Слайд 1Русская литература
и русская история
2 половины XIX века
Слайд 2 До безумной гордости волнует не только обилие
талантов, рожденных Россией в XIX веке, но и поражающее разнообразие их.
М.Горький
Пока жива и здорова наша поэзия, до тех пор нет причины сомневаться в глубоком здоровье
русского народа.
Н. Н. Страхов
Слайд 5Консерватизм
(культурные ценности)
Либерализм
(право выбора)
Радикализм
(изменение форм правления ради исторического развития)
Три течения политики
Революционеры
Слайд 6 Консерватор (реакционер) – человек, отстаивающий застойные политические взгляды,
чуждающийся всего нового и передового.
Либерал – человек, придерживающийся
в своих политических взглядах средних позиции. Он говорит о необходимости перемен, но путём реформ.
Революционер – человек, активно призывающий к переменам, идущий к ним не мирным путём, отстаивающий коренную ломку строя.
Словарная работа
Слайд 8Чаадаев Петр Яковлевич – ключевая фигура для понимания ситуации этого
периода. Его «философическое письмо»: у России нет своей истории в
отличие от западного мира, а если нет истории, где смысл спора. Эта нигилистическая позиция активно опровергалась западниками и славянофилами, оттачивавшими на нем свои тезисы.
Слайд 9
- направление в русской общественной и литературной мысли 40-60-x
годов XIX вeка. Оно отстаивало самобытность исторического и культypнoгo пути
России. Они считали, что политическое устройство России должно базироваться на монархии. Основой духовности должно быть православие. Русскому народу присущи такие ценности, как соборность, коллективизм, общинность. Они идеализировали религиозно-нравственные и социальные начала Киевской и Московской Руси, coздавая модель утопического общественного строя. Для славянофилов подлинная история России трагически оборвалась реформами Петра I. (А. С. Хомяков, К. С. Аксаков, И. В. Киреевский)
Славянофильство
Слайд 10считали, что подлинная история Российского государства только началась с петровских
преобразований. Они утверждали «западный», буржуазный путь развития России, придерживались идеи
"европеизации" России. Россия должна смотреть на Запад как на образец. Она должна перенять западный экономический уклад, западные республиканские формы государственного устройства и западные духовные ценности. Были активными противниками крепостного права. И эти идеи защищало не только революцuонно-демократическое крыло (Н. А. Добролюбов, Н. Г. Чернышевский), но и лuберальныe западники (В. Г. Белинский, А. И. Герцен, Н. П. Oгapeв, Т. Н. Грановский, В. П. Боткин, П. В. Aнненков, И. И. Панаев, И. С. Typгeнев).
Западники
Слайд 11 Вот как оценивал эти два направления Герцен: «У нас
была одна любовь, но не одинаковая. У них и у
нас запало с ранних лет... чувство безграничной, обхватывающей все существование любви к русскому народу... И мы, как Янус или как двуглавый орел, смотрели в разные стороны, в то время как сердце билось одно».
Слайд 12- литературно-общественное направление в России, зародившееся в 60-е годы 19
века. Возникло как отражение исканий пути развития России в условиях
социального перелома после крестьянской реформы 1861 года.
Характерно для представителей разночинной демократии, группировавшихся вокруг журналов М.М. и Ф.М.Достоевских – «Время» (1861-1863) и «Эпоха» (1864-1865).
«Почвенники» призывали к сохранению самобытности (национальной почвы) и не отвергали положительной роли реформ Петра I.
«Мы сильны всем нaродом, сильны тою силою, которая живет в самых простых и смирных личностях, - вот что хотел сказать граф Л.Н. Толстой, - писал Страхов, - и он совершенно прав».
Почвенничество
Слайд 13 В 40-х годах XIX в. в России
складывается кружок петрашевцев, названный так по имени его основателя М.В.Буташевича-Петрашевского.
Участники этого кружка объявили себя последователями Фурье - представителя западного утопического социализма. Но это была не отвлеченная проповедь идей фурьеризма, а тесно связанная с революционной борьбой против крепостничества и самодержавия, которая занимала основное место в их деятельности.
Петрашевцы
Слайд 14«У нас все чего-то ждут.
Между тем ни в чем
почти нет нравственного соглашения;
всё разбилось и разбивается;
и даже
не на кучки,
а уж на единицы».
Ф.М.Достоевский
Слайд 15Артур Шопенгауэр
Один из самых известных мыслителей. Тяготел к немецкому романтизму,
увлекался мистикой, очень высоко оценивал работы Иммануила Канта, называя их «самым важным
явлением, какое только знает философия в течение двух тысячелетий», ценил философские идеи буддизма, Цицерона . Критиковал своих современников Гегеля и Фихте. Называл существующий мир «наихудшим из возможных миров», за что получил прозвище «философа пессимизма».
Слайд 16Немецкий мыслитель,
классический филолог,
композитор, поэт,
создатель самобытного
философского учения.
Сверхчеловек - символ философии
Ницше. По его словам, сверхчеловек — это то, что надо
достичь, человек же — это мост между животным и сверхчеловеком. Сверхчеловек должен смотреть на человека так же, как и человек смотрит на животное, то есть с презрением.
Фридрих
Ницше
Слайд 17Главной проблемой литературы стал поиск героя, носители идеи.
50 - 60-е
гг. – конфликт: дворянские и разночинские тенденции в литературе.
Литература взяла
на себя ряд публицистических задач, поэтому она стала менее художественной.
В 70-е годы литература поставила перед собой задачу стать учебником жизни. Акцент с социального перемещается на нравственное начало в человеке. Литература ищет универсальное оправдание человеческой жизни и деятельности.
Слайд 18Критика отмечает высокие художественные достоинства русского романа:
глубокий психологизм,
гармоничное сочетание
социальных, философских и общечеловеческих проблем,
высокий уровень литературного языка.
Слайд 19Виды романов:
Идеологический, социально-психологический роман (Достоевский);
Социально-политический роман, «утопия» (Чернышевский);
Социально-философский роман (Тургенев);
Сатирический
роман, «антиутопия» (Салтыков-Щедрин);
Роман-эпопея (Толстой).
Слайд 20К концу века ситуация меняется. Идея обобщающего взгляда на жизнь
и проблема героя времени утрачивает свою актуальность. В центре внимания
писателей оказывается частная жизнь обыкновенного, «среднего» человека. На первое место в литературе выходят «малые» жанры. Повести и рассказы составляют большую часть творческого наследия В.Г. Короленко, А.П.Чехова, В.М. Гаршина.
Слайд 21Вторая половина 19 века стала переломной и для русского театра.
Впервые большое место в его репертуаре заняли пьесы отечественных авторов,
и в первую очередь великого русского драматурга Александра Николаевича Островского. Это была эпоха Островского: почти три десятилетия ежегодно ставились его новые пьесы. В них Островский, по его собственным словам, придерживался обличительного "нравственно-общественного направления".
Слайд 22Русская литература обогащается драматическими произведениями самых разных жанров и направлений:
А.А. Сухово-Кобылин пишет сатирические комедии, Л.А.Мей и А.К.Толстой - исторические
драмы и трагедии, В.А.Крылов – водевили.
Завершающая стадия этого процесса приходится на 1890 – 1900 годы. В творчестве А.П.Чехова классическая драма существенно преобразовывается, зарождается «новая драма».
Слайд 23Главными драматическими
театрами оставались Малый театр
в Москве и Александрийский
в
Петербурге, но возникло уже
большое число провинциальных театров. Резкое увеличение
числа зрителей привело к демократизации театров и к созданию новых "клубных театров", где уровень постановок и профессионализма актеров был гораздо ниже, но играли они с большой охотой и нашли своего зрителя в демократической интеллигенции.
Слайд 24В 1850 – 70-е гг. поэзия развивается в двух основных
направлениях: «пушкинском» и «гоголевском».
Имя Пушкина в этой классификации условно
обозначает «чистое искусство»; поэты пушкинского направления (Фет, А.К.Толстой и др.) развивают в своём творчестве вечные философские темы.
Под именем Гоголя надо понимать реалистическое, демократическое искусство; поэты гоголевского направления (Некрасов, Добролюбов и др.) чаще обращают внимание на социальные проблемы современности.
Слайд 25К концу века реалистическое искусство отступает, в литературе возникают новые
поэтические направления: импрессионизм, символизм. Об этом в статье «О причинах
упадка и о новых течениях современной русской литературы» (1893г.) пишет Д.С.Мережковский: «…погоня за неуловимыми оттенками, за тёмным и бессознательным в нашей чувствительности – характерная черта грядущей поэзии».
Слайд 27"Русский вестник" был создан как умеренно-либеральный журнал, но уже через
четыре года своего существования превратился в ярого врага всей демократической
печати. Журнал "Время", издававшийся братьями Федором Михайловичем и Михаилом Михайловичем Достоевскими, утверждал, что беды России не в крепостном праве, а в отрыве интеллигенции от народа. В числе противников революционной демократии был и либеральный журнал А.А.Краевского "Отечественные записки".
Слайд 28Журнал «Современник» долгое время оставался спокойным журналом, без резких выпадов.
Но в 1853 году в журнал приходит Некрасов, приглашает Чернышевского,
а тот Добролюбова в отдел критики. Начинается революционное бунтарство в журнале.
Слайд 29В 1880-е годы особую популярность приобретают юмористические журналы и газеты:
«Будильник», «Стрекоза», «Осколки» и др. именно здесь публикуются ранние рассказы
Чехова.
Слайд 30В области искусства, в творчестве сердца русский народ обнаружил изумительную
силу, создав при наличии ужаснейших условий прекрасную литературу, удивительную живопись
и оригинальную музыку, которой восхищается весь мир. Замкнуты были уста народа, связаны крылья души, но сердце его родило десятки великих художников слова, звуков, красок.
М. Горький
Слайд 31По мнению критиков и литературоведов, русские писатели 2 половины XIX
века внесли значительный вклад в развитие мирового литературного процесса: «Имена
Толстого, Гоголя, Тургенева, Чехова, Достоевского поразили ум и сердце современного человека, - писал в начале 30-х годов 20 века американский критик Б.Брэсол, - и их глубокое видение мира и благородная одухотворённость обогатили человеческую культуру».