Слайд 2Пятнадцатое столетие было периодом особого расцвета народной поэзии. Песня звучала
тогда повсюду : в деревне, в городе, в феодальном замке
. Она сопровождала человека от колыбели и до могилы. Особенно богата песнями была Шотландия
Слайд 3Лучше всего сохранились, хотя также далеко не полностью и по
преимуществу в поздних текстах, английские и шотландские баллады, составляющие особый
вид народной поэзии.
Слайд 4Баллады передавались устным путем из поколения в поколение. В такой
устной передаче балладный текст неоднократно подвергался творческой переработке, обрастал вариантами.
Слайд 5Песней начинались и песней заканчивались в Шотландии все общественные и
частные дела. Песни пела вся страна, утром, днем, вечером, в
минуты работы и отдыха, радости или горя. На крестинах, свадебных пирушках, при всех веселых сборищах раздавались песни, сопровождаемые звуками волынок.
Слайд 6Баллады возникали еще на рубеже XVII-XVIII в.; одно из последних
исторически засвидетельствованных событий, воспетых в балладе, относится к 1716 г.
Слайд 7В XVI и начале XVII вв. баллады распространялись в народе
в летучих листках, в лубочных изданиях. Их печатали готическим шрифтом
с гравюрами на дереве. Баллады устойчиво сохранялись также и в устной песенной традиции Шотландии
Слайд 8Происхождение сюжетов баллад очень различно: иные имеют своими источниками книжное
предание, христианские легенды, произведения средневековой письменности, рыцарские романы, другие восходят
к устному преданию
Слайд 9Значительная группа баллад носит эпический характер. Таковы, прежде всего, ранние
"исторические" баллады. Они изображают войны между шотландцами и англичанами, героические
подвиги храбрости и мужества в борьбе за личную и национальную свободу.
Слайд 10Шотландские "исторические" баллады дошли до нас в менее поврежденном виде,
чем английские, и они дают нам обобщенное представление о лицах
и событиях
Слайд 11Не менее значительную группу составляют баллады лирико-драматического характера. Главные темы
их - любовь и ненависть в рамках семейных или родовых
отношений, трагедия вражды или стихийной, всепоглощающей страсти.
Слайд 12Чувства мести, ревности и любви бушуют в сердцах действующих лиц;
кровь льется потоками; безумства, преступления, убийства столь же часты, как
и лирические взлеты величайшей любви.
Слайд 13В ряде баллад встречается также сказочный элемент; фантастика народных легенд
и суеверий вплетается в повествование о повседневной жизни
Слайд 14Из всех баллад наибольшей популярностью в течение многих столетий пользовались
баллады о Робине Гуде.
Робин Гуд со своей дружиной лихих
людей, "изгой" и враг феодалов, но друг и защитник бедняков, вдов и сирот. Он рано сделался любимым народным героем.
Слайд 15Балладный цикл о Робине Гуде в том виде, в каком
он дошел до нас, представлен четырьмя десятками отдельных баллад, повествующих
о различных приключениях героя и его товарищей.
Слайд 16В некоторых шотландских балладах мы слышим отголоски национальной вражды к
англичанам, отзвуки разбойничьих набегов, видим зарево пожаров, зажженных вражеской рукой,
испепеляющих замки феодалов и хижины поселян, кровавые схватки военных отрядов
Слайд 17Главной трагической силой, которая почти всегда приводит к катастрофе, является
любовь. Если судьба преследует любящих до конца их жизни, то
они соединяются за гробом. Символом этой любви, которая не знает преград и в самой смерти, становится роза, шиповник или другие цветы, вырастающие на их могилах и сплетающиеся своими ветвями.
Слайд 18В балладах женщины не уступают мужчинам в чувствах ненависти, вражды
или мести. Баллады изображают злую мать, мачеху, жену, которые обезумели
от зависти, ревности или отчаяния.
Слайд 19Слагатели баллад могли слышать многое и при дворах феодальных замков
и во время походов в отрядах феодальных владетелей. Так, им
могли стать известными, предания о короле Артуре, о Горне и Рименгильде об Альдингаре и сэре Лайонеле
Слайд 20Из всей средневековой литературы именно баллады оказали наиболее значительное воздействие
на литературу нового времени. Возрождение интереса к народной балладе в
предромантической литературе второй половины XVIII в. надолго определило развитие английской поэзии.