из плена, а Костылин лишен всех этих качеств, он является антиподом герою.
Почему же все-таки побег не удался?Из проделанной работы по сравнению поведения и поступков героев становится понятным, что

Слайд 21Сравнительная характеристика «Жилин и Костылин»

Сравнительная характеристика «Жилин и Костылин»

Слайд 23«Говорящие» фамилия героев
От каких слов образованы фамилии героев?
Жила -

сухожилие, прочное окончание мышц; жилистый, двужильный - сильный, упругий;
Костыль -

палка для хромых, безногих.
Часто говорили про стоящего человека: «молодецкая жила», «кость да жила, и вся сила».
Или «подкостыливает» - плетется помаленьку.
«Говорящие» фамилия героев От каких слов образованы фамилии героев?Жила - сухожилие, прочное окончание мышц; жилистый, двужильный -

Слайд 24Почему так по-разному сложились судьбы героев?
Разница в характерах в сцене

нападения татар
«Джигит» Жилин и «смирный» Костылин
в

сцене выкупа
Активная жизнь Жилина и пассивная
Костылина в плену
Физическая и духовная слабость Костылина и забота о товарище, стойкость Жилина во время первого побега
Побег Жилина - результат жизнестойкости и жизнелюбия героя

Человек (по Л.Н. Толстому) сам отвечает за свою судьбу
Почему так по-разному сложились судьбы героев?Разница в характерах в сцене нападения татар«Джигит» Жилин и «смирный» Костылин

Слайд 25Татарская девочка Дина
Что заставляет Дину помогать Жилину?
Почему девочка относится

к пленному хорошо, старается облегчить его положение в отличие от

других горцев?
В какой момент и почему она перестает видеть в нем врага? (Только ли оттого, что он сделал и подарил ей куклу?)
Татарская девочка Дина Что заставляет Дину помогать Жилину?Почему девочка относится к пленному хорошо, старается облегчить его положение

Слайд 26Учебные вопросы
Можно ли назвать Дину смелой,

решительной?
Найдите описание Дины.
Как относится к Дине Жилин?

Как менялось отношение Дины к Жилину? И от чего это зависело?













Проведите исследование:

Учебные вопросы  Можно ли назвать Дину смелой,   решительной?  Найдите описание Дины. Как относится

Слайд 27Спасительница


Вот сидит вечером Жилин и думает: «что будет?» Все
поглядывает

вверх. Звезды видны, а месяц еще не всходил.
Вдруг на

голову ему глина посыпалась; глянул кверху — шест длинный в тот край ямы тыкается. Потыкался, спускаться стал, ползет в яму. Обрадовался Жилин, схватил рукой, спустил — шест здоровый. Он еще прежде этот шест на хозяйской крыше видел.
Поглядел вверх,— звезды высоко на небе блестят; и над самою ямой, как у кошки, у Дины глаза в темноте светятся. Нагнулась она лицом на край ямы и шепчет: «Иван, Иван!» — а сама руками у лица все машет,— что «тише, мол».
Спасительница Вот сидит вечером Жилин и думает: «что будет?» Всепоглядывает вверх. Звезды видны, а месяц еще не

Слайд 28Учебные вопросы:
Расскажите о горцах.
Как показана жизнь аула?
Почему Абдул-Мурат

полюбил Жилина?

Проведите исследование: В чём заключаются особенности традиций и обычаи

горцев?
Учебные вопросы: Расскажите о горцах.Как показана жизнь аула? Почему Абдул-Мурат полюбил Жилина?Проведите исследование:  В чём заключаются

Слайд 29«На всё добро ответим мы добром,
На всю любовь ответим мы

любовью».

Н.Рубцов

«На всё добро ответим мы добром,На всю любовь ответим мы любовью».Н.Рубцов

Слайд 30Домашняя работа
Напишите сочинение на тему: «Сравнительная характеристика Жилина

и Костылина».

Домашняя работа  Напишите сочинение на тему: «Сравнительная характеристика Жилина и Костылина».

Слайд 31Библиография
Текст «Кавказский пленник» Л.Н. Толстого
«Литература. 5 класс». Поурочные планы к

учебнику КоровинойВ.Я.
http://900igr.net/kartinki/literatura/Kavkazskij-plennik/Kavkazskij-plennik-Tolstogo.html
http://gana4vas.moy.su/publ/l_tolstoj_quot_kavkazskij_plennik_quot/6-1-0-63
http://www.uroki.net/docrus/docrus106.htm

БиблиографияТекст «Кавказский пленник» Л.Н. Толстого«Литература. 5 класс». Поурочные планы к учебнику КоровинойВ.Я.http://900igr.net/kartinki/literatura/Kavkazskij-plennik/Kavkazskij-plennik-Tolstogo.htmlhttp://gana4vas.moy.su/publ/l_tolstoj_quot_kavkazskij_plennik_quot/6-1-0-63http://www.uroki.net/docrus/docrus106.htm

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика