Слайд 1Архитектура барокко:
СЕВСК.
Брянская область. Россия
Выполнила:
Пушкина
Анастасия
11 взвод
2014-2015
уч. год
Урок МХК, учитель Мелехова А.В.
Слайд 2Баро́кко (итал. barocco — «причудливый», «странный», «склонный к излишествам») — характеристика европейской культуры XVII—XVIII
веков, центром которой была Италия. Эпоху барокко принято считать началом триумфального
шествия «западной цивилизации». Барокко противостояло классицизму и рационализму.
Слайд 3Храм в честь Вознесения Господня города Севска первоначально был освящен
в честь Воскресения Словущего. В 1744 году Севск посетила Императрица
Елизавета Петровна. В знак Царственного молитвенного посещения и монаршей милости, на Царских вратах было повелено установить Государственный герб – двуглавого орла, а над Крестом храма – Царскую корону. Освящение каменного храма в честь Вознесения Господня, который заменил собой древний храм в честь Воскресения Словущего, произошло 30 октября 1765 года.
Слайд 4
Скромный ярусный бесствольный храм в стиле барокко, один из двух
древнейших сохранившихся памятников Севска, принадлежит к характерным для Брянщины середины
XVIII века зданиям типа восьмерик на четверике.
Высокий основной кубический объем в два света с примыкающим пониженным алтарем, полукруглым в плане увенчан широким восьмигранником с купольной кровлей.
Над ним возвышается световой восьмерик с маленькой более поздней главкой в виде вазы, которую украшают корона с российским гербом под крестом – дар Екатерины-II в память о посещении храма при проезде через город. Композицию довершает колокольня с восьмигранным верхним ярусом, куполом и шпилем.
Небогатый декор фасадов здания довольно своеобразен. Края граней куба и восьмерика декорированы лопатками, с выпуском углов в нижнем ярусе и размещением полуколонок на углах в верхнем.
Окна и входы обрамлены оригинальными наличниками с "фартуками", "ушами" и кельевидными завершениями.
Все объемы венчают простые антаблементы или карнизы небольшого выноса.
В интерьере центральное помещение, сильно развитое по вертикали, перекрыто сомкнутым 8-овым сводом с круглым отверстием восьмерика в центре; при переходе от четверика к восьмерику устроены крупные арочные тромпы.
Три прохода вели в алтарь, один – в трапезную с двумя приделами, перекрытую Коробовым сводом с тремя лотками над западной частью. Пышный барочный иконостас храма (не сохранился) также украшал российский герб.
Слайд 7Рождественский или Казацкий собор — памятник казацкого барокко в городе Стародубе Расположен в центре города на
ул. Первомайская 11 — напротив современного рынка.
Слайд 8Храм построен в 1677 году на месте деревянной церкви 1617 года, которая сгорела
при крупном пожаре. С начала XVIII в. он стал соборным храмом
Стародуба, а при гетманщине — полковым собором.
В 1744 году здание обгорело, при восстановлении его архитектура не изменилась. В советское время храм был закрыт, и использовался как склад. В 1980-х годах богослужения были возобновлены. Рядом построена небольшая колокольня.
Летом 2013 года традиционное покрытие храма заменили на покрытие золотистого цвета, а на нем установили новые восьмиконечные кресты «под золото».
Слайд 10Стародуб. Церковь Богоявления Господня.
(Украинское барокко)
Слайд 11Сооружена из кирпича в 1770-89 гг., в XIX в. построены трапезная и
колокольня, в 1967 г. сооружено нынешнее завершение колокольни. Храм выполнен
в стиле украинского барокко. В советское время храм действовал. Роспись интерьеров выполнена в кон. XIX в., поновлена в XX в. Барочные иконостасы относятся ко 2-й пол. XIX в. – 1-й пол. XX в.
Слайд 12Карачевский район. Село Бережок. Церковь Воскресения на Бережке.
Воскресенская церковь –
это церковь недавно возрожденного Воскресенского мужского монастыря, или "Тихоновой пустыни",
существовавшего здесь с XVI столетия
Слайд 13
Многоярусность построения объема церкви красноречиво говорит о связи с ярусными
церквами московского барокко. Ступенчатое расположение апсид, покрытых полукуполами, придает динамизм
композиции церкви, устремленной вверх. Приземистый объем нижней апсиды и такие же боковые приделы прочно связывают высокий храм с землей, придают ему устойчивость, сближают с низкой застройкой слободы. Крайне редкой самобытной частью композиции церкви является столп – дозорная круглая башня, пристроенная к восьмерику церкви и возвышающаяся над ней. По старинному преданию, преподобный Тихон взял на себя подвиг столпничества, жил в келье такой башни, где висел вестовой колокол, извещавший о приближении крымских татар, устроенной еще в первоначальной деревянной церкви. По записи в сходнике Воскресенского монастыря преподобный Тихон умер 1 августа 1609 года. В каменную церковь башня "перекочевала" в подтверждение религиозной легенды "сама Древняя Русь смотрит с высоты этой башни".
Слайд 15
Внешняя архитектура церкви сродни веселому "нарышкинскому барокко", торжественная своим взлетом
в поднебесье, величавая и нарядная живописными деталями, надо думать, хорошо
"вписывалась" в яркоцветье и веселый гомон ярмарочного празднества, проходившего здесь летом. В 1822 году через узкий переход к трапезной пристроена трехъярусная колокольня. Архитектурные формы колокольни – слово позднего классицизма. Несмотря на стилевое отличие колокольни, ее ступенчатое построение вторит ярусному устройству церкви и не дисгармонирует с ее архитектурой. Выразителен венчающий главку колокольни металлический крест с фигурами двух ангелов. В 1906 году перестроены южный придел и паперть с лестницей, соединившие храм с колокольней. С 1990 года начата реставрация храма (архитектор Н.А. Максименко). Один из выдающихся памятников Брянщины в стиле "нарышкинского барокко". Воскресенская церковь по своим художественным достоинствам является самым ярким из всех сохранившихся памятников в городе Карачеве.