Слайд 1Рисунки Пушкина
Творческая работа по литературе
ученицы 7 б класса Луниной Екатерины.
Учитель:
Привезенцева Елена Николаевна
МОУ Радужненская СОШ
Коломенского муниципального района
Московской области
Слайд 2Мне дорог смуглый профиль Ваш
И Ваш блестящий карандаш,
Летящий по листам
страниц,
Где буквы – стаи черных птиц…
Привезенцева Маша, выпускница Радужненской СОШ
Слайд 3Рисунки Пушкина возникали в минуты раздумий, неудовлетворённости написанным. Они почти
никогда не создавались специально. Это рисунки для себя, и в
этом их особая ценность. Выявляя неожиданные ассоциации, они позволяют проникнуть в ту мысль, образ, чувство поэта, которые, не выразившись в словах, остались запёчатлёнными в рисунке.
Слайд 4Чрезвычайно интересны многочисленные автопортреты поэта. Несмотря на беглость и эскизность,
а также на свойственную большинству из них шаржированность, утрировку, они
удивительно живы и выразительны.
Пушкин изображает себя по-разному: с кудрями (каким был в юности) и лысым (каким никогда не был), в крестьянской рубашке и в кавказской бурке.
Слайд 5Кого не встретишь в портретной галерее, созданной поэтом: декабристы и
герои Великой Французской революции, сановники и императоры, писатели, поэты и
актёры, друзья и недруги, любимые женщины...
Слайд 6Рисунки исполнены карандашом или пером. Они не предназначались для чужого
взгляда: то были мысли «тайны письмена», своеобразный графический дневник поэта.
Многочисленные рисунки, вероятно, появлялись, когда наступала «творческая пауза» или появлялась, уводящая в сторону мысль, которую поэт спешил зафиксировать в рисунке. Рисование стало неотъемлемой частью творческого труда поэта.
Слайд 7А на этом рисунке няня поэта, Арина Родионовна.
Подруга дней моих
суровых,
Голубка дряхлая моя!
Одна в глуши лесов сосновых
Давно, давно ты ждешь
меня..
Слайд 8Пушкин учился рисованию только в Лицее. Впоследствии он никогда не
рисовал с натуры, а только по памяти. Дилетантская графика Пушкина
поражает своим совершенством. Рисункам поэта присуща легкость и непринужденность, веселая карикатурность и лиризм, острая характерность запечатленных лиц современников и точность, реальность движения.
Слайд 9Пушкин не был живописцем. Ни маслом, ни акварелью он не
писал. Он рисовал. Рисовал в своих рабочих тетрадях, на полях
черновиков, рисовал во время бесед с друзьями. Рисовал тем, чем писал стихи: карандашом, гусиным пером. Но его руку, вероятно, раздражало это сухое, неподвижное орудие, и поэт вернулся к гусиным перьям.
Слайд 10Поэт рисовал только по памяти. Но у него был меткий
взгляд и острая память. Глядя на рисунки Пушкина, мы можем
почувствовать отношение самого художника к изображаемому.
Слайд 11Есть у Пушкина наброски, ближе других стоящие к понятию «иллюстрации».
Таково изображение Татьяны. Она сидит на постели, поджав ноги, подперев
голову рукой. Спутанные волосы скрывают ее лицо.
Татьяна то вздохнет, то охнет…
………………………………………………….
К плечу головушка склонилась.
Сорочка легкая спустилась
С ее прелестного плеча.
Рожденный вместе со стихами, в горячке творчества, рисунок этот необыкновенно лирично передает образ любимой героини поэта.
Слайд 12Пейзажи Пушкина
Замечательно красив лист с четырьмя маленькими горными пейзажами. Ритмически
разместились они между черновыми стихами, посвященными картинам Дарьяльского ущелья.
В одном
из пейзажей Пушкин передает порыв ветра – рисует деревья, которые «буря долу гнула»
Слайд 13Особенная хороша птица на зачеркнутом заглавии «Истории села Горюхина», к
которому она никакого отношения не имеет. Это какая-то царь-птица в
рисунках Пушкина – такой смелости, оригинальности, красоты мы еще не видели. Все реалистические соотношения смещены во имя выразительности. Спираль, идущая от голени; упругий изгиб, в котором переливается линия к пальцу; короткий и твердый, чуть изогнутый бросок – коготь; мягкая, широкая, волнообразная линия хвоста и другая, округлая линия – точно сдерживающая эту волну, - эстетическое воздействие их неотразимо.
Слайд 14Пушкин любил определение «быстрый» и не раз пользовался им, характеризуя
отличительную особенность чьей-либо творческой манеры, таланта, ума. Этим же словом
пользуется Пушкин и применительно к художнику: «Бери свой быстрый карандаш, рисуй, Орловский, ночь и сечу».
Быстрый карандаш — образ, как нельзя больше отвечающий собственной пушкинской манере, одинаково лёгкой, стремительной, летящей как в начертаниях букв, так и в многочисленных зарисовках, постоянно сопутствующих процессу творчества, заполняющих страницы рукописей поэта.