Разделы презентаций


Рассказы Пришвина о животных

Содержание

Цели урока: раскрыть мир произведений М. М. Пришвина, мир единения человека и природы; раскрыть простоту, точность, живописность языка М. Пришвина; обобщить знания учащихся о строении слова, его составе, как значение

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1«ПУТЕШЕСТВИЕ В ЦАРСТВО БЕРЕНДЕЯ»
По рассказам М. М. Пришвина
о природе

и животных

«ПУТЕШЕСТВИЕ В ЦАРСТВО БЕРЕНДЕЯ»По рассказам М. М. Пришвина о природе и животных

Слайд 2Цели урока:
раскрыть мир произведений
М. М. Пришвина, мир

единения человека и природы;
раскрыть простоту, точность, живописность языка М.

Пришвина;
обобщить знания учащихся о строении слова, его составе, как значение слова связано с его строением и происхождением;
повторить чередование звуков в слове;
воспитывать любовь к природе, Родине.
Цели урока: раскрыть мир произведений  М. М. Пришвина, мир единения человека и природы; раскрыть простоту, точность,

Слайд 3Содержание
Слова у Пришвина цветут, сверкают…
Все в тающей дымке…
М.М.Пришвин. Золотой луг.
Поляна

«Времена года»
Любовь к русскому языку.
В стране Морфемике.
Смысл и суть слов.
Слова

– «родственники».
Смотри в корень!
Значение суффиксов.
Приставки.
Внимание!
Чередование звуков.
Библиотека.
Чудесные слова.
Стихотворение о Пришвине.
Об авторе.


СодержаниеСлова у Пришвина цветут, сверкают…Все в тающей дымке…М.М.Пришвин. Золотой луг.Поляна «Времена года»Любовь к русскому языку.В стране Морфемике.Смысл

Слайд 4«Слова у Пришвина цветут, сверкают. Они то шелестят, как листья,

то бормочут, как родники, то пересвистываются, как птицы, то позванивают,

как хрупкий первый ледок, то, наконец, ложатся в нашей памяти медлительным строем, подобно движению звёзд над лесным краем» (К. Г. Паустовский).

«... Всё счастье, вся красота и добро на земле зависят от нашего любовного внимания к каждому» (М. М. Пришвин).

«Мир всегда одинаков и стоит, отвернувшись от нас. Наше счастье - заглянуть миру в лицо» (М. М. Пришвин).

Слова у Пришвина цветут, сверкают…

«Слова у Пришвина цветут, сверкают. Они то шелестят, как листья, то бормочут, как родники, то пересвистываются, как

Слайд 5Все в тающей дымке…
Всё в тающей дымке –
Холмы, перелески...
Здесь

краски не ярки
И звуки не резки.
Здесь медленны реки,
Туманны озёра,


И всё ускользает
От беглого взора.
Здесь мало увидеть,
Здесь нужно всмотреться,
Чтоб ясной любовью
Наполнилось сердце.
Здесь мало услышать,
Здесь вслушаться нужно,
Чтоб в душу созвучья
Нахлынули дружно.
Чтоб вдруг отразили
Бездонные воды
Всю прелесть застенчивой
Русской природы.
Н. Рыленков

И.И.Левитан «Озеро»

Все в тающей дымке…Всё в тающей дымке –Холмы, перелески... Здесь краски не ярки И звуки не резки.Здесь

Слайд 6М.М.Пришвин. Золотой луг.

М.М.Пришвин. Золотой луг.

Слайд 7Поляна «Времена года»
И.И.Шишкин
«Парк в Павловске.»
И.И.Шишкин
«На севере диком…»
Ефим Волков
«В

лесу. По весне.»
И.И.Шишкин «Дубовая роща»

Поляна «Времена года»И.И.Шишкин «Парк в Павловске.»И.И.Шишкин«На севере диком…»Ефим Волков «В лесу. По весне.»И.И.Шишкин «Дубовая роща»

Слайд 8Любовь к русскому языку
Пришвин в «Лесной капели» писал: «Я переполнен

счастьем, мне хочется открыть всем глаза и возможность для человека

жить прекрасно...»

Пришвин говорил: «В моей борьбе вынесла меня народность моя, язык мой материнский, чувство родины».

Язык, слово - это главное. Вся жизнь Пришвина изменилась из любви к русскому языку.
Любовь к русскому языкуПришвин в «Лесной капели» писал: «Я переполнен счастьем, мне хочется открыть всем глаза и

Слайд 9В стране Морфемике

ПЕРВОРОДСТВО

К словам привыкаешь день ото дня.

А

они первородного смысла полны...

И когда я слышу:

- Извини меня! –
Это значит:

- Исключи меня из вины!

У слова цвет своего огня.

Своё первородство. Свои рубежи.

И когда я слышу:

- Обереги меня! –


Это значит:
- Берегами меня окружи!

У слова есть корни. И есть родня.

Оно не подкидыш под сирым кустом.

И когда я слышу:
- Защити меня!–
Это значит:
- Спрячь меня за щитом!

Вслушайся. Вникни. Не позабудь.

У слова свой норов. Своё нутро.

И если ты в эту проникнешь суть –

Слово тебе сотворит добро.

С. Острова

В стране Морфемике ПЕРВОРОДСТВОК словам привыкаешь день ото дня. А они первородного смысла полны... И когда я

Слайд 10Смысл и суть слов
Из каких морфем состоят слова?

Как они

называются?

Почему все части слова называются значимыми?

Какая часть слова самая главная?

Почему?

Какие слова называются однокоренными?


Когда говорят о важном, о главном, иногда употребляют слово корень. Например, если речь идет о причине чего-то плохого, скажут корень зла. О серьезных ошибках - это в корне неправильно. Если что-то надо основательно переделать, говорят о коренной переработке, коренной перестройке. Смотри в корень! или
Зри в корень! - значит: выдели самое главное.

Смысл и суть словИз каких морфем состоят слова? Как они называются?Почему все части слова называются значимыми?Какая часть

Слайд 11Слова – «родственники»
Корень берет на свои плечи самый важный смысл

не одного слова, а
многих, и эти многие слова с

одним корнем оказываются
родственными.
Присмотритесь к словам родник, родина, родня. Что у них общее?
На этот вопрос есть два правильных ответа, и вам нужно найти оба.
А какой корень в слове народ?
Школьный словообразовательный словарь отвечает:
-народ-. Но по происхождению (вспомним науку этимологию!) это слово связано со словом род:
родити народити народ.

Слова – «родственники»Корень берет на свои плечи самый важный смысл не одного слова, а многих, и эти

Слайд 12Смотри в корень!
«Нигде в мире нет такого
замечательного языка, как


русский. Вот возьми,
например, слово «Родина».
Сколько слов с тем

же
корнем: родина, род,
родственник, родимый,
рожденный, родник,
родничок, родственный,
родственное внимание...»

(М. М. Пришвин).


Давайте разберем по составу слово: Родина.

Что такое Родина?

Построить словообразовательную цепочку к слову
родственник

Смотри в корень!«Нигде в мире нет такого замечательного языка, как русский. Вот возьми, например, слово «Родина». Сколько

Слайд 13Значение суффиксов
Задание: из данного текста выпишите слова, имеющие суффиксы

с уменьшительно-ласкательным значением, выделите эти суффиксы.
Вывод: укажите, с какой целью

использовал их автор.
Текст 1
Стебелечек тоненький, тянется вверх,
по стебельку, как крылышки, в разные стороны
зелёненькие маленькие листочки, а у листиков
сидят горошком чёрные ягодки с синим пушком.
(М.М.Пришвин)
Значение суффиксов Задание: из данного текста выпишите слова, имеющие суффиксы с уменьшительно-ласкательным значением, выделите эти суффиксы.Вывод: укажите,

Слайд 14Приставки

Задание: посмотрим, какое значение в тексте Пришвина имеют
приставки.

Некоторые слова пропущены.
Ваша задача - вставить однокоренные слова с

приставками и
объяснить, какое они имеют значение; выписать все слова,
имеющие приставки, выделить их.
Текст 2
Ветер разлетелся, липа вздохнула и … из
себя миллион золотых листиков. Так поиграл ветер с
липой, подобрался к туче, дунул, брызнула туча и
сразу вся разошлась дождём. Другую тучу ветер нагнал
и … , и вот из-под этой тучи вырвались яркие лучи, и
мокрые леса и поля засверкали.
(М.М.Пришвин)
Приставки Задание: посмотрим, какое значение в тексте Пришвина имеют приставки. Некоторые слова пропущены. Ваша задача - вставить

Слайд 15Текст 2
Ветер разлетелся, липа вздохнула и
выдохнула из себя

миллион золотых
листиков. Так поиграл ветер с липой,

подобрался к туче, дунул, брызнула
туча и сразу вся разошлась дождём.
Другую тучу ветер нагнал и погнал, и вот
из-под этой тучи вырвались яркие
лучи, и мокрые леса и поля засверкали.

Вывод: все части слова имеют значение, и чтобы понять его, надо проникнуть в его структуру. Когда мы проникаем в смысл каждой морфемы произведений Пришвина, мы чувствуем бережное, ласковое, одухотворённое отношение к природе.

Текст 1
Стебелечек тоненький, тянется вверх,
по стебельку, как крылышки, в разные стороны зелёненькие маленькие листочки, а у листиков сидят горошком чёрные ягодки с синим пушком.

Текст 2 Ветер разлетелся, липа вздохнула и выдохнула из себя миллион золотых листиков. Так поиграл ветер с

Слайд 16Чередование звуков
И сказали звуки: - Братцы,
Надо нам чередоваться…


Наверное, надоело

им
несколько веков, а может
и тысячелетий, быть
одинаковыми, неизменными.
Не зря же

многие чередования
так и называются –
исторические, то есть
очень древние.
Чередование звуковИ сказали звуки: - Братцы,Надо нам чередоваться… Наверное, надоело имнесколько веков, а может и тысячелетий, бытьодинаковыми,

Слайд 17

Библиотека

О

чередовании о-ы
Слово замо’к образовано от слова замыкать;
запор - от запирать;
забор - от другого слова борти (бороться, защищать);
забор - это то, что защищает.

О чередование я-у
Много интересного подскажет вам чередование я-у:
от слова трястись произошло - трус;
звякать - звук;
вязать -узы (узы дружбы).

О чередовании г-ж, к-ч
От слова вага (вес) произошли слова важный (весомый), уважать (ощущать
весомость), отважиться (решиться на важный поступок).
От старинного глагола хитить (красть) произошли слова хищник, хитрый
(вначале слово означало склонность приобретать что-либо нечестным
путем).

Слайд 18Чудесные слова
Почему Пришвин считал слово
здравствуйте чудесным?
А какие слова

вы считаете чудесными?


- Здравствуйте, -
Поклонившись, мы друг другу сказали,


Хоть были совсем незнакомы.
-Здравствуйте!
Что особого тем мы друг другу сказали?
Просто «здравствуйте», больше ведь мы ничего не сказали.
Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?
Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире?
Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь?
В. Солоухин
Чудесные словаПочему Пришвин считал слово здравствуйте чудесным? А какие слова вы считаете чудесными? - Здравствуйте, -Поклонившись, мы

Слайд 19СТИХОТВОРЕНИЕ О ПРИШВИНЕ
Когда у Полярного круга
Темно в снегопаде

густом,
Беру я, как верного друга,
Волшебника Пришвина том.
И ветер

когда, завывая,
Несёт ледяную метель,
Над книгой, о нём забывая,
Я слышу лесную капель...
…Какое знакомое место:
В воде по колено кусты,
Роняют берёзки - невесты –
На землю куски бересты.
Под сумрачным небом чужбины,
Пока мы не в нашем порту,
Земли нашей русской картины
Со мной, у меня на борту.
Пускай озверело колотит
В борта штормовая волна –
Я вижу на топком болоте
Ковёр из кукушкина льна,
За силу великую эту,
Сокрытую в слове простом,
Вожу я по белому свету
Волшебника Пришвина том.
МОРЯК Д.ТИХОНОВ






















Задание на дом:

написать сочинение

«Удивительное рядом»;

«Какие открытия я совершил,
читая рассказы Пришвина».

СТИХОТВОРЕНИЕ О ПРИШВИНЕ Когда у Полярного круга Темно в снегопаде густом, Беру я, как верного друга, Волшебника

Слайд 20Об авторе
Презентация
подготовлена

учителем русского
языка и литературы

Кокинской средней

школы

Лямзиной
Ириной Павловной



2012год

Об автореПрезентация подготовлена учителем русского языка и литературы Кокинской средней школы Лямзиной Ириной Павловной2012год

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика