часть жизненного уклада, это что-то привычное, но не важное для
жизни. Для Николая Петровича природа – источник вдохновения, самое важное в жизни. Именно поэтому все события, связанные с ними, происходят на лоне природы.
Павел Петрович не понимает природы, его душа «сухая и страстная», он не умеет взаимодействовать с ней. Он, как и Базаров, не видит «неба». А Екатерина и Аркадий по детски влюблены в природу.
Среди персонажей романа можно еще упомянуть отца Базарова – Василия Ивановича. Он похож на Николая Петровича. Василий Иванович также имеет сад, где любит философствовать и старается идти в ногу со временем.
Настроение и характеры героев тоже подчеркиваются пейзажами. Так Фенечка, «такая свеженькая», показана на фоне летнего пейзажа, а Аркадий и Катя так же молоды и беззаботны, как и окружающая их природа. Базаров, как ни отрицает природу , все же подсознательно един с нею. Именно на природу отправляется он, чтобы понять себя. Он злится, негодует, однако именно природа становится немым свидетелем его переживаний, только ей он может довериться.
Тесно связывая природу с душевным состоянием героев, Тургенев наделяет пейзаж психологической функцией. Природа в романе делит все на живое и неживое, естественное для человека и нет.
Обращает на себя внимание и пейзаж, на фоне которого происходит дуэль Павла Петровича и Базарова. Снова пейзаж помогает нам понять отношение автора к происходящему: по мнению Тургенева, эта дуэль несерьезна и даже «необычайна до смешного».
Пейзаж передает ощущение простора, незамкнутости пространства. И это приводит к расширению пространства в романе. Перед нами возникает образ России.
В эпилоге, в последних строках романа автор показывает то, что действительно важно в этом мире: РОДИТЕЛЕЙ, помнящих и любящих своего рано умершего сына. И пейзаж выражает их чувства и отношение автора к герою. Автор как бы подчеркивает, что ничего не изменилось с уходом из жизни Базарова, что не он стал человеком, изменившим мир. И далее социальный пейзаж перерастает в картину глубокого философского обобщения. Эти последние строки романа, похожие на стихотворение в прозе, звучат как реквием, как прощание с героем, пытавшимся, пусть по-своему, не всегда правильно, изменить жизнь к лучшему и потерпевшим поражение в борьбе с самим собой.