Слайд 1Урок литературы в 11 классе.
Учитель: Малахова Е.В.
«Чудная власть прошлого». Иван
Алексеевич Бунин (1870-1953)
Философская и психологическая Насыщенность бунинской лирики.
Слайд 2Иван Алексеевич Бунин – одно из самых ярких имен русской
литературы
«…Я мало вращался в литературной среде. Я много жил в
деревне, много путешествовал по России и за границей».
И.А.Бунин
Слайд 3Литературные заслуги писателя
Две Пушкинские премии Российской Академии наук (1903 и
1909).
Почетный академик Российской Академии наук. (1909).
Удостоен Золотых Пушкинских медалей (1911-1915).
Первым из русских писателей получил Нобелевскую премию (1933).
Слайд 4Этапы жизни и творчества
Родился 10 октября 1870 г. в Воронеже
в обедневшей дворянской семье. Детство провел в родовом имении Бутырки
Елецкого уезда Орловской губернии.
Стихи начал писать еще в гимназии. В 18 лет становится журналистом. С 1890 г. пишет рассказы.
В 1915-1916 г. выходят прозаические сборники «Чаша жизни» и «Господин из Сан-Франциско».
С 1920 жил в эмиграции. Там написаны сборники рассказов «Митина любовь», «Солнечный удар», «Темные аллеи», роман «Жизнь Арсеньева» и др.
Скончался в Париже 7 ноября 1953 года.
Слайд 5Поэтический мир Бунина
Поэзия И.А. Бунина — поистине “высокий трепет приобщенья к
духовной жизни, к красоте”. Создания истинного таланта не стареют. Лирика
Бунина заставляет трепетать лучшие струны сердца. Какой образ возникает перед глазами, когда задумываешься о его поэзии?
Слайд 6Поэтический мир Бунина
Бескрайний степной пейзаж... Расписной терем русского леса... Сад,
зашумевший от внезапного ливня... Забытый фонтан в кружении золотых листьев...
И цветы, и шмели, и трава, и колосья...
Слайд 7Поэтический мир Бунина
А.Блок писал о Бунине: “Цельность и простота
стихов и мировоззрения Бунина настолько ценны и единственны в своём
роде, что мы должны с его первой книги признать его право на одно из главных мест среди современной русской поэзии... Так знать и любить природу, как умеет Бунин, — мало кто умеет”.
Слайд 8 Природа — неотъемлемая часть всех стихотворений Бунина; так же,
как и в жизни, она окружает нас, радует красотой, врачует
от боли, спасает от одиночества, учит мудрости. Шедевры пейзажных зарисовок в стихотворениях поэта «Догорел апрельский светлый вечер...», «Октябрьский рассвет», «Светлеет с каждым днём...», «В степи», в поэме «Листопад».
Слайд 9В чудном храме природы лирический герой чаще всего одинок.
Листья падают
в саду,
Пара кружится за парой...
Одиноко я бреду
По листве в аллее
старой...
(«Листья падают в саду»)
Я один, а вокруг темнота и поля,
И ни звука в просторе их нет...
(«Косогор»)
Иду один тропинкою лесною,
И в синеве вечерней надо мною
Слезою светлой искрится звезда...
(«Гроза прошла...»)
Слайд 10И ветер, и дождик, и мгла
Над холодной пустыней воды.
Здесь жизнь до весны умерла,
До весны опустели сады.
Я на даче один. Мне темно
За мольбертом, и дует в окно.
Вчера ты была у меня,
Но тебе уж тоскливо со мной.
Под вечер ненастного дня
Ты мне стала казаться женой…
Что ж, прощай! Как-нибудь до весны
Проживу и один – без жены…
Сегодня идут без конца
Те же тучи – гряда за грядой
Твой след под дождем у крыльца
Расплылся, налился водой.
И мне больно глядеть одному
В предвечернюю серую тьму.
Мне крикнуть хотелось во след:
«Воротись, я сроднился с тобой!»
Но для женщины прошлого нет:
Разлюбила – и стал ей чужой.
Что ж ! Камин затоплю, буду пить…
Хорошо бы собаку купить.
И.Бунин «Одиночество»
1903 г.
Слайд 11История создания стихотворения
И сразу же встаёт вопрос: почему
столь “осеннее” стихотворение рождается летом? Обращаемся к мемуарам В.Муромцевой-Буниной (конец
1902 – начало 1903 года): “Душевного покоя у И.А. не было”; “Он стал чувствовать своё литературное одиночество”. А весной 1903 года, как известно, Бунин, так любивший странствовать (удел всех мятежных и чувствующих себя одинокими людей), плывёт в Константинополь. Вот строки из письма И.Бунина старшему брату: “Сидел долго один, и было на душе не то что скучно, но тихо, одиноко. Волнения никакого не ощущал, но что-то всё-таки было новое”. Не забудем и о разрыве с женой – А.Цакни, – который очень болезненно переживал Бунин.
Слайд 12
Степь и небо...
Один из главных образов поэзии Бунина — небо.
Лёгкое, бледное, смутное, струящееся, ясное, высокое, дивное; о нём весело
думать, на него не налюбоваться.
В бездонном небе лёгким белым краем
Встаёт, сияет облако.
Давно слежу за ним...
(«Вечер»)
Впереди большак, подвода,
Старый пёс у колеса, —
Впереди опять свобода,
Степь, простор и небеса.
(«Цыганка»)
Слайд 13
Степь, небо, тишина...
С образами неба, степи тесно связан образ тишины.
Как
вы думаете, почему Бунина так привлекают тишина, безмолвие, глушь?
Шум, суета
мешают думать, размышлять... Они отвлекают от главного — от духовной жизни... Вспоминать тоже лучше в тишине...
Слайд 14Тишина и ветер
Противопоставлены ли они в поэзии Бунина?
Скорее всего, нет.
В тишине, в безмолвии, даже когда ни звука, Бунин всегда
прислушивается к ветру, слушает, как он поёт, гудит, шепчет, и даже зовёт его, будит:
Эй, проснись, ветер! Подыми пургу,
Задымись метелью, белою в снегу,
Загуди позёмкой, закружись в степи,
Крикни вместо песни: “Постыдись, не спи!”
* * *
А в поле ветер. День холодный
Угрюм и свеж, и целый день
Скитаюсь я в степи свободной,
Вдали от сёл и деревень.
И, убаюкан шагом конным,
С отрадной грустью внемлю я,
Как ветер звоном однотонным
Гудит-поёт в стволы ружья.
(«Не видно птиц...»)
Слайд 15Поразмышляем…
Представьте, что вам нужно написать словарные статьи «Ветер»,
«Небо», «Блеск», «Тишина» для «Словаря языка Бунина». Каково значение этих
слов в поэтическом словаре Бунина? Каково содержание каждого понятия в разных контекстах?
Слайд 16Черный бархатный шмель, золотое оплечье,
Заунывно гудящий певучей
струной,
Ты зачем залетаешь в жилье человечье
И как будто тоскуешь со мной?
За окном свет и зной, подоконники ярки,
Безмятежны и ярки последние дни,
Полетай, погуди – и в засохшей татарке,
На подушечке красной, усни.
Не дано тебе знать человеческой думы,
Что давно опустели поля,
Что уж скоро в бурьян сдует ветер угрюмый
Золотого сухого шмеля!
1916 г.
Последний шмель
Слайд 17Анализ поэтического текста
На основе анализа стихотворения Бунина выделите наиболее существенные,
устойчивые приметы “бунинского” пейзажа. Обратите внимание на:
— предметные реалии пейзажной картины,
рисуемой поэтом;
— приёмы “озвучивания” пейзажа;
— используемые поэтом цвета, игру света и тени;
— особенности лексики (словоотбор, тропы);
— любимые образы его поэзии (образы неба, ветра, степи);
— молитвы одиночества лирического героя в “бунинском” пейзаже.
Слайд 18Поразмышляем…
Сгруппируйте стихотворения Бунина по тематическому принципу. Какие стихотворения вы бы
отнесли одновременно к двум или нескольким группам? Почему?
«Слово», «Вечер», «Настанет
день, исчезну я...», «У птицы есть гнездо, у зверя есть нора...», «И цветы, и шмели, и трава, и колосья...», «Детство», «В дачном кресле, ночью, на балконе», «Родине», «Сказка», «Помню — долгий зимний вечер...», «На окне, серебряном от инея...», «Забытый фонтан», «Собака», «Ещё холоден и сыр...», «Густой зелёный ельник у дороги...», «Листопад».
Слайд 19Выполните задания
В приведённых цитатах вставьте на место пропущенного определения
или сравнения нужное, выбрав его из приведённых в скобках. По
каким приметам вы находите бунинский вариант?
а) В дачном кресле, ночью, на балконе...
Океана _______________ шум...
(колыбельный, зловещий, отдалённый).б)Веет юной радостью с полей.
Льётся, как ______ пенье,
Звон костёла, славя воскресенье...
(тоскующее, серебряное, заунывное)
Слайд 20Выполните задания
Определите художественные средства выразительности, используемые поэтом для создания образа:
а)
Вот будет ли такая
Молодая старость у других!б)Вся-то ты гудишь блаженным
звоном
Пчёл и ос, от солнца золотых.в) «Старая яблоня». “Вся в снегу, кудрявом, благовонном”.
г) Незримо по лесам поёт и бродит осень.
— звукопись
— оксюморон
— эпитеты
— олицетворение
— метафора
Слайд 21Подведем итоги урока
Как мы совместим прочитанные стихотворения с темой урока?
В
чем заключается поэтическое мастерство И.А.Бунина?
Каким настроением проникнуты эти лирические тексты?
Почему?