Разделы презентаций


Секреты художественного слова 5 класс

Содержание

В чем источник художественной выразительности тропов? В уподоблении предметов и явлений по сходству

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Секреты художественного слова урок литературы, 5 класс
МОУ «Лесогорская средняя общеобразовательная школа»
МО

«Выборгский район»
Ленинградской области
Авторы:
Ртищева В.Г., учитель русского языка и

литературы
Голубева Н.Л., учитель русского языка и литературы
Секреты художественного слова урок литературы, 5 классМОУ «Лесогорская средняя общеобразовательная школа»МО «Выборгский район» Ленинградской областиАвторы: Ртищева В.Г.,

Слайд 2В чем источник художественной выразительности тропов?
В уподоблении предметов и явлений

по сходству

В чем источник художественной выразительности тропов? В уподоблении предметов и явлений по сходству

Слайд 3Тропы:
Гипербола
Олицетворение
Эпитет
Сравнение
Метафора
Какие тропы вы знаете?

Тропы: ГиперболаОлицетворениеЭпитетСравнениеМетафораКакие тропы вы знаете?

Слайд 4Гипербола
Олицетворение
Эпитет
Сравнение
Метафора
Поймай мяч и назови значение тропа

ГиперболаОлицетворениеЭпитетСравнениеМетафораПоймай мяч и назови значение тропа

Слайд 5Олицетворение – частный случай метафоры, уподобление неживого живому
Отличительные признаки:

Сравнение двучленно,

оно имеет опознавательный сигнал (как, как будто, словно, точно, что)
Метафора

отличается разнообразием уподоблений
Символ – (знак, примета) имеет множественность смыслов, это знак многовековых культур
Олицетворение – частный случай метафоры, уподобление неживого живомуОтличительные признаки:Сравнение двучленно, оно имеет опознавательный сигнал (как, как будто,

Слайд 6Найдите средства изобразительно-художественной выразительности
Яблоко.
Светится яблоко передо мной,
Будто не яблоко –

шар земной.
Круглое. Выпуклое. Крутое.
Солнцем до самых краев налитое.
Яблоко – чудо

всем чудесам, -
Чуточку сплюснутое к полюсам .
Алые полосы – меридианы
Пересекают моря и страны.
Светится яблоко – шар земной
Солнечной красной своей стороной!
М.Лисянский.
Найдите средства изобразительно-художественной выразительностиЯблоко.Светится яблоко передо мной,Будто не яблоко – шар земной.Круглое. Выпуклое. Крутое.Солнцем до самых краев

Слайд 7Определите тип тропов Прокомментируйте их роль в тексте
А сама-то величава,
Выступает, будто

пава;
А как речь-то говорит,
Словно реченька журчит.


А.С.Пушкин

Определите тип тропов Прокомментируйте их роль в текстеА сама-то величава,Выступает, будто пава;А как речь-то говорит,Словно реченька журчит.А.С.Пушкин

Слайд 8Но вот кончается
Дорога дальняя,
Земли касается
Звезда кристальная.

К. Бальмонт
В саду горит

костер рябины красной ,
Но никого не может он согреть.

С.Есенин

Но вот кончается Дорога дальняя,Земли касаетсяЗвезда кристальная.К. БальмонтВ саду горит костер рябины красной ,Но никого не может

Слайд 9В багрец и золото одетые леса.

А.С.Пушкин.
Красною кистью
рябина зажглась...

М.Цветаева

В багрец и золото одетые леса. А.С.Пушкин.Красною кистью рябина зажглась...М.Цветаева

Слайд 11Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде.

Ф.Тютчев
За морем царевна есть,
Что

не можно глаз отвесть:
Днем свет Божий затмевает,
Ночью землю освещает…

А.С.Пушкин.



Лишь паутины тонкий волосБлестит на праздной борозде.Ф.ТютчевЗа морем царевна есть,Что не можно глаз отвесть:Днем свет Божий затмевает,Ночью

Слайд 12Воротися, поклонися рыбке,
Не хочу быть вольной царицей
Хочу быть владычицей морскою,
Чтобы

жить мне в окияне-море,
Чтоб служила мне рыбка золотая
И была б

у меня на посылках.
А.С.Пушкин.

Какое преувеличенное качество героя или свойство предмета зашифровано в каждом отрывке? Отгадав его, вы составите название тропа.

Воротися, поклонися рыбке,Не хочу быть вольной царицейХочу быть владычицей морскою,Чтобы жить мне в окияне-море,Чтоб служила мне рыбка

Слайд 132.Утром царевну спросили, как она почивала. -Ах, очень дурно, глаз не

сомкнула! Я лежала на чем-то таком твердом, что у меня

все тело в синяках. Тут все поняли, что она была настоящей принцессой. Она почувствовала горошину через 40 тюфяков. Г.Андерсен «Принцесса на горошине»
2.Утром царевну спросили, как она почивала. -Ах, очень дурно, глаз не сомкнула! Я лежала на чем-то таком

Слайд 143.-Ступай на реку, опусти хвост в прорубь, сиди да приговаривай:

«Ловись, рыбка, и мала, и велика!» Рыбка тебе сама на

хвост нацепится. Да сиди подольше, а то не наловишь. Волк и поверил лисе. Русская народная сказка «Лисичка-сестричка и волк»
3.-Ступай на реку, опусти хвост в прорубь, сиди да приговаривай: «Ловись, рыбка, и мала, и велика!» Рыбка

Слайд 154. Щука взмолилась: «Отпусти меня, Емеля, а я сделаю все,

что пожелаешь». -Покажи сначала, что не обманешь. Хочу, чтобы ведра

сами пошли домой, и вода бы не расплескалась». Русская народная сказка «По щучьему велению».
4. Щука взмолилась:  «Отпусти меня, Емеля, а я сделаю все, что пожелаешь».  -Покажи сначала, что

Слайд 165. Войди в первую комнату и увидишь большой сундук, а

на нем собаку: глаза у нее, словно чайные чашки. В

другой комнате сидит собака с глазами, как мельничные колеса. А захочешь золота, пойди в третью комнату. Но у той собаки глаза – каждый с круглую башню. Г.Андерсен «Огниво».
5. Войди в первую комнату и увидишь большой сундук, а на нем собаку: глаза у нее, словно

Слайд 176. Сват приехал, царь дал слово А приданое готово: Семь торговых городов, Да

сто сорок теремов. А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне».

6. Сват приехал, царь дал слово А приданое готово: Семь торговых городов, Да сто сорок теремов.

Слайд 187. Съел я хлеба пять мякушек, молока пять кадушек, бабку

с прялкой, дедку с клюшкой, быка с рогами, дроворубов с

топорами, мужиков с косами, баб с граблями» Русская народная сказка «Глиняный парень»
7. Съел я хлеба пять мякушек, молока пять кадушек, бабку с прялкой, дедку с клюшкой, быка с

Слайд 198. Сделал Никита соху с триста пудов, запряг в нее

змея и стал от Киева межу прокладывать глубиной в две

сажени с четвертью. Русская народная сказка «Никита Кожемяка»
8. Сделал Никита соху с триста пудов, запряг в нее змея и стал от Киева межу прокладывать

Слайд 209. Посади розы, чтобы к утру расцвели, отбери горох от

чечевицы и намели кофе на три года, а потом можешь

и на бал приезжать. Ш.Перро «Золушка»
9. Посади розы, чтобы к утру расцвели, отбери горох от чечевицы и намели кофе на три года,

Слайд 21Гордыня 2.Изнеженность 3.глуПость 4.лЕнь 5.Размеры 6.Богатство 7.Обжорство 8.сиЛа 9. зАдание

Гордыня 2.Изнеженность 3.глуПость  4.лЕнь 5.Размеры 6.Богатство 7.Обжорство 8.сиЛа 9. зАдание

Слайд 22Гипербола

Гипербола

Слайд 23ВВЕДИТЕ В ТЕКСТ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ТАК, ЧТОБЫ КАРТИНА СТАЛА ЗРИМОЙ,

КОНКРЕТНОЙ (ВРЕМЯ ГОДА), ВЫРАЗИТЕЛЬНОЙ
Задание

ВВЕДИТЕ В ТЕКСТ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ТАК, ЧТОБЫ КАРТИНА СТАЛА ЗРИМОЙ, КОНКРЕТНОЙ (ВРЕМЯ ГОДА), ВЫРАЗИТЕЛЬНОЙ Задание

Слайд 24Поработайте с черновиком-помощником
Встреча с ___ лесом
Я шагнул(а) на ___ тропинку

и замер(ла) от ___. Меня обступили ___ деревья. Рукой я

дотронулся до ___ берёзки. Залюбовался ___ дубом. Замер рядом с ___ осинкой и пошептался с ней. Спрятался по ___ елью, приподняв ее ___. Деревья как ___. У каждого свой характер, его нужно ___.
Поработайте с черновиком-помощникомВстреча с ___ лесом	Я шагнул(а) на ___ тропинку и замер(ла) от ___. Меня обступили ___

Слайд 25У вас может получиться такой текст
Встреча с волшебным лесом
Я шагнул

на укутанную сугробами тропинку и замер от восторга. Меня обступили

сказочные деревья. Рукой я дотронулся до нежной берёзки. Залюбовался величественным дубом. Замер рядом с дрожащей от холода осинкой и пошептался с ней. Спрятался по пушистой елью, приподняв ее мохнатую лапу. Деревья как люди. У каждого свой характер, его нужно понимать и уважать.
У вас может получиться такой текстВстреча с волшебным лесом	Я шагнул на укутанную сугробами тропинку и замер от

Слайд 26Исправь ошибки:
Сравнение – это когда одно сравнивается с другим
Эпитет –

это когда красивый признак предмета точно назван

Исправь ошибки:Сравнение – это когда одно сравнивается с другимЭпитет – это когда красивый признак предмета точно назван

Слайд 27ПОДБЕРИТЕ СВОИ ПОЭТИЧЕСКИЕ ИЛИ ПРОЗАИЧЕСКИЕ ПРИМЕРЫ, В КОТОРЫХ ВСТРЕЧАЮТСЯ ТРОПЫ
Домашнее

задание

ПОДБЕРИТЕ СВОИ ПОЭТИЧЕСКИЕ ИЛИ ПРОЗАИЧЕСКИЕ ПРИМЕРЫ, В КОТОРЫХ ВСТРЕЧАЮТСЯ ТРОПЫДомашнее задание

Слайд 28Список использованной литературы
Школьный словарь литературоведческих терминов: Иносказательность в худож. речи.

Тропы. Стиховедение/ Л.В.Чернец, В.Б.Семенов, В.А.Скиба.-М. :Просвещение, 2002
Литература. Еженедельное приложение к

газете «Первое сентября» №8(239)февраль 1998г.
Методика развития речи на уроках русского языка: Книга для учителя/Н.Е.Богуславская, В.И.Капинос и др.; под редакцией Т.А.Ладыженской.-2-е изд., испр. и доп.- М.: Просвещение, 1991.
Энциклопедический словарь юного филолога (языкознание)/Сост.М.В.Панов.-М: Педагогика, 1984
Формирование литературоведческих понятий в школе. А.Г.Балыбердина. Куйбышев, 1981

Список использованной литературыШкольный словарь литературоведческих терминов: Иносказательность в худож. речи. Тропы. Стиховедение/ Л.В.Чернец, В.Б.Семенов, В.А.Скиба.-М. :Просвещение, 2002Литература.

Слайд 29
Русский язык. Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ. «Выразительность русской речи»/Е.С.Симакова.М:АСТ:Астрель;Владимир:ВКТ,2008
Черных

О.Г. Игровые уроки по литературе:5 класс.-М:ВАКО,2008
Литература: анализ эпизода: анализ стихотворения:

учебно-методическое пособие /Н.В.Францова, Т.В.Доронина, Н.С. Генералова.-М.:Издательство «Экзамен», 2005.
Формирование теоретико-литературных понятий в школе. А.Г.Балыбердина. Киров, 1974

Русский язык. Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ. «Выразительность русской речи»/Е.С.Симакова.М:АСТ:Астрель;Владимир:ВКТ,2008Черных О.Г. Игровые уроки по литературе:5 класс.-М:ВАКО,2008Литература: анализ

Слайд 30Список использованных материалов, Интернет-ресурсов
www. Ru.wikipedia.org
http:// russlovesnost.
http://www.1september.ru/ru/ - газета «Первое сентября»
http://all.edu.ru/

- Все образование Интернета
Русский филологический портал http://www.philology.ru/default.htm
http://www.ug.ru/ -«Учительская газета»
http://www.school.edu.ru/

-Российский образовательный портал
http://schools.techno.ru/ - образовательный сервер «Школы в Интернет»
Дистанционная поддержка учителей-словесников http://www.ipk.edu.yar.ru/resource/distant/russian_language/index3.htm
http://effor.ru
www. Ru.wikipedia.org


Список использованных материалов, Интернет-ресурсовwww. Ru.wikipedia.orghttp:// russlovesnost.http://www.1september.ru/ru/ - газета «Первое сентября»http://all.edu.ru/ - Все образование ИнтернетаРусский филологический портал http://www.philology.ru/default.htm

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика