Слайд 1
Урок литературы по комедии Николая Васильевича Гоголя «Ревизор»
Слайд 2… - основа развития комедийного действия в пьесе Н.В. Гоголя
«Ревизор»
Слайд 3Михаил Семенович Щепкин – первый исполнитель роли городничего в Москве
1836 год
Слайд 4Цели урока:
Обучающая: прививать интерес к русской классической литературе, раскрыть
художественные особенности пьесы, определив, что является основой комедийного действия; показать
злободневность пьесы, недостатки и проблемы, поднятые автором в пьесе, связать их с художественными образами.
Развивающая: развивать аналитические умения и навыки обучающихся, расширять знания о драматургии, проследить связь литературы и живописи.
Воспитывающая: формировать положительные нравственные ориентации.
Слайд 5«Пейзаж» города N…“хоть три года скачи, ни до какого государства
не доедешь”
Слайд 6«…чем больше ломки, тем больше деятельности градоправителя».
Слайд 7« Я пригласил
вас, господа, с
тем, чтобы
сообщить вам
пренеприятное
известие...»
Слайд 8«Грешен, во многом
грешен, но… по
неопытности…»
***
«Бывали трудные
случаи в жизни,
сходили, ещё даже и
спасибо получал;
авось Бог вынесет и
теперь…”
Слайд 11Проверочная работа
Кто первый предложил “подсунуть” ревизору?
Кто первым идет на
приём к Хлестакову?
Продолжите фразу: “Имею честь представиться: смотритель училищ титулярный
советник…”
Кто рассказывает мнимому ревизору о том, “что здешний почтмейстер совершенно ничего не делает: все дела в большом запустении, посылки задерживаются…”?
Кого Добчинский просит помочь узаконить внебрачного сына?
Чьи это слова: “Только знаете что, Иван Александрович? Уезжайте отсюда! Ей – богу, уже пора! Погуляли здесь два денька, ну – и довольно”?
“Как бы я желал, сударыня быть вашим платочком, чтобы обнимать вашу лилейную шейку…” Чьи слова?
Анна Андреевна: “Знаешь ли ты, какой чести удостаивает нас…Он просит руки нашей дочери”. О ком она говорит?
Кто приказал Авдотье достать из кладовой персидский ковёр и отдать его в дорогу Хлестакову?
У кого просит деньги Хлестаков: “Да вот тогда вы дали двести, то есть не двести, а четыреста: я не хочу воспользоваться вашею ошибкою, - так, пожалуй, и теперь столько же, чтобы уже ровно было восемьсот”?
Слайд 12Проверь себя:
Земляника
Ляпкин-Тяпкин
Хлопов
Земляника
Хлестаков
Осип
Хлестаков
Хлестаков
Городничий
Городничий
Слайд 13Оцени свой ответ:
Количество правильных ответов: Отметка:
10 - 9 «5»
8 - 7 «4»
6 - 5 «3»
Слайд 14«Недурной наружности, в партикулярном платье, ходит эдак по комнате, и
в лице эдакое рассуждение… физиономия…поступки...»
***
“О! Я шутить не люблю.
Я или всем задал острастку. Меня сам государственный совет боится!... Я везде, везде!»
***
Без царя в голове. Говорит и действует без всякого соображения.
Слайд 15Имя: Аммос Федорович Ляпкин-Тяпкин
Род занятий: судья
Чин: коллежский асессор
«Вольнодумец», прочитавший пять
или шесть книг(!). Не скрывает своего пристрастия к охоте и
собакам.
Не стесняется говорить о взятках «борзыми щенками», полагая, что «грешки грешкам рознь».
Да и суд – такое завидное место, которому «покровительствует сам Бог».
Слайд 16Имя: Иван Кузьмич Шпекин
Род занятий: почтмейстер
Чин: надворный советник
Простодушный до наивности
человек.
«… нельзя ли вам, для общей нашей пользы, всякое письмецо…,
входящее и исходящее, знаете, этак немножко распечатать и прочитать…»
- «Этому не учите, это я делаю… больше из любопытства»…
Слайд 17Имя: Лука Лукич Хлопов
Род занятий: смотритель училищ
Чин: титулярный советник
Запуганный насмерть
чиновник,
находящийся под неусыпным
надзором властей. Боится всего,
поскольку «всякий
мешается,
всякому хочется показать, что он
тоже умный человек».
Слайд 18Имя: Артемий Филиппович
Земляника.
Род занятий: попечитель
богоугодных заведений
Чин: надворный советник.
Соединяет в своем
характере
практически несоединимое:
толстый и неповоротливый,
но при этом услужливый
и
суетливый. Проныра и плут,
абсолютно не занимающийся
делами попечительства.
Слайд 19Имя: Петр Иванович Добчинский
Петр Иванович
Бобчинский
Род занятий: городские помещики.
Оба низенькие, коротенькие, очень любопытные; чрезвычайно похожи
друг на друга.
- «Чрезвычайное происшествие!»
- «Неожиданное известие!»
***
- «Э! – сказали мы с Петром Ивановичем. - … А вот он-то
и есть этот чиновник .»
Слайд 20Имя: Анна Андреевна – жена городничего «провинциальная кокетка, … воспитанная
на романах и альбомах. Очень любопытна…»
Имя: Марья Антоновна – дочь
городничего
Художник П. Боклевский
Слайд 21В Ы В О Д :
Хлестаков не ведет игру
с окружающими и, следовательно, не ведет действие. «Это около него
обращаются все прочие лица,
как планеты около солнца». А ведет героя действие, в основе которого лежит страх.
Слайд 22«Ревизор» –
это целое
море страха.
Ю.Манн
Картина К.П.Брюллова «Последний день Помпеи» - большое историческое полотно. Катастрофа,
разразившаяся над Помпеей много веков тому назад, - трагедия людей, погибших во время извержения вулкана. Тревожный огненный колорит картины создаёт общее чувство трагедии, а отдельные сцены, группы людей выражают главную мысль картины —поведение людей перед гибелью.
Ярко-красный цвет неба постепенно темнеет и переходит в совсем тёмный цвет неба, мостовой, одежды…
Художник показал народ, его переживания, ужас перед неминуемой смертью.
Слайд 25В.В. Парашечкин. Губернский Курск.
Слайд 26
Сюжет живописной картины Владимира Парашечкина посвящен пребыванию царствен-ных русских особ
в Курске. В верхней части полотна изображена дореволюционная панорама центральной
части Курска с устремленными в небо высокими колокольнями храмов, пожарными каланчами, шпилями католических церквей. Город уже обласкан утренними лучами солнца,очень оживлен по случаю прибытия императора Александра II.
На Красной площади застыли зеленые каре войск, а у стен кафедрального Знаменского собора, около праздничной толпы горожан стоит император с губернатором Владимиром Ивановичем Деном. Городской голова, одетый в прекрасный купеческий сюртук-сибирку, подносит царю хлеб-соль. Позади императора застыла фигура генерал-фельдмаршала Александра Ивановича Барятинского на фоне нарядной царской свиты.
Нижняя часть картины - это эпизоды посещения Курска российскими императорами. На крайнем из них (слева) Александр I, скачущего на Старо-Преображенской площади (у перекрестка нынешних улиц Красной Армии и Гайдара) вблизи исчезнувшего с карты города старинного храма. Правее - у Херсонских ворот император Николай I стоит в окружении военной свиты. Центральное место занимает сюжет посещения древнего города первой царской особой - императрицей Екатериной Великой. Она вместе с графом И.И. Шуваловым проследовала мимо Херсонских шпилей и остановилась у Триумфальных ворот. Четвертый сюжет запечатлел императора Николая II, приезжавшего в Курск в 1902 году на большие военные маневры. Правый сюжет посвящен императору Александру III . Он ни разу не посетил центр города, но останавливался на железнодорожной станции "Курск-1". Таким он и воспроизведен на перроне Ямского вокзала.
Удивительная по зрелищности живописная картина написана яркими, жизнерадостными красками. Мозаику городских видов объединена в замечательную панораму, открывшуюся с колокольни собора мужского монастыря.
Слайд 29Сюжеты полотен Владимира Парашечкина изумительно передают дух старого Курска. В
каждой картине Владимира Вячеславовича чувствуется своё неповторимое настроение, и даже
в его «холодных» зимних пейзажах теплится доброта и святость.
Слайд 30Домашнее задание:
1. Какую сцену в пьесе Н.В.Гоголя «Ревизор» помогла создать
картина К. Брюллова “Последний день Помпеи?”
2. Сочинение-миниатюра на тему :
«Что произойдет в уездном городе с приездом настоящего ревизора?»
3. Перечитать 5 действие. Ответить на вопросы после текста (стр.277).
Желаю творческих успехов!