Слайд 1Секреты художественного слова
урок литературы, 5 класс
МОУ «Лесогорская средняя общеобразовательная школа»
МО
«Выборгский район»
Ленинградской области
Авторы:
Ртищева В.Г., учитель русского языка и
литературы
Голубева Н.Л., учитель русского языка и литературы
Слайд 2В чем источник художественной выразительности тропов?
В уподоблении предметов и явлений
по сходству
Слайд 3Тропы:
Гипербола
Олицетворение
Эпитет
Сравнение
Метафора
Какие тропы вы знаете?
Слайд 4Гипербола
Олицетворение
Эпитет
Сравнение
Метафора
Поймай мяч и назови значение тропа
Слайд 5Олицетворение – частный случай метафоры, уподобление неживого живому
Отличительные признаки:
Сравнение двучленно,
оно имеет опознавательный сигнал (как, как будто, словно, точно, что)
Метафора
отличается разнообразием уподоблений
Символ – (знак, примета) имеет множественность смыслов, это знак многовековых культур
Слайд 6Найдите средства изобразительно-художественной выразительности
Яблоко.
Светится яблоко передо мной,
Будто не яблоко –
шар земной.
Круглое. Выпуклое. Крутое.
Солнцем до самых краев налитое.
Яблоко – чудо
всем чудесам, -
Чуточку сплюснутое к полюсам .
Алые полосы – меридианы
Пересекают моря и страны.
Светится яблоко – шар земной
Солнечной красной своей стороной!
М.Лисянский.
Слайд 7Определите тип тропов
Прокомментируйте их роль в тексте
А сама-то величава,
Выступает, будто
пава;
А как речь-то говорит,
Словно реченька журчит.
А.С.Пушкин
Слайд 8Но вот кончается
Дорога дальняя,
Земли касается
Звезда кристальная.
К. Бальмонт
В саду горит
костер рябины красной ,
Но никого не может он согреть.
С.Есенин
Слайд 9В багрец и золото одетые леса.
А.С.Пушкин.
Красною кистью
рябина зажглась...
М.Цветаева
Слайд 11Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде.
Ф.Тютчев
За морем царевна есть,
Что
не можно глаз отвесть:
Днем свет Божий затмевает,
Ночью землю освещает…
А.С.Пушкин.
Слайд 12Воротися, поклонися рыбке,
Не хочу быть вольной царицей
Хочу быть владычицей морскою,
Чтобы
жить мне в окияне-море,
Чтоб служила мне рыбка золотая
И была б
у меня на посылках.
А.С.Пушкин.
Какое преувеличенное качество героя или свойство предмета зашифровано в каждом отрывке? Отгадав его, вы составите название тропа.
Слайд 132.Утром царевну спросили, как она почивала.
-Ах, очень дурно, глаз не
сомкнула! Я лежала на чем-то таком твердом, что у меня
все тело в синяках.
Тут все поняли, что она была настоящей принцессой. Она почувствовала горошину через 40 тюфяков.
Г.Андерсен
«Принцесса на горошине»
Слайд 143.-Ступай на реку, опусти хвост в прорубь, сиди да приговаривай:
«Ловись, рыбка, и мала, и велика!» Рыбка тебе сама на
хвост нацепится. Да сиди подольше, а то не наловишь.
Волк и поверил лисе.
Русская народная сказка
«Лисичка-сестричка и волк»
Слайд 154. Щука взмолилась:
«Отпусти меня, Емеля, а я сделаю все,
что пожелаешь».
-Покажи сначала, что не обманешь. Хочу, чтобы ведра
сами пошли домой, и вода бы не расплескалась».
Русская народная сказка
«По щучьему велению».
Слайд 165. Войди в первую комнату и увидишь большой сундук, а
на нем собаку: глаза у нее, словно чайные чашки. В
другой комнате сидит собака с глазами, как мельничные колеса. А захочешь золота, пойди в третью комнату. Но у той собаки глаза – каждый с круглую башню.
Г.Андерсен «Огниво».
Слайд 176. Сват приехал, царь дал слово
А приданое готово:
Семь торговых городов,
Да
сто сорок теремов.
А.С.Пушкин
«Сказка о мертвой царевне».
Слайд 187. Съел я хлеба пять мякушек, молока пять кадушек, бабку
с прялкой, дедку с клюшкой, быка с рогами, дроворубов с
топорами, мужиков с косами, баб с граблями»
Русская народная сказка
«Глиняный парень»
Слайд 198. Сделал Никита соху с триста пудов, запряг в нее
змея и стал от Киева межу прокладывать глубиной в две
сажени
с четвертью.
Русская народная сказка
«Никита Кожемяка»
Слайд 209. Посади розы, чтобы к утру расцвели, отбери горох от
чечевицы и намели кофе на три года, а потом можешь
и на бал приезжать.
Ш.Перро «Золушка»
Слайд 21Гордыня
2.Изнеженность
3.глуПость
4.лЕнь
5.Размеры
6.Богатство
7.Обжорство
8.сиЛа
9. зАдание
Слайд 23ВВЕДИТЕ В ТЕКСТ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ТАК, ЧТОБЫ КАРТИНА СТАЛА ЗРИМОЙ,
КОНКРЕТНОЙ (ВРЕМЯ ГОДА), ВЫРАЗИТЕЛЬНОЙ
Задание
Слайд 24Поработайте с черновиком-помощником
Встреча с ___ лесом
Я шагнул(а) на ___ тропинку
и замер(ла) от ___. Меня обступили ___ деревья. Рукой я
дотронулся до ___ берёзки. Залюбовался ___ дубом. Замер рядом с ___ осинкой и пошептался с ней. Спрятался по ___ елью, приподняв ее ___. Деревья как ___. У каждого свой характер, его нужно ___.
Слайд 25У вас может получиться такой текст
Встреча с волшебным лесом
Я шагнул
на укутанную сугробами тропинку и замер от восторга. Меня обступили
сказочные деревья. Рукой я дотронулся до нежной берёзки. Залюбовался величественным дубом. Замер рядом с дрожащей от холода осинкой и пошептался с ней. Спрятался по пушистой елью, приподняв ее мохнатую лапу. Деревья как люди. У каждого свой характер, его нужно понимать и уважать.
Слайд 26Исправь ошибки:
Сравнение – это когда одно сравнивается с другим
Эпитет –
это когда красивый признак предмета точно назван
Слайд 27ПОДБЕРИТЕ СВОИ ПОЭТИЧЕСКИЕ ИЛИ ПРОЗАИЧЕСКИЕ ПРИМЕРЫ, В КОТОРЫХ ВСТРЕЧАЮТСЯ ТРОПЫ
Домашнее
задание
Слайд 28Список использованной литературы
Школьный словарь литературоведческих терминов: Иносказательность в худож. речи.
Тропы. Стиховедение/ Л.В.Чернец, В.Б.Семенов, В.А.Скиба.-М. :Просвещение, 2002
Литература. Еженедельное приложение к
газете «Первое сентября» №8(239)февраль 1998г.
Методика развития речи на уроках русского языка: Книга для учителя/Н.Е.Богуславская, В.И.Капинос и др.; под редакцией Т.А.Ладыженской.-2-е изд., испр. и доп.- М.: Просвещение, 1991.
Энциклопедический словарь юного филолога (языкознание)/Сост.М.В.Панов.-М: Педагогика, 1984
Формирование литературоведческих понятий в школе. А.Г.Балыбердина. Куйбышев, 1981
Слайд 29
Русский язык. Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ. «Выразительность русской речи»/Е.С.Симакова.М:АСТ:Астрель;Владимир:ВКТ,2008
Черных
О.Г. Игровые уроки по литературе:5 класс.-М:ВАКО,2008
Литература: анализ эпизода: анализ стихотворения:
учебно-методическое пособие /Н.В.Францова, Т.В.Доронина, Н.С. Генералова.-М.:Издательство «Экзамен», 2005.
Формирование теоретико-литературных понятий в школе. А.Г.Балыбердина. Киров, 1974
Слайд 30Список использованных материалов, Интернет-ресурсов
www. Ru.wikipedia.org
http:// russlovesnost.
http://www.1september.ru/ru/ - газета «Первое сентября»
http://all.edu.ru/
- Все образование Интернета
Русский филологический портал http://www.philology.ru/default.htm
http://www.ug.ru/ -«Учительская газета»
http://www.school.edu.ru/
-Российский образовательный портал
http://schools.techno.ru/ - образовательный сервер «Школы в Интернет»
Дистанционная поддержка учителей-словесников http://www.ipk.edu.yar.ru/resource/distant/russian_language/index3.htm
http://effor.ru
www. Ru.wikipedia.org